Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансово-экономической деятельности санатория 'Дон' (Пятигорск) + отчёт о преддипломной практике в нём же

1. Общие положения.
Cанаторий «Дон» является филиалом сельскохозяйственного кооператива по санаторно-курортному обслуживанию «Донагрокурорт» Ростовской области, который был создан 26.11.97 года и действует на правах обособленного структурного подразделения кооператива «Донагрокурорт без права юридического лица. Таким образом, в настоящий момент организационно- правовая форма объекта исследования – филиал, форма собственности – кооперативная.
Санаторий существует более 40 лет и первоначально строился на средства нескольких хозяйств одного из районов Ростовской области, которые являясь застройщиками пользовались преимущественным правом для оздоровления своих работников.Санаторий входил в систему здравниц объединения «Росколхозздравница» с центром в гМосква, территориальное руководство осуществлялось объединением «Донколхозздравница» расположенного в г.Ростове.Через систему центральных и региональных органов управления направлялись денежные потоки, распределялись путевки, осуществлялось финансирование строительства, ремонта, покупки оборудования и инвентаря. Преобразование системы отношений в объединении предоставило санаторию «Дон» как и ряду других большую финансовую свободу, в то же время лишив здравницы помощи в реализации путевок. Согласно документам, только 60 % путевок реализует вышестоящая организация , распределяя по долям согласно паев других членов кооператива. Более 40% путевок санаторий должен продавать самостоятельно, учитывая проблемы, возникающие перед предприятиями сельского хозяйства и аграрным комплексом в целом, наличие высокой конкуренции в санаторно-курортной системе , выполнить такие обязательства довольно сложно.За последние 3 года санаторий в среднем за год заполнен на 75-80%.
Филиал пользуется правом оперативного управления закрепленным за ним имуществом (основными и оборотными фондами), не отвечает по обязательствам членов кооператива «Донагрокурорт», а члены кооператива несут ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенного ими пая. Взаимоотношения членов кооператива с филиалами-санаториями могут регулироваться через расчетные цены и путем распределения прибыли. В случае образования убытков филиала они покрываются за счет средств филиала, а при недостатке их – за счет членов кооператива в порядке, установленном Правлением кооператива.
Филиал-санаторий «Дон» (в дальнейшем именуемый «Санаторий «Дон») является специализированным лечебно-оздоровительным учреждением. Основной вид деятельности – санаторно-курортное лечение, основной профиль лечения больных – болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата и нервной системы; дополнительный профиль включает другие виды лечения и услуги.
Санаторий расположен по адресу: г.Пятигорск, ул.Лермонтова 14.Главным врачем санатория уже более 15 лет работает заслуженный врач РФ Левченко А.И.
Вместимость санатория – 150койко-мест, но фактически находятся в эксплуатации 130 мест. Санаторий представлен двумя спальными корпусами, лечебным корпусом, клубом со зрительным и танцзалами, которые соединены теплыми переходами.Имеются все необходимые услуги для полноценного отдыха : сауна , бассейн, бар, бильярдный зал.Ведется строительство отдельно стоящего корпуса с номерами «Люкс» и «Аппартаменты»
Количество номеров: - «Люкс» – 10; - двухместные – 65; - одноместные – 10;
Все палаты оснащены цветными телевизорами, «одноместные» и «Люксы» имеют холодильники. Длительность лечения по путевке – 20 дней, возможны варианты: 12, 15, 18, 21, 24 дня.
Санаторий разрабатывает мероприятия по оказанию дополнительных услуг, которые могут повысить комфортность проживания и лечения.
2. Кадры, использование трудовых ресурсов.
Структура кадров: - Административно- управленческий аппарат; - Врачи; - Ср. мед. персонал - Младший мед. персонал; - Работники пищеблока; - Административно-хозяйственная часть.
В АУП входят: главный врач санатория «Дон», финансовый отдел: бухгалтерия в составе главного бухгалтера и бухгалтеров; экономист.
В обязанности и права главного врача входят: - организация труда, продолжительности рабочего времени, предоставление отпусков, выходных дней в соответствии с Законодательством РФ; - издавать приказы, утверждать инструкции специалистов и других работников; - принимать меры поощрения и налагать взыскания; - имеет право устанавливать разряды рабочих в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником, определять перечень профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в соответствии с действующими типовыми перечнями профессий по отраслям производства; - обнаруживает недостатки в работе и направляет на их устранение.
Бухгалтерия: - ведет финансовый учет и отчетность; - определяет влияние на размер доходности, прибыли и затрат; ассортимент выпускаемой продукции; состав потребителей продукции; географические зоны и каналы распределения путевок и услуг; размер заказа;
- Экономист: оценивает каждый вид выпускаемой продукции, выполненных работ, оказываемых услуг по его прибыльности, степени риска, определяет валовой доход, валовую, налогооблагаемую, чистую прибыль предприятия, рассчитывает калькуляцию затрат койко-дней за период, выручку от реализации, определяют наиболее выгодную и допустимую (с учетом скидок) продажную цену путевок и услуг.
- Врачи, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал оказывают больным и отдыхающим все виды лечебных, оздоровительных и профилактических работ и услуг. Их работа направлена на улучшение качества оказания услуг.
Оперативное управление санатория «Дон» осуществляется главным врачом, который действует на основании доверенности, выданной председателем кооператива «Донагрокурорт».
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, также себестоимость продукции, прибыль и ряд других показателей. При анализе обеспеченности кадрами особое значение уделяется категориям работников наиболее важных профессий (в санатории это прежде всего медицинский персонал: врачи, медицинские сестры и младший мед. персонал).
Рассмотрим структуру кадров санатория «Дон» за 2001год:
Таблица1.
Структура кадров |Наименование |Численность, чел.|Удельный вес,% | |1. АУП |11 |8,9 | |2.Мед. персонал, из них: |50 |40,7 | |- врачи |12 |9,8 | |- средний мед. персонал |17 |13,8 | |- младший мед. персонал |21 |17,1 | |3. Работники пищеблока |17 |13,8 | |4. АХЧ |19 |15,5 | |5. Строительная группа |26 |21,1 | |ИТОГО: |123 |100 |
Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес занимает мед. персонал – 40,7%
Таблица 2.
Анализ фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы за 2001 г | |3 квартал |4 квартал |отклонения | |Наименование | | | | | |ФЗП, |Ср.з/пл|ФЗП, |Ср.з/п|в % к |ФЗП |Ср.зп| | |Руб. | |руб. | |итогу |руб. |руб. | | | |руб. | |руб. | | | | |1. АУП |17900 |1627 |22030 |2002 |123,0 |+4130 |+375 | |2. Врачи |19672 |1639 |21255 |1771 |108,0 |+1583 |+132 | |3. Ср.мед.персон.|22133 |1301 |27154 |1597 |122,8 |+5021 |+296 | |4.Младш. мед.пер |15062 |717 |16390 |780 |108,8 |+1328 |+63 | |5. Пищеблок |10997 |646 |13252 |779 |120,6 |+2255 |+133 | |6. АХЧ |16095 |847 |16745 |881 |104,0 |+650 |+34 | |7. Стройбригада |36324 |1397 |23805 |915 |65,5 |-12519 |-482 | |ИТОГО: |138183 |1133 |140631 |1143 |101,8 |+2448 |+10 |
Из данных таблицы следует,что в санатории произошло увеличение фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы в 4 квартале по сравнению с 3 кварталом; прирост в целом составил 1,8% или 2448 руб. фонда зар.платы и 10 руб. средней зар.платы. В 4 квартале среднемесячная зар.плата на одного работающего увеличилась по всем подразделениям, кроме стройбригады, так как это снижение зар.платы связано с уменьшением объема работ.
