Списание основных средств в связи с их полным износом
В
соответствии с пунктом 77 Методических указаний №91н, для определения
целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а
также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации
приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят
соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и
лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных
средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители
инспекций, на которых, в соответствии с законодательством, возложены функции
регистрации и надзора за отдельными видами имущества.
В
компетенцию комиссии входит:
осмотр
объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой
технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление
целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных
средств, возможности и эффективности его восстановления;
установление
причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ,
нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные
ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции,
выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);
возможность
использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных
средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; контроль за изъятием
из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных
металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление
контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и
драгоценных металлов, определением их количества, веса;
составление
акта на списание объекта основных средств.
В
акте на списании основных средств должны содержаться данные, характеризующие
объект основных средств:
дата
принятия объекта к бухгалтерскому учету;
год
изготовления или постройки;
время
ввода в эксплуатацию;
срок
полезного использования;
первоначальная
стоимость и сумма начисленной амортизации;
проведенные
переоценки, ремонты;
причины
выбытия с их обоснованием;
состояние
основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
Акт
на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
На
основании оформленного акта на списание основных средств, переданного
бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о
выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта
основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его
нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся
в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с
правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Для
списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются следующие
документы:
Акт
о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма
ОС-4);
Акт
о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
Акт
о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
(форма №ОС-4б).
Акты
составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной
руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им
лицом.
Первый
экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица,
ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием
для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома,
оставшихся в результате списания.
В
случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также
передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
Акт
на списание основных средств может выступать не только как документ
бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.
Бухгалтерский учет
В
соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных
средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Расходы
от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными
расходами согласно пункту 11 ПБУ 10/99.
Мы
уже отмечали, что для учета выбытия объектов основных средств к счету 01
«Основные средства» целесообразно открывать отдельный субсчет «Выбытие основных
средств», в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а
в кредит – сумму накопленной амортизации.
Остаточная
стоимость объекта списывается с кредита счета 01, субсчет «Выбытие основных
средств», в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие
расходы». В данном случае, остаточная стоимость оборудования равна нулю, так
как амортизация по нему начислена полностью.
Расходы,
связанные с ликвидацией оборудования списываются в дебет счета 91 «Прочие
доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом
23 «Вспомогательные производства».
Материальные
ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему
использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату
списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок
учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных
средств, установлен пунктом 54 Положения №34н.
Принятие
к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома
отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета
91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».
Пример
1.
Организация
в октябре 2004 года ликвидирует производственное оборудование, амортизация по
которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 рублей. Работы
по демонтажу и вывозу оборудования осуществлялись силами вспомогательного
производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000
рублей. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости
11 600 рублей, а также металлолом по стоимости 800 рублей.
В
приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов:
01-1»Основные
средства в эксплуатации»;
01-2
«Выбытие основных средств».
Корреспонденция счетов
Сумма,
рублей
Содержание операций
Дебет
Кредит
01-2
01-1
270 000
Списана первоначальная
стоимость ликвидируемого оборудования
02
01-2
270 000
Списана сумма начисленной
амортизации
91-2
23
18 000
Отражены расходы
вспомогательного производства по демонтажу оборудования
10-5
91-1
11 600
Оприходованы запасные части,
полученные при демонтаже оборудования
10-6
91-1
800
Оприходован полученный при
демонтаже металлолом
99
91-9
5 600
Списано сальдо прочих доходов и
расходов (18000 – 11600 – 800)
Налоговый учет
В
соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее НК РФ) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации
основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, а включаются в
состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,
уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Во
многих случаях, при ликвидации объектов основных средств, получают запасные
части, материалы, металлолом и другие материалы. Согласно пункту 13 статьи 250
НК РФ доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при
демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных
средств, признаются внереализационными доходами.
Дата
признания доходов и расходов от ликвидации основного средства зависит от того,
какой метод выбран организацией – метод начисления или кассовый метод.
В
соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 271 НК РФ организация, определяющая
доходы и расходы по методу начисления, стоимость имущества, полученного при
ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату
составления акта ликвидации амортизируемого имущества.
При
кассовом методе такие доходы признаются в момент принятия к учету имущества
согласно пункту 2 статьи 273 НК РФ.
Как
правило, в результате ликвидации основных средств организации получают убыток.
Сумма убытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода, в
котором убыток получен.
Пример
2.
Воспользуемся
данными примера 1 и определим сумму внереализационного дохода и сумму расхода,
которые будут учитываться в целях налогообложения прибыли.
Внереализационный
расход - расходы по демонтажу основного средства в сумме 18000 рублей.
Внереализационный
доход - стоимость оприходованных запасных частей и металлолома в сумме 12 400
рублей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rosec.ru/