960087
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Выполнила: студентка
IV курса
Заочного отделения
Экономического факультета
Иванова Мария Дмитриевна
1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Политика открытого рынка ЦБ РФ.
2. Сущность и функции финансов.
ПОЛИТИКА ОТКРЫТОГО РЫНКА ЦБ РФ.
Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулируется Федеральным
законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятом
Государственной Думой 12.04.95 г.
Стратегия денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в 1999
году, заключается в сдерживании роста инфляции с учетом тенденций динамики
ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса и постепенном выходе
на траекторию экономического роста. Основными условиями успешной реализации
этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление
финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание
механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах.
Для своевременной и эффективной корректировки денежно-кредитной
политики в дополнение к промежуточной цели Банк России в 1999 году
использует широкую систему индикаторов: номинальные и реальные процентные
ставки, динамика номинального и реального валютного курса, динамика мировых
цен на товары российского экспорта и импорта, кривые доходности различных
финансовых инструментов.
Одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики в 1999 году
является обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса
рубля. Действует режим плавающего обменного курса. При этом присутствие
Банка России на валютном рынке строго ограничено и нацелено на сглаживание
амплитуды резких курсовых колебаний, а также на защиту рубля от
массированных спекулятивных атак в случае их возникновения. Основой
стабильной динамики курса рубля является взвешенная денежно-кредитная
политика, обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежной
массы.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка
России, в соответствии с законодательством, являются:
1. процентные ставки по операциям Банка России;
2. нормативные обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
3. операции на открытом рынке;
4. рефинансирование банков;
5. валютное регулирование;
6. установление ориентиров роста денежной массы;
7. прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков
8. выпуск от своего имени облигаций.
К важным функциям эмиссионных банков (таковым в России является ЦБ)
относят операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком
России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих
государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами и
совершением позднее обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров (гл.
VII ст. 39 Федерального закона «О ЦБ РФ (Банке России)»).
Инвестиции в государственные ценные бумаги для эмиссионных банков
представляют собой не только форму вложения свободных денежных средств, но
и способ финансирования государства и метод воздействия на денежный рынок.
Например, ЦБ предлагает купить коммерческим банкам ценные бумаги по
выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности и
соответственно денежную массу в стране.
Путем операций на открытом рынке эмиссионные банки могут повышать и
понижать общий объем средств у коммерческих банков, предназначенных на
финансирование других потребностей помимо кредитования государства.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИЯ.
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных
отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его
деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и
кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды
денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают
деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек,
или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов денежных ресурсов,
участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между
государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и
отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует
финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную
систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и
услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками
общественного организма.
Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с
возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин
finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой
денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение
и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений
между населением и государством по поводу образования государственных
фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых,
денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали
материальной основой существования и функционирования финансов (где нет
денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными
правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал
особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался
общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно
сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых,
регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без
придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой
деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить
финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные
отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в
условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к
финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения
гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является
равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных
данными отношениями.
Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое
денежное отношение - всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение
финансов.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с
формированием, распределением и использованием централизированных и
децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и
подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не
раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие
свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений
– их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти
отношения – производственные (экономические), поскольку возникают
непосредственно в общественном производстве.
Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на
всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования,
во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические
отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи
представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую
категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе
производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое
общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
Финансовая система включает три основных звена: государственные
финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев
главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на
их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов:
государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов
государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять
экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов
(области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение
государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер.
Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся
оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые
аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое
назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с
развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется
за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности,
внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета
включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение,
просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного
хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на
принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с
получением блага.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и
использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот
децентрализированных денежных фондов предприятий.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов.
Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег –
не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма,
обусловленная существованием первых.
В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и
натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху
феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и
покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях
расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер
финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов
возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же
сужает границы действия этой категории.
Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным
движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях
производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о
том, что они не являются местом возникновения финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей
стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако
характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен,
что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется
обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом
из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой
части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии
распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму,
т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не
происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.
На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые
обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как
всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного
инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места
финансам.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая
стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам
хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической
категории является распределительный характер финансовых отношений.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов
обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других
потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными
носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов
конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от
денежных средство населения и, в частности, провести границу между
финансами и заработной платой.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через
денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая
форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей
системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая
форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена
потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми
преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать
потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает
концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного
производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и
личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих
форму финансовых ресурсов.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Итак, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль
и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в
экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по
содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их
сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование
и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является
источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как
правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс
распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок,
тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они
выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть
финансов, которая функционирует в сфере материального производства и
участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не
только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных
доходов (регулирующая).
С помощью финансов государство осуществляет распределение
общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по
стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за
обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе
расширенного производства.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального
дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при
первичном распределении национального дохода, в пропорции его
использования. Конечная цель распределения и перераспределения
национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью
финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества
жизни широких слоев населения.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это
прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных
отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением
стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной
контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения,
возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как
функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения
и использования общественного продукта и национального дохода. Их
контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной
деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами,
формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он
действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и
кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с
бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и
полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через
финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений
используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ
регулирующая функция развита слабо.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от
проводимой правительством политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина,
Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.:
Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.
2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.
3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. –
432 с.
4. Официальный сайт в Интернете Центрального Банка РФ.