По остальным категориям работающих наибольший прирост 23% составил у АУП, затем 28,8% у среднего мед.персонала и 20,6% у работников пищеблока.
Увеличение заработной платы за 4 квартал объясняется выполнением плана обслуживания санаторно-курортных услуг на 137,5% и начислением премии из фонда заработной платы в сумме 45500 рублей. Средняя заработная плата также увеличилась в 2001 году по сравнению с 1999 годом, ее прирост составил 39,2% (увеличение с 739 рублей до 1029 рублей). Прирост фонда заработной платы в 2001году по сравнению с 2000годом также составил 39,2%.
Для анализа эффективности использования фонда заработной платы рассчитаем такой показатель как производительность труда.
Уровень производительности труда = объем реализации (выручка) / среднесписочную численность работающих.
Таблица 3
Динамика показателей выручки, численности, ПТ | | | |Отклонения | |Показатель |2000год |2001 год | | | | | |+,- |% | |1. Объем реализации, руб. |12296648 |18356360 |+6059712 |149,2 | |2. Среднесписочная числ-ть |123 |123 |-8 |94,4 | |3.Производительность труда |85990 |135973 |+49983 |158,1 | |4. Затраты |12002556 |16447000 |+4444444 |137,0 |
Данная ситуация свидетельствует о благоприятной тенденции роста объема реализованной продукции и увеличении производительности труда. Увеличение затрат произошло в меньшей степени, чем рост объема реализации. Прирост затрат составил 37%, а прирост объема реализации составил 49,2%, что свидетельствует о снижении затрат на 1 рубль реализованной продукции. Снижение среднесписочной численности на 8 человек или на 5,6% не повлияло на увеличение объема реализации и производительности труда.
Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо также использовать такие показатели как выручка, сумма валовой, чистой прибыли в целом и в расчете на 1 рубль заработной платы, долю затрат на оплату труда в валовой себестоимости. Необходимо изучить динамику этих показателей.
Таблица 4
Показатели эффективности использования фонда заработной платы |Показатель |1999 г. |2000 г. |2001 г. | |Выручка на 1 рубль заработной платы, руб |5,08 |5,50 |6,08 | |Сумма валовой прибыли на 1 рубль зар.пл,руб.|0,45 |0,13 |0,63 | | |0,03 |0,07 |0,48 | |Сумма чистой прибыли на 1 рубль зар.пл., руб|0,22 |0,18 |0,18 | | | | | | |Уд.вес зар.пл. в валовой себестоимости, % | | | |
Первые три показателя должны стремиться к максимуму, т.е. увеличиваться, а последний – к минимуму, уменьшаться. Из данных таблицы 4 видно, что предприятие повысило эффективность использования средств на оплату труда в 2001 году.
3. Учет выручки от реализации
С учетом специфических отраслевых особенностей деятельности санаториев, выручкой от реализации санаторно-курортного обслуживания является не факт поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу, а факт оказания всего комплекса услуг, предусмотренного калькуляционными статьями по продажной (отпускной цене). То есть выручка от реализации в санатории – это количество проведенных койко-дней по цене реализации за отчетный период. Санаторные услуги оформляются путевками или курсовками.
Обязательства санатория по предоставлению услуг отдыхающим и лечащимся оформляются бланком санаторной путевки, который изготовлен типографским способом, имеет все необходимые для путевки реквизиты, в том числе номер и цену.
Учет выручки от реализации путевок учитываются по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг).
Путевки в санатории, как правило, продаются до начала указанного в них срока заезда. Момент передачи покупателю или посреднику путевки отражается бухгалтерской записью:
Д-т 62 К-т 83 – стоимость путевок учитывается как доходы будущих периодов, по которым срок заезда еще не наступил.
Для оперативного (текущего) и управленческого учета целесообразно выделить еще ряд хозяйственных операций:
Д-т К-т
1) 62 76 – сумма задолженности покупателей за переданные им путевки;
2) 76 83 – стоимость путевок учитываются как доходы будущих периодов, по которым наступил срок заезда в соответствии с графиком заезда;
3) 83 46 – списываются отработанные койко-дни в отчетном периоде. К счету 46 могут быть открыты субсчета:
1- курортные услуги; 2-куротно-амбулаторное лечение; 3.Лечебно- диагностические процедуры;
4) 50,51 62 – поступили денежные средства от покупателей.
Как правило, оплата за полученные санаторные путевки производится предварительно до наступления сроков заезда, поэтому при получении аванса выполняется запись:
1) Д-т 51,50 К-т 64 – поступил аванс от покупателей за проданные путевки;
2) Д-т 64 К-т 62 – в счет дебиторской задолженности покупателей засчитывается поступивший от него аванс.
При наличной оплате: 1) Д-т 62 К-т 46 – реализация путевок; 2) Д-т 50 К-т 62 – поступление в кассу денежных средств; 3) Д-т 46 К-т 86 – расчеты с бюджетом; 4) Д-т 46 К-т 80 – сумма выручки от реализации.
Структура выручки от реализации представлена в таблице 5.
Таблица 5.
Выручка от реализации (за минусом НДС): |Наименование |2001 год |Уд.вес,|2000год |Уд.вес,| | |руб. |% |руб. |% | |Санаторно-курортное обслуживание |18202672 |99,1 |12105409 |98,4 | |Услуги, облагаемые НДС | | | | | |Услуги, облагаемые налогом на |72456 |0,4 |109216 |0,9 | |вмененный доход |27756 |0,2 |40612 |0,3 | |Товарооборот | | | | | |Итого: |66843 |0,3 |41411 |0,3 | | |18369727 |100 |12296648 |100 |
Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес занимает санаторно-курортное обслуживание, на долю которого приходится около 100% в общей сумме выручки от реализации. Платные услуги в 2000 году были переведены на вмененный доход (зубопротезирование, парикмахерская). Услуги с НДС 20% включают в себя сауну и бильярд.
1. Анализ финансовых результатов.
Прибыль предприятия - важный показатель эффективности его деятельности. Понятие прибыли различаются в зависимости от стадии ее формирования. Балансовая прибыль отчетного периода представляет собой алгебраическую сумму: 1) результата от реализации продукции (работ, услуг); 2) от реализации имущества; 3) сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Балансовая прибыль в санатории сложилась следующим образом: 1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определилась как разность между выручкой от реализации без НДС и себестоимостью продукции (работ, услуг).
Таблица 6.
