Реферат по предмету "Философия"


Гендерные исследования в России

Гендерные исследования в России

Xоткина Зоя Александровна, кандидат экономических наук


Институт социально- экономических проблем
народонаселения РАН, лаборатория гендерных исследований

Жанр
этой статьи может быть определен как исследовательское эссе, поскольку она
написана на основании осмысления личного опыта активного участия во многих
делах и событиях, происходивших в российском женском движении и гендерных
исследованиях в последней декаде XX века. В статье предпринята попытка сделать
ретроспективный обзор процесса становления и институализации гендерных
исследований как нового направления российской гуманитаристики.  

Термин
«гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для
анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что
биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей
мужчин и женщин в обществе. Развитие гендерной теории и результаты
исследований, основанных на гендерном подходе, постепенно привели к осознанию
того, что рассматривать любую социальную проблему (неважно, чего она касается -
истории или культуры, политики или экономики, психологии или социологии) без
учета гендерной составляющей, мягко говоря, неполно и односторонне.  

Принято
считать, что гендерные исследования начали развиваться в России в конце 80-х -
начале 90-х годов, когда стали возникать первые феминистские группы и
независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и
переводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале
«Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали
женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии
нового направления в науке и общественном женском движении, которое позже, в
1994 году, с легкой руки английских издателей книги «Women in Russia», было
названо «Новой эрой феминизма в России».  

У
историков принято датировать исторические события по упоминанию о них в
письменных источниках. Если посмотреть на историю возникновения и развития
гендерных исследований в России (бывшем СССР) с этих позиций, то «отсчет
времени» следует начать с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в Институте
социально-экономических проблем народонаселения была создана лаборатория, в
официальном названии которой впервые был использован термин «гендер». Позднее
это научное подразделение стало более известно как Московский центр гендерных
исследований (МЦГИ). Поэтому 2000 год можно считать юбилейным - сегодня
российским гендерным исследованиям десять лет. С исторической точки зрения,
десять лет, конечно, совсем небольшой срок, но для нашей страны и науки это
были годы колоссальных перемен, связанных, в том числе, с зарождением и
развитием новых демократических институтов, одним из которых по праву можно
считать гендерные исследования.  

Юбилеи
невольно настраивают на воспоминания, желание как-то подытожить пройденный путь
или хотя бы «остановиться-оглянуться». Именно это я и попытаюсь сделать в
данной статье. Я отдаю себе отчет, что мое видение и реконструкция истории
развития и институализации российских гендерных исследований могут отличаться
от других позиций, но данный текст и не претендует на «истину в последней
инстанции», поскольку эта тема еще ждет своих исследователей. Я же выступаю
здесь, скорее, в роли летописца.  

Появление
новых научных парадигм и теорий, как правило, вызвано необходимостью
переосмысления изменившейся действительности, когда старые категории и методы
изучения общественных явлений оказываются уже малопригодными. Основные причины
и факторы, обусловившие начало гендерных исследований в России, были связаны
как с социальными изменениями в российском обществе, так и с развитием самой
гуманитарной науки и поэтому условно могут быть подразделены на две категории:
социальные и академические. О взаимосвязи гендерных исследований с такими
социальными трансформациями общества, как кардинальная перестройка общественных
и экономических отношений в стране, изменившими контекст положения и статуса
женщин в российском обществе, а также с возникновением независимого женского
движения, было сказано и написано уже немало. Реже говорилось о роли
существенных перемен в области российских общественных наук, вызванных
появлением и развитием новых/альтернативных теоретических направлений и
концепций, а также возможностями критики андроцентристских и позитивистских
подходов в науке.  

Не
останавливаясь подробно на этих факторах, хотелось бы лишь отметить, что
рождение нового научного направления, каковым безусловно являются гендерные
исследования, происходило на фоне существенного сокращения численности занятых
в научной сфере. По данным Министерства науки РФ, общая численность
исследователей за последнюю декаду XX века сократилась в России более чем вдвое
и составила в 1998 году лишь 42, 7% от уровня 1990 года. Данный период в
истории отечественной науки нельзя оценить однозначно: с одной стороны, это
время активной «утечки мозгов», когда академическая наука была поставлена на
грань выживания и значительная часть исследователей вынуждена или уехать из
страны, или сменить характер деятельности. Но, с другой стороны, именно в этот
период происходило освобождение российской науки от многих догматических и
идеологических оков, что привело к возникновению и бурному развитию новых для
России научных направлений, школ и дисциплин, а также междисциплинарных
исследований, таких как политология, культурология, социальная антропология,
гендерные исследования и другие.  

