Реферат по предмету "Философия"


Философия Венгрии

Философия
Венгрии

Одним из первых
представителей свободомыслия в Венгрии был поэт-гуманист Янус Паннониус (15
в.). 16- 17 вв. характеризуются борьбой католицизма с протестантизмом, в рамках
которого получает определенное развитие картезианство. Наиболее значительным
представителем его был Я. Апацаи-Чере, педагог, философ, автор первой
энциклопедии и логики на венгерском языке. Установление господства Габсбургов в
венгерских землях сопровождалось утверждением католической схоластики.
Определённое распространение получают янсенизм и пиетизм.

В конце 18 в.
выдающимся венгерским просветителем был философ-материалист Д. Бешшеньеи . Идеи
механистического материализма развивал в своих сочинениях И. Мартинович, один из
идеологов венгерских якобинцев. После подавления республиканского движения на
первый план выдвинулось влияние немецкого романтизма.

Крупнейшим
деятелем и идеологом 1-й половины 19 в. был И. Сеченьи, считавший возможным
осуществление буржуазного прогресса без революции и завоевания национальной
независимости страны. Представителем, так называемой, философии гармонии, или
соглашения, был Я. Хетеньи, развивавший идеи установления социальной гармонии
путём распространения просвещения и постепенных реформ. В этот период в Венгрии
усиливается влияние классической немецкой философии. Виднейшим представителем
кантианства был Ш. Кётелеш, а левого гегельянства - литературный критик и
эстетик Я. Эрдейи, первый историк венгерской философии. Как бы связующим звеном
между просветительством и революционно-демократической мыслью явилось
творчество поэта и философа Ф. Кёльчеи. Представителями революционного
демократизма в Венгрии были поэт Ш. Петёфи, историк и философ П. Вашвари, М.
Танчич, автор многочисленных публицистических, политических и исторических
сочинений. В их мировоззрении революционный демократизм сочетался с утопическим
социализмом. С антиклерикальными сочинениями в годы революции выступал философ
Ф. Харарик.

Поражение
Революции 1848-49 привело к господству клерикальной идеологии.
Революционно-демократические тенденции были вытеснены в годы реакции
идеализмом. Гегельянство, популярное в 50-х гг., сменилось в 60-х гг.
позитивизмом, сыгравшим определённую положительную роль в борьбе с клерикальной
идеологией (А. Пульски, Д. Пиклер). Идеи вульгарного материализма развивал в
эти годы Ф. Ментович, выступавший с критикой спекулятивной философии. С
субъективно-идеалистических позиций позитивизм критиковал Ш. Брашшаи.

В 70-е гг.
началось распространение идей марксизма в Венгрии, первым пропагандистом
которого был Л. Франкель - деятель венгерского рабочего движения, участник
Парижской Коммуны 1871. В начале 20 в. идеи марксизма использовались некоторыми
буржуазными радикалами в борьбе против реакции, например О. Яси, пытавшимся
эклектически сочетать материализм и идеализм. Неокантианские идеи проповедовали
Б. Александер и Б. Шомло. Видным представителем марксистской философии был Э.
Сабо, который по ряду вопросов придерживался, однако, синдикалистских
убеждений. Образование Коммунистической партии Венгрии (ноябрь 1918), а также
Венгерской советской республики 1919 способствовало распространению идей
марксизма-ленинизма.

В официальной
идеологии хортистского режима ведущую роль играли идеалистические и
националистические тенденции - христианский платонизм А. Паулера, эклектический
идеализм Д. Корниша, направление "истории духа" Д. Секфю и Б. Хомана.
Значительным влиянием среди интеллигенции в 30-40-х гг. пользовалась идеология
народничества, утопические взгляды, так называемого, крестьянского социализма.
В тяжёлых условиях подполья продолжали теоретическую деятельность венгерские
философы-марксисты.

С установлением
народно-демократической власти создались условия для широкого распространения и
разработки философии марксизма-ленинизма. В вузах было введено преподавание
диалектического и исторического материализма. Мировую известность получили
труды Д. Лукача, прошедшего большой, сложный, порой противоречивый путь
развития. Наиболее известными среди венгерских философов-марксистов являются
также Л. Рудаш, Б. Фогараши, И. Реваи, Э. Мольнар и др. Философские работы Д.
Лукача посвящены, главным образом, вопросам эстетики, истории философии,
критике буржуазной философии, Л. Рудаша - основным принципам
материалистического мировоззрения, Б. Фогараши - проблемам логики, И. Реваи -
критике антимарксистских течений, Э. Мольнара - вопросам исторического
материализма, Л. Матраи - истории венгерской философии.

В 1957
организован институт философии Венгерской АН. Его первым директором был Б.
Фогараши (до 1959), затем И. Сигети, а с 1968 - Ф. Тёкеи. Центрами изучения
философии являются также факультеты университетов. Статьи по вопросам философии
публикуют журналы "Tarsadalmi szemle" (с 1946), "Magyar
filozofiai szemle" (с 1957) и др.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.