Прибыль от реализации в 2001 году сложилась следующим образом: |Выручка, руб. |Валовый доход,|НДС, |Себестои-мос|Прибыль, | | |руб. |руб. |ть, руб. |руб. | |Санаторно-курортное |18202672 |___ |16334023 |1868649 | |лечение | | | | | |Услуги |72456 |12076 |42620 |17760 | |Товарооборот |66843 |1291 |52517 |13035 | |Услуги, облагаемые |27756 |___ |17840 |9916 | |вмененным налогом | | | | | |Итого: |18369727 |13367 |16447000 |1909360 |
Таким образом, прибыль от реализации = ВР – НДС – Себестоимость; 2) прибыль от реализации имущества определяется как разность между выручкой от реализации этого имущества, очищенной от косвенных налогов и первоначальной или остаточной стоимостью реализуемого имущества. Прибыль от реализации основных средств составила 33614 рублей;
3) прибыль от внереализационных операций = доходы от внереализационных операций – расходы от внереализационных операций
Доходы от внереализационных операций (не связанных с реализацией продукции): - проценты по депозитным вкладам в ЗАО КБ «Пятигорск» 194515.
Прибыль составила 194515 рублей.
Итого: Валовая П = П от реализации продукции + П от реализации имущества + П от внереализационных операций
Валовая П = 1909360 + 33614 + 194515 = 2137489 руб.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составлена таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности санатория из формы № 2.
Таблица 7.
Динамика показателей прибыли(руб ) |Показатели |Отч. Пер |Баз. пер. |в % к | | |руб. |руб |баз. пер.| |Выручка от реал. Услуг, |18356360 |12296648 |149,27 | |Себестоимость реал. услуг |16447000 |12002556 |137,28 | |Валовый доход |1909360 |294092 |649,24 | |Расходы (коммерческие, управл.) |___ |___ | | |Прибыль от реализации, в том ч.: |1909360 |294092 |649,24 | |по санаторно-курортному |1868649 |242854 |769,45 | |обслуживанию; | | | | |по услугам, облагаемым НДС; |17760 |10252 |173,23 | |по услугам, облагаемым налогом на |9916 |38689 |25,63 | |вмененный доход; | | | | |по товарообороту. |13035 |2297 |567,48 | |Сальдо операционных результ. |- 62385 |- 106786 |-58,4 | |Сальдо внереализац. результатов |__ |__ | | |Прибыль до налогообложения |1846975 |187306 |986,0 | |Прибыль от обычной деятельност |1463411 |135661 |1078,73 | |Чистая прибыль (нераспределенная | | | | |прибыль (убыток) отчетного периода)|1463411 |135661 |1078,73 |
Из данных таблицы 7 следует, что рост прибыли по отношению к предшествующему периоду составил 649,24%, что привело также к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль до налогообложения. Это свидетельствует об использовании организацией льготного механизма налогообложения. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Произошло увеличение отрицательного сальдо операционных результатов (рост составил 58,4%).
Вместе с тем положительной ситуацией явились опережающие темпы роста выручки от реализации и прибыли от реализации над темпами роста себестоимости. Опережающий темп прироста выручки от реализации над темпом прироста себестоимости составил 11,99 пункт.
Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации продукции, которая в отчетном периоде составила 10,4%, а в базисном периоде 2,4%.
Рентабельность продукции = Прибыль от реализации / Выручка от реализации *100 = 1909360/18356360*100=10,4%
Аналогично расчитывается рентабельность базисного периода.
Прирост рентабельности составил 8%, что намного выше , чем за предшествующий период.
1. Особенности анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия в условиях инфляции
Высокий рост прибыли от реализации связан не только со спросом на продукцию, но и с инфляционными процессами. Чтобы инфляция не обесценивала доходы и поступления предприятия, необходимо проводить анализ воздействия инфляции на свое финансовое положение, к необходимости учета этого воздействия в повседневной практике. Малейшая отсрочка платежей может привести к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося дохода. Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия в оборотных средствах, потому что затраты предприятия на элементы затрат, включенные в себестоимость продукции по ценам базисного периода и возвращающиеся в составе выручки от реализации, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и обязательств.
В условиях инфляции финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источниками необъективной информации, так как различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью. Например, денежная наличность и дебиторская задолженность, представляющая собой требования о выплате фиксированной суммы в будущем, в связи с инфляцией теряют свою стоимость и ведут к убытками предприятия на сумму снижения покупательной способности денег. И наоборот, предприятие, увеличивающее свою кредиторскую задолженность, т.е. придерживающее оплату счетов поставщиков и других обязательств ( по оплате труда, с бюджетом, соц. Страху и прочими кредиторами), извлекают из этого выгоду, потому что могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательской способностью.
Стремясь сохранить реальный уровень оплаты труда, предприятия увеличивают фонды потребления в ущерб фондам накопления и развития. Однако, выдвижение на первый план тактических задач наносит вред стратегическим целям и интересам предприятия, ведет к «проеданию» средств, предназначенных для расширенного воспроизводства. Высокая инфляция затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия.
1. Учет затрат на продукцию.
В повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для организации качественной работы по обслуживанию отдыхающих большую роль играет правильно организованный учет затрат.
Учет и калькулирование должны опираться на систему технико- экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат. Для обеспечения единообразования применяемых методов планирования, учета затрат, включенных в себестоимость продукции, работ и услуг, постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 и последующими изменениями и дополнениями утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для экономически обоснованного определения общей суммы затрат на обслуживание отдыхающих и больных и для исчисления себестоимости путевок затраты группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Согласно « Положению о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции» все затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: - материальные затраты (за вычетом отходов); - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация основных фондов; - прочие элементы.
По элементам составляются сметы, определяющие общую сумму затрат на обслуживание отдыхающих и больных по видам обслуживания (лечение, стационар, курортно-амбулаторное лечение и др.), на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Учет затрат по элементам является важным фактором контроля за исполнением смет, так как показывает, что, сколько и по каким направлениям расходуется.
В группу «Материальные затраты» включаются продукты питания, вспомогательные материалы – топливо, энергия. К вспомогательным материалам относятся расход медикаментов, перевязочных материалов, медспецматериалов, ремонтных, хозяйственных материалов, а также стоимость запчастей для ремонт оборудования, износ инструментов, приспособления и т.д.
В элементе «Затраты на оплату труда» учитываются затраты на оплату труда основного обслуживающего персонала, работников вспомогательных и обслуживающих хозяйств, персонала управления, включая премии, компенсации.
В элемент «Отчисления на соц.нужды» включаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам госсоцстраха, Пенсионного фонда, фонда занятости и обязательного медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость по элементу «Затраты труда», кроме тех видов оплат, на которые страховые взносы не начисляются.
В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм.
К «Прочим затратам» в составе себестоимости относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы загрязняющих веществ, затрат на оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, подъемные, оплата сторонним организациям за сторожевую, пожарную охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов или их отдельных частей, амортизация по нематериальным активам, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости услуг, продукции, работ.
Таким образом, классификация затрат по экономическим элементам является сложным и ответственным участком учетной работы и анализа.
Сведения о затратах по каждому из указанных элементов группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Но для контроля за составом затрат для наглядности ( куда и на что эти затраты произведены) ведется учет затрат, включенных в себестоимость услуг, по калькуляционным статьям затрат. Поэтому большое значение имеет калькулирование затрат по статьям.
Рассмотрим на примере раскладку по калькуляционным статьям себестоимости обслуживания отдыхающих в санатории за 2001 год.
Таблица 8.