Эти
изменения в российской науке имели, можно сказать, революционный характер.
Условно их можно назвать процессом «гуманитаризации и демократизации»
российской науки, поскольку они отражают переориентацию науки с
преимущественного обслуживания милитаристских и идеологических запросов/заказов
авторитарного государства на теоретические и эмпирические исследования,
связанные с возникновением и развитием демократических институтов и
гражданского общества в России. Не последнюю роль в этом процессе сыграли такие
внешние факторы, как расширение контактов с зарубежными коллегами и
деятельность зарубежных и российских научных фондов, направленная на поддержку
исследований, информационных и коммуникативных каналов и технологий, а также
финансовую помощь исследователям (индивидуальные гранты, выделяемые на
конкурсной основе).  

Несмотря
на сравнительно непродолжительную, всего лишь десятилетнюю историю российских
гендерных исследований, можно говорить о четырех этапах становления и развития
этого научного направления. И хотя такое деление является весьма условным, оно
помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды
развития российских гендерных исследований.  

Первый
этап может быть охарактеризован как период внедрения новой научной парадигмы,
когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было
больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с
конца 80-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и
просветительский, чем исследовательский характер.  

В
ноябре 1990 года в Москве прошла первая международная конференция по гендерным
исследованиям, организованная ЮНЕСКО. И хотя с основными научными докладами на
ней выступили западные ученые, в тематике сообщений российских ученых на
секциях уже чувствовалась необходимость и возможность новых научных подходов к
изучению статуса и положения женщин и мужчин в обществе. Здесь уместно
отметить, что гендерные исследования традиционно достаточно тесно связаны с
женским движением и нацелены не только на производство знаний, но и на социальные
изменения в обществе.  

В
1991 и 1992 годах были организованы и проведены Первый и Второй независимые
женские форумы в Дубне. Кроме практических задач, направленных на создание сети
новых женских организаций, на форумах были широко представлены новая научная
парадигма и первые результаты гендерных исследований, уже проведенных к тому
времени в некоторых российских городах (Таганрог, Набережные Челны, Москва).  

В
среде нарождавшегося независимого женского движения феминистские идеи гендерных
исследований встречали позитивный отклик, чего нельзя сказать об отношении к
этим теориям в академических и образовательных кругах. В то время было
достаточно сложно опубликовать статью по гендерной тематике в научном или
публицистическом журнале. Хотя в журналах «Общественные науки и современность»
и «Социологические исследования» в 1991 и 1992 годах появились соответствующие
рубрики, но это были, скорее, исключения из общего правила. Ярким примером
негативного отношения к гендерной проблематике в тот период может служить
история издания книги «Women in Russia», написанной в 1991 году учеными и
активистками женского движения, большинство из которых были организаторами
Первого независимого женского форума. Никто в России не хотел издавать эту
книгу, нам говорили:  

«Кому
сегодня интересно читать про женские проблемы? Эту книгу не будут покупать». В
результате самая первая книга российских ученых-феминисток о проблемах женщин в
бурно трансформирующемся российском обществе была издана только на Западе и
только на английском языке. Трудности внедрения в российскую науку и
общественные институты новых терминов, понятий и подходов, связанных с
гендерной тематикой и методологией, были наиболее сложными проблемами первого
этапа.  

Второй
этап может быть охарактеризован как период институализации российских гендерных
исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было
время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и
ранее созданных научных коллективов и организаций. В эти годы были официально
зарегистрированы Московский и Петербургский гендерные центры, открылись и
начали работать Карельский, Ивановский и другие гендерные центры. Процессу
институализации способствовало появление законодательства РФ об общественных
организациях и объединениях, а также начало активной работы в России западных
благотворительных фондов.  

Кроме
того, этот период отмечен активной подготовкой к четвертой Всемирной
конференции по положению женщин в Пекине, что задавало «тон» дискуссиям на
конференциях и семинарах того времени, которые в большей мере были посвящены
социально-политической, а не научной тематике. С воплощением в жизнь Пекинских
стратегий связано введение в 1996 году в соответствии с решением Министерства
образования РФ в программу некоторых российских вузов новой учебной дисциплины
- феминологии.  

Создание
вузовских программ по феминологии несколько сродни истории возрождения М.
Горбачевым женсоветов в 1985 году. Насаждавшиеся по приказу «сверху» и те и
другие пройдут трудный и болезненный путь адаптации к современным реалиям и
требованиям времени. И хотя с 1998 года программа стала называться «Феминология
и гендерные исследования», изменение названия было лишь первым шагом.
Понадобились годы трудного и не всегда успешного диалога, чтобы два научных
направления - феминология и гендерные исследования - смогли начать
конструктивно взаимодействовать, несмотря на то, что по ряду
теоретико-методологических аспектов их позиции по-прежнему несколько
различаются.  

