Водные проблемы Центральной Азии
Алмаз Калет
Кыргызстан
занимает третье место среди стран СНГ по гидроресурсам, пропуская вперед Россию
и Таджикистан. Только на реке Нарын и ее притоках, по мнению специалистов
Института региональных исследований, в Кыргызстане можно построить 22
гидроэлектростанции с ежегодной выработкой электроэнергии порядка 30 млрд квт/ч
(по данным депутатов 56,9 млрд квт/ч). По словам же председателя депутатского
комитета по стратегическому развитию промышленности и предпринимательства
кыргызского парламента Жаныша Рустенбекова, гидроэнергетический потенциал
Кыргызстана составляет 142,5 млрд квт/ч, который сегодня освоен только на 10%.
В
общем, на первый взгляд кажется, что гидроресурсами Кыргызстан не обделен. Но,
по словам Алексея Сизенцева, специалиста по водопользованию проекта земельных
реформ в Кыргызстане, это далеко не так: «Исторически сложилось, что водные
ресурсы в бассейнах рек Чу, Талас и Сыр-Дарьи распределены между Кыргызстаном и
соседними странами. В бассейне реки Чу Кыргызская Республика использует 58 %
стока, в бассейне реки Талас – 50 %, в бассейне реки Сыр-Дарьи – 18 %, в
бассейне реки Аму-Даръи (река Кызыл-Су) – 20 %. На протяжении сотен лет водными
ресурсами, сформированными на территории Кыргызстана, пользуются все страны
Центрально-Азиатского региона».
Но
вот, что делать с этим богатством – не совсем ясно. То мы хотим продавать его
по мировым ценам, вызывая недопонимание у соседей, то согласны отдавать за
полцены. Вода становится предметом политической торговли между странами
региона. Водная проблема используется в некоторых случаях как метод давления на
ту или иную страну для разрешения конфликтных ситуаций. Учитывая, что почти вся
питьевая и поливная вода сконцентрирована в двух странах региона, все это может
привести к нежелательным политическим последствиям. Символично, что эти страны
– наиболее бедные в регионе – Кыргызстан и Таджикистан, а в воде больше всего
нуждаются богатые страны региона – Узбекистан и Казахстан. Поэтому водная
проблема была чуть ли не единственным козырем у бедных стран при разговоре с
богатыми соседями. Но официальный Ташкент слышать не хочет о продаже воды.
Астана же вяло сопротивляется. Любопытно, что о политизированности водной
проблемы говорят и руководители депутатских комиссий и комитетов кыргызского
парламента.
Одна
из самых обсуждаемых водных проблем – слив воды зимой и ее нехватка летом. Все
это вызвано тем, что зимой Кыргызстан испытывает острую нехватку в
электроэнергии, поэтому вынужден сбрасывать воду из Токтогульского
водохранилища, что приводит к наводнениям в Ферганской долине. Летом же воды
сбрасывается меньше, что является причиной засухи. Для разрешения этой ситуации
депутаты кыргызского парламента предлагают совместными усилиями построить в
верховьях реки Нарын, в районе Камбартинской ГЭС, еще две гидроэлектростанции,
что, по их мнению, обеспечило бы жителей Кыргызстана зимой электроэнергией, а
жителей Казахстана и Узбекистана летом водой. По словам председателя
депутатского комитета по стратегическому развитию промышленности и
предпринимательства кыргызского парламента Жаныша Рустенбекова, строительство
дополнительных ГЭС дало бы Кыргызстану возможность вырабатывать дешевую
дополнительную электроэнергию, накапливать зимой воду в Токтогульском
водохранилище и за счет этого увеличить экспорт электроэнергии в другие страны.
Для соседей же, по словам депутата, появилась бы возможность получения
необходимого количества воды в вегетационный период и дешевую электроэнергию.
Противники
строительства новых гидроэлектростанций есть и среди членов правительства
Кыргызстана, они считают, что некуда будет продавать излишки электроэнергии. В
то же время на экономическом саммите в Бишкеке, прошедшем в мае 2004 года и
посвященном экономическому сотрудничеству Афганистана и стран Центральной Азии,
вице-премьер правительства Кыргызстана Джоомарт Оторбаев заявил, что
правительства Афганистана и Кыргызстана изучают возможные варианты поставки
электроэнергии из Нарынского каскада в северные районы Афганистана. Ближайшие
соседние страны – Узбекистан и Казахстан – также не сидят без дела. Чтобы не
зависеть от кыргызской электроэнергии и воды, страны, распложенные в низовьях,
заняты активной разработкой собственных водохранилищ. Если все-таки это
произойдет, то Кыргызстану, в самом деле, некому будет продавать излишки
электроэнергии, надо будет искать новые рынки сбыта. Но это не так-то легко.