Статьи затрат, включаемые в себестоимость санаторно–курортных услуг |Статьи затрат |Сумма, |Уд. | | |руб. |вес, % | |Расходы на оплату труда |3017880 |19,6 | |Отчисления на социальные нужды |1231602 |8,0 | |Продукты питания |2402184 |15,6 | |Лечебные процедуры |1687943 |11,0 | |Культмероприятия |94136 |0,6 | |Хозяйственные расходы |3052885 |19,9 | |в том числе: | | | |топливо; |534804 | | |электроэнергия; |620215 | | |водоснабжение; |768520 | | |стирка белья; |159239 | | |текущий ремонт оборудования; |174741 | | |транспортные расходы; |333944 | | |содержание помещений и территорий; |300545 | | |охрана труда и техника безопасности |149065 | | |заготовительские, складские расходы |11812 | | |7. Износ малоценного инвентаря |485373 |3,2 | |8. Амортизация основных средств |314087 |2,0 | |9. Отчисления на благоустройство |326384 |2,1 | |10.Административно-хозяйственные расходы |106162 |0,7 | |11.Содержание СХК по СКО «Донагрокрорт» |399529 |2,6 | |12. Ремонтный фонд |1634098 |10,7 | |13. Налоги |609784 |4,0 | |ИТОГО: |15362047 |100 |
Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат, относимых на себестоимость продукции, занимают такие статьи затрат как «Хоз. расходы» – 19,9%, «Затраты на оплату труда» – 19,6%, «Продукты питания» – 15,6%, «лечебные процедуры» – 11%, «ремонтный фонд» – 10%.
Таким образом, по элементам затрат наибольший удельный вес приходится на «Материальные затраты» (около 50%).
5.1.Определение цены на услуги
Цена на путевку складывается исходя из себестоимости за отработанные койко-дни и себестоимости путевки за период. Планирование цены на путевку расчитывается следующим образом:
Себестоимость за период / койко-дней в периоде = себестоимость на 1 отработанный койко-день
Себестоимость на 1 койко-день * количество койко-дней (10,12,21,24) = себестои мость путевки
Себестоимость путевки + прибыль (рентабельность) = Цена на путевку
6. Распределение балансовой прибыли
Балансовая прибыль
Налоги и сборы: Прибыль в распоряжении - налог на имущество; предприятия - налог на прибыль; - прочие налоги и сборы. Отчисления Чистая прибыль
экономические фонды: санкции; накопления;
% за кредит; потребления; прочие расходы, резервный. покрываемые за счет прибыли
Рисунок 1. Схема распределения балансовой прибыли.
Балансовая прибыль является налогооблагаемой базой для расчета некоторых налогов и платежей (налог на прибыль), но может и корректироваться.
После уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет за счет прибыли, остается прибыль в распоряжении предприятия. В ее состав могут входить и расходы. После их отчислений и уплаты остается чистая прибыль, которая является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Из рисунка 6.1. количественно она представляет собой разность между суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, покрываемых за счет прибыли.
Таблица 9.
Определение суммы чистой прибыли
|Показатель |Сумма, руб. |Уд. вес,% | |Балансовая прибыль |2137489 |100 | |Налоги из П, в т. ч.: |674078 |31,5 | |налог на имущество; |11898 |0,5 | |налог на прибыль; |383564 |17,9 | |налог ЖКХ; |274558 |12,8 | |муниципальный сбор. |4058 |0,2 | |3. Чистая прибыль (п.1-п.2) |1463411 |68,5 |
Чистая прибыль определяется как разница между прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот.
Налоговые отчисления от величины балансовой прибыли, составляют 31,5%, а чистая прибыль составила 68,5%.
Часть чистой прибыли в санатории соответственно распределяется в фонды: развития, материального поощрения, социально-культурных мероприятий.
Фонд развития направлен на создание новых, расширение, реконструкцию действующих основных средств, на прирост оборотных средств и другие мероприятия по развитию производства.
Фонд материального поощрения используется для премирования рабочих, руководящих, ИТР и др. категорий работников санатория, на оказание единовременной материальной помощи сотрудникам.
Фонд социально-культурных мероприятий предназначен для строительства жилья и др. объектов соцкультбыта, на улучшение культурно-бытового и мед. обслуживания работников санатория, приобретение путевок в оздоровительные учреждения и дома отдыха.
7.Налогообложение.
Налоговая система включает в себя прямые и косвенные налоги. Подсистема прямого налогообложении включает в себя прямые налоги на доход, прибыль, имущество, которые взимаются как часть налогооблагаемой базы. Прямые налоги на доход уплачиваются независимо от дальнейшего использования полученных средств на накопление или потребление и обычно уплачиваются в момент получения. Косвенные налоги связаны с потреблением продукции. Косвенное налогообложение характеризуется тем, что тяжесть налога возлагается не на весь доход плательщика, а лишь на ту его часть, которая тратиться. Косвенные налоги механически увеличивают цену товара и чаще всего рассматриваются как добавка к цене, например, налог на добавленную стоимость.
Санаторий уплачивает следующие налоги за счет прибыли:
1) налог на прибыль: Д-т 81 К-т 68 – 383564 руб. Предприятие имеет льготу по налогу на прибыль, которая не должна превышать 3% от размера валовой прибыли. По действующему законодательству прибыль облагается налогом по ставке 30%, из них сумма налога из прибыли по ставке 11% перечисляется в федеральный бюджет.
2) налог на имущество: Д-т 80 К-т 67 – 11898 руб.
Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества, находящаяся на балансе предприятия. При расчете среднегодовой стоимости имущества в расчет принимается сальдо по следующим балансовым счетам: 01, 02, 04, 05, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 20, 23, 31, 40, 41, 42.
Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается по средней хронологической:
Ѕ*х1 + х2 + х3 + х4 + Ѕ* х5
4 где х – стоимость имущества на отчетную дату: 1,01; 1,04; 1,07; 1,10; 1,01.
1) В данном случае в 2001 году стоимость имущества на отчетные даты составила (руб.): 1.01 1.04 1.07 1.10 1.01 15598994 15230996 16365958 15696138 15671074
2) Стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы, (руб): 14979281 14711988 15655405 15125430 15072182
3) Итого налогооблагаемая база (п.1-п.2) , руб.: 559713 519008 710553 570708
598892
Расчет среднегодовой стоимости имущества:
Ѕ*559713 + 519008 + 710553 + 570708 + Ѕ*598892 = 594892,87 руб.
4
Расчет налога на имущество (из Приложения №1 к Инструкции ГСН РФ): 1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период :594893, руб. 2. Ставка налога на имущество 2% 3. сумма налога на имущество (п.1*п.2) 11898 4. Начислено в бюджет 8974 5. Причитается к уплате 2924
Рассчитанный таким образом налог вносится ежеквартально как разность между суммой налога за отчетный период и суммой налога, уплаченной в предыдущем периоде. По окончании года производится окончательный перерасчет суммы налога на имущество с внесением дополнительных платежей или возвратом из бюджета. Сумма начисленного налога на имущество исчисляется нарастающим итогом в течение года.
3) муниципальный сбор: Д-т 80 К-67 4058 руб. Расчитывается исходя из МРОТ и среднесписочной численности работающих санатория (135 человек) и умножается на периодичность составления отчетности. Ставка налога 3%. Налог уплачивается в местный бюджет.