Сейчас
это кажется странным, но научная работа в гендерных центрах разных городов
проходила почти изолированно, ни обмена идеями и опытом, ни совместных программ
в тот период практически не было. Мы чаще встречались и вели дискуссии с
западными коллегами, чем друг с другом. Данные опроса, проведенного нами на
конференции 1996 года, показали, что треть публикаций, подготовленных
российскими гендерными исследователями в первой половине 90-х годов, вышли на
Западе, а не в России. Информационный голод, связанный с недостатком научных
публикаций на русском языке и основанных на отечественном материале, а также
недостаток живого общения ученых и преподавателей были наиболее острыми
проблемами второго этапа.  

Третий
этап - консолидация ученых и преподавателей российских гендерных исследований -
приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных
научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран
СНГ была научная конференция, организованная МЦГИ в январе 1996 года
"Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы
развития». На ней российские ученые впервые собрались для обсуждения
институциональных, методологических, социальных и других проблем, связанных с
гендерными/женскими исследованиями и их преподаванием в российской высшей
школе. На конференции ученые и преподаватели из России и Украины обсуждали
важные для всех собравшихся вопросы становления и развития гендерных
исследований в постсоветском пространстве, а также атмосферы, сложившейся
вокруг них не только в академических и университетских кругах, но и в женском
движении.  

Важную
роль в обмене опытом и идеями, а также в обсуждении результатов научных
исследований и проблем преподавания гендерных исследований в университетах,
сыграл научно-образовательный проект Российские летние школы по женским и
гендерным исследованиям (РЛШГИ), который в 1996-1998 годах реализовывался МЦГИ
и университетами из российских регионов при финансовой поддержке Фонда Форда. С
1997 года, по» нашему примеру, летние школы начали проводиться также в Форосе
Харьковским центром гендерных исследований.  

За
три года в Российских летних школах побывало около 200 ученых, преподавателей
университетов и аспирантов, вовлеченных в профессиональную работу в сфере
гендерных исследований. Новизна идеи научно-образовательного проекта РЛШГИ
заключалась в том, что эта программа была направлена не только на обмен опытом
и передачу знаний по гендерной проблематике, но и на процесс познания «мира,
себя, друг друга, науки, методологии» через призму гендерного подхода, а
демократическая форма коллективного диалога позволяла исследователям, которые
собирались в летних гендерных школах, выходить на новый уровень творческого
сознания и мышления.  

Третий
этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого
начинается развитие собственно «российских» гендерных исследований, поскольку в
это время произошел своего рода прорыв в новое качество сразу по двум
направлениям. С одной стороны, проект летних школ дал мощный импульс для
качественно нового этапа развития женских и гендерных исследований в России,
суть которого состояла в переходе от работы в отдельных исследовательских и
преподавательских коллективах к взаимодействию и сотрудничеству ученых и
преподавателей из разных городов и университетов. С другой - летние школы
своевременно создали благоприятные условия для глубокого и всестороннего
обсуждения теоретических проблем нового научного направления. Этот период
совпал по времени со своеобразной «стадией зеркала» российских гендерных
исследований, когда для нас наиболее остро встал вопрос самоидентификации и
рефлексивного осмысления собственного опыта, необходимости выработки своего
российского гендерного дискурса, теории и методологии гендерных исследований,
основанных на учете многообразия «опытов» российских женщин и особенностях
российских гендерных отношений.  

Важным
итогом процессов, происходивших на этом этапе, который условно обозначен нами
как этап консолидации, явилось создание информационной Сети, которая объединила
гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяет
обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать
преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.  

Четвертый
этап развития российских гендерных исследований начался в последние два года
этого столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью
этого этапа является активизация работы, направленной на легитимацию и более
широкое распространение гендерного образования в российских университетах.  

Несмотря
на проблемы, связанные с тем, что гендерные исследования - междисциплинарные по
своей природе - трудно вписываются в рамки учебных программ университетов,
построенных по дисциплинарному принципу, развитие гендерного образования
набирает темпы. Уже сейчас во многих российских вузах читаются
специализированные учебные гендерные курсы или эта тематика включена в общие
учебные программы по социологии, антропологии, философии, лингвистике, истории,
психологии и др. В качестве иллюстрации здесь можно назвать некоторые авторские
учебные курсы: «Гендерные теории в современном мире: междисциплинарный подход»
(О. Воронина, МГУ им. М. В. Ломоносова-Московская школа социальных и
экономических наук); «Гендерные практики и гендерные стереотипы» (Т. Барчунова,
Новосибирский государственный университет); «Природа женщины как философская
проблема» (Г. Брандт, Уральский государственный технический университет);
«Психология гендерных отношений» (И. Клецина, Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена); «Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина,
МГУ им. М. В. Ломоносова); «Русская философия женственности XI-XX веков» (О.
Рябов, Ивановский государственный университет); "Тендерные аспекты
экономического поведения» (Е. Мезенцева, Высшая школа экономики); «Элементы
гендерного анализа в литературе и лингвистике» (Т. Гречушникова, Тверской
государственный университет); «Российские гендерные отношения и качественные
методы в гендерных исследованиях» (Е. Здравомыслова и А. Т мкина, Европейский
университет в СанктПетербурге) и др.  