Ни
одна из стран региона не готова решить водную проблему совместными усилиями.
Каждая решает ее в одностороннем порядке, который только ей выгоден. Парламент
Кыргызстана в прошлом году принял закон «О воде», который вызвал предсказуемую,
негативную реакцию в Казахстане и Узбекистане. Правительства этих стран не
хотят платить за водный ресурс странам, расположенным в верховьях рек.
Получается тупиковая ситуация: кыргызское правительство предлагает соседям
совместное разрешение создавшихся проблем, но богатые соседи предполагают, что
официальный Бишкек всего лишь хочет переложить часть груза на их плечи. Поэтому
о каком-либо совместном участии в некоем проекте, способном разрешить проблему,
не идет и речи. Ситуация может осложниться еще и тем, что международные
финансовые институты в Кыргызстане время от времени поднимают проблему
приватизации энергетической отрасли экономики. Если все-таки этот процесс
начнется в Кыргызстане, то он будет иметь далеко идущие последствия для всего
региона.
Пока
перебои с электричеством, питьевой и поливной водой в регионе, в частности в
Ферганской долине, приводят к эскалации социальной напряженности,
межнациональным конфликтам в приграничных районах, где существуют спорные
водные каналы и реки. Граждане не в состоянии оплачивать регулярно растущие с
каждым годом тарифы, в результате чего представители энергетических и водных
служб просто отключают в домах воду и электроэнергию. Вот что говорит житель
города Ош Кубат Насыров: «Наша семья почти регулярно платит за электроэнергию и
воду, но иногда не бывает денег. Я как таксист зарабатываю чистыми всего
шестьсот сомов, а за электроэнергию надо платить около двухсот сомов летом, а
зимой пятьсот сомов. Как жить?»
Почти
все страны региона проблемы водоснабжения и электроэнергии рассматривают
исключительно с точки зрения национальной безопасности. Поэтому все вопросы в
этой плоскости решаются на самом высоком уровне. Но этот уровень не всегда
говорит о результативности. Последняя такая встреча была 11 февраля 2004 года в
Бишкеке, на ней присутствовали заместители премьер-министров и руководители
водохозяйственных и энергетических отраслей экономики Узбекистана, Казахстана,
Таджикистана и Кыргызстана Наряду с текущими вопросами была рассмотрена
проблема Шардарьинского водохранилища в Казахстане. По инициативе депутата
кыргызского парламента Темира Сариева, который недоволен результатами этой
встречи, были инициированы парламентские слушания по этому поводу. Темир Сариев
считает, что отключение электроэнергии в рамках принятых соглашений между
странами региона нарушает права потребителей в Кыргызстане, наносит урон
экономике республики. По его данным, из-за ограничения выработки электроэнергии
на Токтогульской ГЭС Кыргызстан ежедневно теряет около 5-6 млн сомов.
Напомним
кратко суть проблемы Шардарьинского водохранилища, которая является одной из
составляющих частей Нарын-Сырдарьинского гидрокаскада. Из водохранилища
питается река Сыр-Дарья и ирригационная и мелиоративная система всего юга
Казахстана. Но даже при таком интенсивном водопользовании в Шардаре
периодически скапливаются огромные запасы пресной воды, которую сливали в так называемую
Голодную степь (другое название – Арнасайская низменность), расположенную на
территории Узбекистана. В результате этого там появилось настоящее море
засоленной воды – Арнасайское мертвое море. Узбекистан, чтобы защитить себя,
начал строить дамбы в одностороннем порядке. Казахстан считает, что
строительство дамб может привести к реальной угрозе переполнения водохранилища,
тогда плотину просто прорвет, и двадцатиметровая волна воды смоет часть
Южно-Казахстанской области и г. Кызыл-Орду. Поэтому Астана добивается, чтобы
Ташкент открыл Арнасай для сброса воды из Шардары, а Бишкек сократил подачу
воды из Нарынского каскада. Так что водно-энергетическая проблема характерна не
только для Ферганской долины, но и для Центрально-Азиатского региона. Разрешение
этих проблем лежит не только в экономической плоскости, но в
социально-политической.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/