4) сбор на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы: Д-т 80 К-т 67 274558 руб. Налогооблагаемая база – валовой доход, очищенный от косвенных налогов. Ставка налога 1,5%. Налог уплачивается в местный бюджет.
Налоги, относящиеся на себестоимость: 4) налог на землю: Д-т 20 К-т 67. Расчитывается исходя из площади земли и умножается на ставку налога на землю.
5) налог на пользователей автодорог: Д-т 20 К- 67. Ставка налога 2% - в федеральный дорожный фонд, 0,5% - в территориальный фонд.
Налогооблагаемая база расчитывается также как база налога ЖКХ.
Предприятие уплачивает также еще некоторые налоги и сборы, которые увеличивают не только налоговое бремя, но и отрицательно сказываются на себестоимости услуг, которые являются социально значимыми.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Анализ и оценка финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных показателей.
Информационными источниками для расчета показателей и проведения анализ служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность:
Форма №1 «Бухгалтерский баланс»,
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»,
Форма №3 «Отчет о движении капитала»,
Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»,
Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Основными методами анализа финансового состояния являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный.
1. Оценка и анализ имущественного положения.
Цель структурного анализа – изучение структуры и динамики средств и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния предприятия. Анализ имущественного положения рекомендуется проводить при помощи сравнительного аналитического баланса, который можно получить из исходного путем уплотнения статей и дополнения его различными показателями:
1) показатели структуры (абсолютные величины и удельные веса); 2) показатели динамики (изменения); 3) показатели структурной динамики (изменения в % к величинам на начало периода, изменения в % к изменению валюты баланса). Этот баланс фактически включает показатели горизонтального и вертикального анализа, что позволяет упростить работу по их проведению.
Анализ имущества предприятия проводится для выяснения общих тенденций изменений структуры баланса, выявления основных источников средств (разделы пассива баланса) и направлений их использования (разделы актива баланса). Результаты расчетов для анализа структуры имущества предприятия содержатся в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный аналитический баланс | |Абсолютные |удельные веса, | | | |величины руб. |% |и з м е н е н и я | |Показа-тели | | | | | | | | | |Баланса | | | | |АКТИВ: | | | | | | | | | |1.Внеоборотн.|15648 |15826,9|72,4 |68,8 |+178,9 |-3,6|+1,1 |+13,0| | | | | | | | | | | |активы |5960 | |27,6 |31,2 |+1196,3| |+20,1| | |2. Оборотн. | |7156,3 | | | |+3,6| |+87,0| |Активы | | | | | | | | | |БАЛАНС |21608 |22983,2|100 |100 |+1375,2|0 |6,4 |100 | |ПАССИВ: | | | | | | | | | |3. Капитал и |19545 |20703,6|90,5 |90,1 |+1158,6|-0,4|+5,9 |+84,2| |резервы | | | | | | | | | |4.Долгосрочн.|___ | | | | | | | | |обязательства| |___ | | | | | | | | |2063 | |9,5 |9,9 | | |+10,5| | |5.Краткосрочн| |2279,6 | | |+216,6 |+0,4| |+15,8| |. | | | | | | | | | |обязательства| | | | | | | | | |БАЛАНС |21608 |22983,2|100 |100 |+1375,2|0 |+6,4 |100 |
В таблице1 представлены абсолютные величины, их удельные веса в общей величине валюты баланса, изменения абсолютных величин и удельных весов. В графе 8 ( гр.6/гр.2*100) отражены приросты активов и пассивов, в гр.9 отражены доли изменений (прирост/уменьшение) по каждому виду активов и пассивов в изменении валюты баланса.
Из данных таблицы видно, что общая стоимость имущества предприятия увеличилась на 1375,2 тыс. руб. или на 6,4%. Доля оборотных активов увеличилась в общей сумме активов, их прирост составил 20,1% или 1196,3 тыс. руб. Доля внеоборотных активов уменьшились в общей сумме активов, а в стоимостном выражении увеличилась на 178,9 тыс. руб., их прирост составил 1,1%. Это свидетельствует об опережающих темпах прироста доли мобильных средств над темпами прироста иммобилизованных активов.
Рост стоимости имущества со стороны пассивов обусловлен увеличением собственных средств на 1158,6 тыс. руб., прирост их составил 5,9%. Доля краткосрочных обязательств также увеличилась на 216,6 тыс. руб., их прирост составил 10,5%. Удельный вес доли собственных средств уменьшился в общей сумме пассивов, это свидетельствует об опережающих темпах роста краткосрочных обязательств над темпом роста капитала и резервов.
Анализ показателей структурной динамики активов показывает благоприятную тенденцию: 87% всего прироста активов обеспечено за счет прироста оборотных активов, а 13% - внеоборотных активов. Темп прироста оборотных активов почти в 20 раз больше темпов прироста внеоборотных активов, что определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности активов и создает благоприятные условия для повышения эффективности деятельности предприятия. Таким образом, вновь привлеченные средства вложены в основном в наиболее ликвидные активы, что укрепляет финансовую стабильность предприятия.
1. Анализ структуры активов баланса.
Активы предприятия состоят из внеоборотных и оборотных активов. Поэтому наиболее общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов: к-т = оборотные активы / внеоборотные активы к-т на нач. пер. = 0,38 к-т на кон. пер. = 0,45
Увеличение данного коэффициента на конец 2000 года свидетельствует о благоприятной тенденции увеличения доли оборотных активов по сравнению с началом 2000 года.
Более конкретный анализ структуры активов и ее изменения проводится по таблице 2
Таблица 2
Сравнительный аналитический баланс (актив).
| |Абсолютные |удельные веса,| | | |величины руб. |% |и з м е н е н и я | |Статьи | | | | | | | | | |баланса | | | | |АКТИВ: | | | | | | | | | |1.Внеоборо|15648 |15826,9|72,4 |68,8 |+178,9 |-3,6 |+1,1 |+13 | |т | | | | | | | | | |активы: |14063 | |65,1 |59,9 |-290,9 |-5,2 |-2,1 |-21,2 | |1.1.ОС |1585 |13772,1|7,3 |8,9 |+469,8 |+1,6 |+29,6|+34,2 | |1.2.незаве| | | | | | | | | |р. |5960 |2054,8 |27,6 |31,1 |+1196,3|+3,6 | |+87 | |строит-во | | | | | | |+20,1| | |2.Оборотн.|1485 |7156,3 |6,9 |8,3 | |+1,4 | |+30,1 | | |2293 | |10,6 |3,7 |+413,9 |-6,9 | |-104,8| |активы |___ |1898,9 |0 |4,4 |-1441,7|+4,4 |+27,9| | |2.1.запасы| |851,3 | | | | | |+72,7 | | |2182 |1000 |10,1 |14,8 |+1000 |+4,7 |-62,9| | |2.2.Д-т | | | | | | | |+89,0 | |зад. | |3406,1 | | |+1224,1| |+100 | | |2.3.кратко| | | | | | | | | |ср. фин. | | | | | | |+56,1| | |влож. | | | | | | | | | |2.4.ден.ср| | | | | | | | | |-ва | | | | | | | | | |БАЛАНС |21608 |22983,2|100 |100 |+1375,2|0 |6,4 |100 |
Ситуация, когда внеоборотные активы представлены основными средствами и незавершенным строительством, характеризует предприятие, направленное на создание материальных условий расширения основной деятельности организации. При этом произошло увеличение незавершенного строительства на 469,8 тыс. руб. (прирост составил 29,6%).