На
эти же годы приходится настоящий бум публикаций по гендерной тематике. Как
говорится в поговорке, «русские медленно запрягают, но быстро ездят». Сегодня
уже нет проблем с публикациями - гендерная тематика принята нашими издателями и
даже становится популярной. Проблематика книг и статей, изданных в последние
годы, свидетельствует о том, что гендерный подход позволил российским ученым
открыть не только новые темы, но и по-новому взглянуть на уже знакомые
проблемы. Об этом свидетельствуют и содержание, и название статей, которые
хотелось бы здесь привести в качестве примера: «Гендерный подход к
отечественной истории» (Н. Пушкар ва); «Общество сквозь призму гендерных
представлений» (О. Здравомыслова); «Постмодернистский исход феминизма» (А.
Костикова); «Феминистская критика семейных теорий» (Т. Гурко); «Видимость
мужественности» (С. Ушакин); «Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого
капитала» (И. Калабихина); «Женщины в российских органах власти» (Е. Кочкина);
«Этические аспекты феминизма и эмансипации» (О. Доманов); «Теоретический
дискурс семьи и сексуальности» (Е. Ярская-Смирнова); «Феминистская
эпистемология» (А. Т мкина) и др. А содержание сборников и монографий последних
лет свидетельствует о достаточной научной зрелости и глубине российских
гендерных исследований. Перечислим хотя бы некоторые из них: С. Айвазова
«Русские женщины в лабиринте равноправия» (РИК Русанова. М., 1998); «Права
женщин в России» (МЦГИ. М., 1998);  

«Потолок
пола» (под ред. Т. Барчуновой. Новосибирск, 1998); «Женщина. Гендер. Культура»
(под ред. 3. Хоткиной, Н. Пушкар вой и Е. Трофимовой. МЦГИ-ИСЭПН. М., 1999); Н.
Римашевская, Д. Ваной, М. Малышева, Е. Мещеркина и др. «Окно в русскую частную
жизнь» (Academia. M., 1999) и т. п.  

К
сожалению, в России (в отличие от Украины, где в Харькове уже второй год
выходит журнал "Тендерные исследования») пока не налажено регулярное
издание отечественного гендерного журнала, хотя в последние годы такие попытки
предпринимались в Санкт-Петербурге, где вышел в свет первый номер и готовится
следующий выпуск "Тендерных тетрадей».  

Таким
образом, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много
было на первых шагах развития гендерных исследований, за десять лет они смогли
институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, которое
получило определенное признание в академической и образовательной сферах.
Отражением чего является, например, факт, что уже сегодня в России защищаются
дипломы и диссертации по гендерной тематике, и начался нормальный процесс
воспроизводства данного научного направления, когда в российских университетах
российские преподаватели готовят студентов и аспирантов как специалистов по
российским гендерным исследованиям. Еще совсем недавно, в середине 90-х годов,
об этом можно было только мечтать.  

Оглядываясь
на путь, пройденный российскими учеными и преподавателями, вовлеченными и
увлеченными гендерными исследованиями, можно без ложной скромности сказать, что
нам удалось за десять лет сделать немало: наработать свой российский феминистский
дискурс и внедрить его как в научный оборот, так и в официальные
правительственные документы; научиться самим и научить новое поколение
аспирантов и студентов использовать в исследованиях современную методологию и
методы гендерных исследований; опубликовать около сотни книг и тысячи научных и
публицистических статей по гендерной тематике и тем самым изменить отношение к
гендерным исследованиям в научных, издательских и общественных кругах. За
десять лет «география» гендерных исследований значительно расширилась, и
сегодня гендерные исследования проводятся и преподаются более чем в 60-ти
городах России и стран СНГ.  

И
хотя нам еще многое предстоит узнать и сделать, самые первые и самые трудные
шаги уже позади. Гендерные исследования все еще остаются достаточно
«экзотическим» и маргинальным сегментом научного пейзажа, а этап их внедрения в
учебные программы российской высшей школы еще не завершился. Нашу основную
перспективу я вижу в переходе от чтения авторских гендерных спецкурсов к
широкому внедрению данной дисциплины на большинстве факультетов и кафедр
российских университетов. И, судя по живому интересу, который проявляют
студенты университетов разных городов к курсам по гендерной тематике, эта
перспектива представляется вполне оптимистической.     
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://invest.antax.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.