Прирост оборотных активов составил 20,1%, при этом произошло значительное увеличение запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, также произошло уменьшение дебиторской задолженности на 62,9%, что характеризует ситуацию положительно.
3. Анализ структуры пассивов предприятия.
Пассивы организации (т.е. источники финансирования ее активов) состоят из собственного капитала и резервов, долгосрочных заемных средств, краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности. Обобщенно источники средств можно поделить на собственные и заемные (приравнивая к последним и кредиторскую задолженность).
Таблица 3
Сравнительный аналитический баланс (пассив). | |абсолютные |Удельные веса,| | | |величины руб. |% |и з м е н е н и я | |Статьи | | | | | | | | | |Баланса | | | | |ПАССИВ: | | | | | | | | | |3..Капитал|19545 |20703,6|90,5 |90,1 |+1158,6|-0,4 |+5,9 |+84,2 | |и резервы | | | | | | | | | |3.1.Добаво|16164 | |74,8 |72,7 | |-2,1 |+3,3 |+39,3 | |чный | |16704 | | |+540 | | | | |капитал |3571 | |16,5 |13,2 | |-3,3 |-15,3 |-39,7 | |3.2.Целевы| |3025,6 | | |-545,4 | | | | |е фин. и | | | | | | | | | |пост. |___ | | | | | | | | |4.Долгоср.|2063 |___ |9,5 |9,9 | |+0,4 |+10,5 |+15,8 | |обязат-ва | |2279,6 | | |+216,6 | | | | |5.Краткоср|___ | | | | | | | | |. | |___ | | | | | | | |обязательс|1530 | |7,1 |8,4 | |+1,3 |+25,9 |+28,8 | |т. |533 |1926,2 |2,5 |1,5 |+396,2 |-1,0 |-33,7 |-13,1 | |5.1.Займы | |353,4 | | |-179,6 | | | | |и кредиты | | | | | | | | | |5.2.К-т | | | | | | | | | |зад. | | | | | | | | | |5.3.Доходы| | | | | | | | | |буд. пер. | | | | | | | | | |БАЛАНС |21608 |22983,2|100 |100 |+1375,2|0 |+6,4 |100 |
Резких изменений в структуре пассива за данный период не наблюдалось. Увеличение добавочного капитала на 1158,6 тыс. руб. свидетельствует о переоценке основных фондов. Почти на 400 ты с. руб. произошло увеличение кредиторской задолженности.
4. Анализ финансовой устойчивости.
4.1. Анализ обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
Финансовая устойчивость характеризуется обеспеченностью запасов и затрат источниками их формирования. Для анализа необходимо расчитать излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, которая расчитывается как разница между величиной источников средств и величиной запасов. Общая величина запасов учитывается в балансе по строке 210 (1485000 на начало года и 1898900 на конец года).
Для характеристики источников используются несколько показателей: 1) собственные оборотные средства (СОС): (собственный капитал – внеоборотные активы; собственный капитал = р.3 – «убытки» + «доходы будущих периодов»): С.К.
20703600 – 489400 + 353400 = 20567600; С.О.С. = 20567600 – 15826900 = 4740700 руб. на конец года; и на начало года С.К. = 19888000 руб.
С.О.С. = 4240000 руб.
2) наличие собственных оборотных и долгосрочных заемных средств: собственные оборотные средства + долгосрочные заемные средства;
3) общая величина источников формирования: собственные оборотные средства + долгосрочные + краткосрочные заемные средства.
2-й и 3-й показатели равны 1-му, т.к. предприятие не использует заемные средства и равны 4740700 рублей на конец года и 4240000 руб. на начало года.
Показатель обеспеченности запасов и затрат источниками формирования – это излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования (собственные оборотные средства) запасов:
Собственные оборотные средства – запасы
На начало года = 4240000 – 1485000 = 2755000 руб. На конец года = 4740700 – 1898900 = 2841800 руб.
Финансовая ситуация предприятия приравнивается к абсолютной устойчивости – это финансовая устойчивость, когда все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов:
Собственные оборотные средства больше запасов и затрат, т.е. формируется излишек собственных оборотных средств. Абсолютная устойчивость финансового состояния характеризуется высоким уровнем рентабельности и отсутствием нарушений финансовой дисциплины.
2. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости.
Устойчивость финансового состояния характеризуется системой финансовых коэффициентов. Их анализ заключается в сравнении их с базовыми величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период. Значения коэффициентов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ финансовых коэффициентов
|Наименование коэффициента |Нормальное |На начало |На конец | | |ограничение |периода |Периода | |1.Автономии |Min 0.5 |0.92 |0.89 | |2.Соотношения заемных и | | | | |собственных средств |Max 1 |0.05 |0.09 | |3.Маневренности |>0.5 |0.21 |0.23 | |4.Обеспечение запасов и | | | | |затрат собственными |>1 |2.9 |2.5 | |источниками | | | | |5. к-т обеспеченности |Min 0.1 |0.71 |0.66 | |собственными средствами или | | | | |источниками формирования | | | | |6. Автономии источников |__ |0.20 |0.21 | |формирования запасов | | | |
1. К-т автономии: Собственный капитал / валюту баланса. Снизился с 0.92 до 0.89 незначительно и соответствует нормативному значению. Свидетельствует о финансовой независимости предприятия.
2. К-т соотношения заемных и собственных средств: Заемные средства / собственные средства или
(Р.4 + р.5 – «Доходы будущих периодов») / (р.3 – «Убытки» + «Доходы буд.пер.»).
Увеличился незначительно с 0,05 до 0,09, соответствует нормативному значению. Говорит о том, что предприятие использует собственные средства для покрытия своих обязательств.
3. К-т маневренности: Собственные оборотные средства / собственный капитал Изменился незначительно, что свидетельствует о незначительном изменении величины собственных средств и сохранении возможностей в маневрировании этими средствами на прежнем уровне.
4. Обеспечение запасов собственными источниками : Собственные оборотные средства / запасы Соответствует нормативному значению, уменьшился незначительно.
5. Обеспеченности собственными средствами :
СОС / Итог 2 раздела баланса (оборотные активы) Соответствует нормативному значению, увеличился на 0,03 пункта. Показывает долю собственных оборотных средств во всем капитале.
6. Автономии источников формирования запасов:
Собственные оборотные средства / валюту баланса
Показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов. К-т увеличился на 0,01 пункт. Рост его отражает тенденцию к снижению зависимости предприятия от заемных источников финансирования хозяйственного кругооборота и поэтому оценивается положительно.
Анализ динамики коэффициентов позволяет сделать вывод, что финансовое состояние предприятия оценивается как устойчивое.
2. Анализ платежеспособности и ликвидности.
Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости и представляет собой способность своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, это обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Для оценки изменения степени платежеспособности и ликвидности нужно сравнить показатели баланса по различными группам активов и обязательств. В ходе анализа платежеспособности проводят различные расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса.
Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимого для превращения их в деньги.
Ликвидность баланса – выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, которые сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке ее убывания и обязательств по пассиву, которые сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты.
В зависимости от степени ликвидности активы делятся на группы:
1) Наиболее ликвидные активы (НЛА): денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
А1 = стр. 250 + 260 на начало года А1 = 2182000 на конец года А1 = 4406100
2) Быстрореализуемые активы (БРА): краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы
А2 = стр. 240 + 270 на начало года А2 = 2293000 на конец года А2 = 851300
3) Медленнореализуемые активы (МРА): запасы за вычетом расходов будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения за вычетом вложений в другие организации
А3 = стр. 210 – 216 + 140 – 143 на начало года А3 = 1477000 на конец года А3 = 1898900
4) Труднореализуемые активы (ТРА): внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений, долгосрочные вложения в другие организации и дебиторская задолженность свыше одного года
А4 = стр. 190 – 140 + 143 + 230 на начало года А4 = 15648000 на конец года А4 = 15826900
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
1) Наиболее срочные обязательства (НСО): кредиторская задолженность и ссуды не погашенные в срок из Ф №5
П1 = стр. 620 +Ф №5 стр. 241 на начало года П1 = 1530000 на конец года П1 = 1926200
2) Краткосрочные обязательства (КО): краткосрочные кредиты и займы и прочие краткосрочные обязательства
П2 = стр. 610 + 660 на начало года П2 = 0 на конец года П2 = 0
3) Долгосрочные обязательства (ДО): долгосрочные кредиты и займы
П3 = стр. 590 на начало года П3 = 0 на конец года П3 = 0
4) Постоянные пассивы (ПП): собственный капитал – расходы будущих периодов – НДС + задолженность по выплате дивидендов + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей
П4 = стр. 490 – 216 – 220 + 630 + 640 + 650 на начало года П4 = 20070000 на конец года П4 = 21057000
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются неравенства:
А1>=П1; А2>=П2; А3>=П3; А4 П1 (1530000)
A2 (2293000) > П2 (0)
А3 (1477000) > П3 (0)
А4 (15648000)
На конец года:
А1 (4406100) > П1 (1926200)
А2 (851300) > П2 (0)
А3 (1898900) > П3 (0)
А4 ( 15826900)
Данные расчетов при сопоставлении итогов приведенных групп по активу и пассиву показывают, что баланс предприятия является абсолютно ликвидным, так как выполняются все неравенства. Сравнение первой и второй группы активов с первыми двумя группами пассивов показывает текущую ликвидность, то есть платежеспособность. Сравнение третьей и четвертой группы активов и пассивов показывает перспективную ликвидность, то есть прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Выполнение первых трех неравенств влечет выполнение четвертого неравенства, которое свидетельствует о соблюдении условия финансовой устойчивости – наличия у предприятия собственных оборотных средств.
Большая или меньшая текущая платежеспособность обусловлена большей или меньшей степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Для оценки платежеспособности используют три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств:
Таблица 6.
Коэффициенты ликвидности для покрытия обязательств |Показатели |Формула расчета |Норматив |На |На |Измене| | | | |нач. |кон. |ния | | | | |пер. |пер. | | |1. к-т |А1 / (П1+П2) |>=0,2 |1,4 |2,3 |+0,9 | |абсолютной | | | | | | |ликвидности | | | | | | |2. к-т быстрой |(А1+А2) / (П1+П2) |>= 1 |2,9 |2,7 |-0,2 | |ликвидности | | | | | | |3. к-т текущей |(А1+А2+А3) / (П1+П2) |>= 2 |3,9 |3,7 |-0,2 | |ликвидности | | | | | | |(покрытия) | | | | | |
Из данных таблицы 6. видно, что коэффициенты ликвидности выше нормативных значений. За данный период резких изменений не произошло.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какую часть краткосрочной задолженности может покрыть предприятие за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе, при условии полного погашения дебиторской задолженности. Это означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности покрывают текущие долги.
Коэффициент текущей ликвидности показывает какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Он отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия, при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов.
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности:
А1 + 0,5 * А2 + 0,3 * А3
П1 + 0,5 * П2 + 0,3 * П3 >= 1
На начало года (тыс. руб.):
К-т = 2182 + 0,5 * 2293 + 0,3 * 1477
1530 + 0,5 * 0 + 0,3 * 0 = 2,47
На конец года (тыс. руб.):
К-т = 4406,1 + 0,5 * 851,3 + 0,3 * 1898,9
1926,2 + 0,5 *0 +0,3 * 0 = 2,80
Данные коэффициента общей ликвидности баланса соответствуют нормативному значению на начало и на конец года и на конец периода он увеличился, что свидетельствует о ликвидности баланса.
Выполнение всех неравенств ликвидности баланса и соответствие коэффициентов ликвидности нормативным значениям обуславливает общую платежеспособность и наличие у предприятия реального собственного капитала и собственных оборотных средств.
Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.
За анализируемый период производственная и финансовая ситуация на предприятии заметно улучшилась. Значительно повысились темпы роста объемов производства и реализации продукции, а также темпы роста балансовой и чистой прибыли. Положительной ситуацией явились опережающие темпы роста выручки от реализации и прибыли от реализации над темпами роста себестоимости. За данный период произошло увеличение рентабельности реализации продукции, которая в отчетном периоде составила 10,4%, а в базисном периоде 2,4%. Прирост рентабельности составил 8%, что намного выше , чем за предшествующий период. Положительным моментом является рост выручки, прибыли на 1 рубль заработной платы
Общая стоимость имущества предприятия увеличилась на 1375,2 тыс. руб. или на 6,4%. Это свидетельствует об увеличении хозяйственного оборота предприятия.
Доля оборотных активов увеличилась в общей сумме активов, их прирост составил 20,1% или 1196,3 тыс. руб. Доля внеоборотных активов уменьшились в общей сумме активов, а в стоимостном выражении увеличилась на 178,9 тыс. руб., их прирост составил 1,1%. Это свидетельствует об опережающих темпах прироста доли мобильных средств над темпами прироста иммобилизованных активов.
Увеличение оборотных активов произошло в основном за счет роста денежных средств (156,1%), также наблюдался рост запасов, краткосрочных финансовых вложений. За данный период произошло снижение дебиторской задолженности на 62,9% или на 1441,7 тыс. руб.
Темп прироста оборотных активов почти в 20 раз больше темпов прироста внеоборотных активов, что определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности активов и создает благоприятные условия для повышения эффективности деятельности предприятия. Таким образом, вновь привлеченные средства вложены в основном в более ликвидные активы, что укрепляет финансовую стабильность предприятия.
Таким образом увеличение доли оборотных средств влечет за собой ускорение оборачиваемости совокупного капитала.
Удельный вес доли собственных средств в структуре пассива баланса уменьшился в общей сумме пассивов, это свидетельствует об опережающих темпах прироста краткосрочных обязательств над темпами прироста капитала и резервов (10,5% и 5,9% соответственно). В изменении структуры пассива баланса увеличение добавочного капитала на 540 тыс. руб. или 3,3% свидетельствует о переоценке основных фондов.
Предприятие не использует долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы. Таким образом, заемные средства – это кредиторская задолженность, которая увеличилась почти на 400 тыс. руб. или на 25,9%. Доля прироста ее в структуре пассива баланса составила 1,3% (с 7,1 до 8,4% соответственно).
Сравнивая темпы роста или снижения дебиторской и кредиторской задолженности можно сказать о снижении доли дебиторской задолженности на 6,9% и увеличении кредиторской задолженности на 1,3% в структуре актива и пассива баланса.
Финансовая ситуация предприятия приравнивается к абсолютной устойчивости – это финансовая устойчивость, когда все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов:
Собственные оборотные средства больше запасов, т.е. формируется излишек собственных оборотных средств.
Абсолютная устойчивость финансового состояния характеризуется высоким уровнем рентабельности и отсутствием нарушений финансовой дисциплины.
Данные коэффициента общей ликвидности баланса соответствуют нормативному значению на начало и на конец года. Выполнение всех неравенств ликвидности баланса и соответствие коэффициентов ликвидности нормативным значениям обуславливает общую платежеспособность и наличие у предприятия реального собственного капитала и собственных оборотных средств.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что финансовое состояние санатория «Дон» является довольно устойчивым и стабильным. Предприятие умеет зарабатывать прибыль, управлять имуществом.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает еще достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния. Для этого необходимо более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, при необходимости менять ассортимент продукции и ценовую политику; более полно использовать производственную мощность, сократив простои машин, оборудования, материальных и финансовых ресурсов; стремиться к сокращению кредиторской задолженности, т.к. она может явиться следствием увеличения оборотных средств, а это не является перспективным источником пополнения оборотного капитала и увеличения более ликвидных активов. Все это позволит пополнить собственный оборотный капитал, собственные оборотные средства, достичь более оптимальной структуры баланса.
ДНЕВНИК
преддипломной практики студентки _______курса группы ___
__________________________________________
|Число, месяц |Содержание выполняемой работы |Оценка | |1.02 – 5.02 |1. Знакомство с предприятием, изучение | | | |Положения о Санатории «Тарханы», вида | | | |деятельности, формы собственности | | |6.02 – 13.02 |2. Изучение объема и ассортимента | | | |оказываемых услуг (выпуска продукции, | | | |выполнению работ), использования | | | |трудовых ресурсов, организации труда, | | | |его оплаты | | |14.02 – 19.02 |3. Изучение себестоимости | | |20.02 – 28.02 |4. Изучение выручки от реализации, | | | |рентабельности, анализ финансовых | | | |результатов | | |1.03 – 5.03 |5. Изучение системы налогообложения | | |6.03 – 19.03 |6. Оценка управления активами и | | | |пассивами | | |20.03 – 28.03 |7. Анализ финансовой устойчивости, | | | |платежеспособности предприятия | | |29.03 – 5.04 |8. Выполнение индивидуального задания | | |6.03 – 20.04 |9. Составление отчета о прохождении | | | |практики. | |
Руководитель практики от фирмы
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Студенту ____________курса, группы ___________ _____________________________________________________ Тема научного исследования: Анализ финансового состояния предприятия
Задание по разделам: 1. Изучение финансовой отчетности предприятия. 2. Анализ имущественного положения предприятия. 2. Анализ активов баланса. 2. Анализ пассивов баланса 3. Анализ и оценка финансовой устойчивости. Анализ обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. 4. Анализ и оценка платежеспособности на основе ликвидности баланса и активов предприятия. Методика проведения анализа и экономических расчетов:
На основе данных финансовой отчетности проводился детализированный анализ отчетных данных за 1999 – 2001 год, использовались абсолютные и относительные показатели для сравнения их в динамике и с нормативными данными для выявления отклонений. Исходная информация: (1999-2001 г.г.) Форма №1 «Бухгалтерский баланс»,Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»,Форма №3 «Отчет о движении капитала»,Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»,Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Рекомендуемая литература: 1. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа.
М.: Инфра-М, 2000 г. 2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: ООО
«Новое знание», 2000 г. 3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: «Финансы и статистика», 1998 г.
Научный руководитель: Мельник Елена Анатольевна
Студент:_______________________________________ Дата: ______________
« У т в е р ж д а ю »
Руководитель практики от предприятия
Главный бухгалтер
«____»____________2002 г.
Календарный план прохождения преддипломной практики
|Вид выполняемой работы |Дата | |1. Знакомство с предприятием, изучение Положения о|1.02 – 5.02 | |Санатории, вида деятельности, формы собственности | | |2. Изучение объема и ассортимента оказываемых |6.02 – 13.02 | |услуг (выпуска продукции, выполнению работ), | | |использования трудовых ресурсов, организации | | |труда, его оплаты | | |3. Изучение себестоимости |14.02 – 19.02 | |4. Изучение выручки от реализации, рентабельности,|20.02 – 28.02 | |анализ финансовых результатов | | |5. Изучение системы налогообложения |1.03 – 5.03 | |6. Оценка управления активами и пассивами |6.03 – 19.03 | |7. Анализ финансовой устойчивости, |20.03 – 28.03 | |платежеспособности предприятия | | |8. Выполнение индивидуального задания |29.03 – 5.04 | |9. Составление отчета о прохождении практики. |6.03 – 20.04 |
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
Пятигорский филиал
О Т Ч Е Т
О прохождении преддипломной практики студентки ___курса ______группы _________________
_________________________________________________
Место прохождения практики Санаторий «Дон»
Кафедра Экономики
Руководители практики:
от кафедры: Мельник Елена Анатольевна
от фирмы: ___________________________
Отчет сдан на кафедру ______________
Защита отчета _____________________
Общая оценка за практику ___________________
Председатель комиссии _______________________
О Т З Ы В
В период с 1.02.2002 г. по 15.04.2002 г. проходила преддипломную практику студентка _______________________г. Пятигорска_____________ группы ________курса.
За время практики студентка ознакомилась с: - деятельностью предприятия, его Уставом, формой собственности; изучила: - объем и ассортимент оказываемых услуг; - кадры, производительность труда; - управление выручкой от реализации, рентабельность продаж; - затратный механизм; - ценообразование; - налогообложение; - управление имуществом предприятия и источниками его финансирования
(оценка управления активами и пассивами предприятия); - степень финансового риска; - учет и отчетность.
Выполнены самостоятельные работы: - оценка имущества предприятия, - анализ финансового состояния предприятия: анализ ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности предприятия, - отчет по практике.
Руководитель практики от фирмы _______________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения 6 1. Кадры, показатели использования трудовых ресурсов 7 2. Учет выручки от реализации 11 3. Анализ финансовых результатов 13 4. Учет затрат на продукцию 17
1. Определение цены на продукцию 20
6. Налогообложение 21
6.1. Распределение балансовой прибыли 21
6.2. Налогообложение 23
Индивидуальное задание: 25
1. Оценка и анализ имущественного положения 25 2. Анализ структуры активов баланса 27 3. Анализ структуры пассивов предприятия 28 4. Анализ финансовой устойчивости 29
4.1.Анализ обеспеченности запасов и затрат источниками формирования 29
4.2. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости 31
5. Анализ платежеспособности и ликвидности 32 Комплексная оценка эффективности хозяйственной 37 Деятельности Список используемой литературы Приложения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.