Йосеф Альбо
(1380-1444)-ученикКрескаса
После Хисдая
Крескаса еврейская философия (или более правильно - философские интерпретации
традиции) пошла на спад. Последующие поколения занимались лишь переложением
идей предшествующего периода. Но прежде чем окончательно сформироваться в
трудах основоположников хасидизма, еврейская философия породила труд, который в
силу ясности стиля и связности изложения стал одной из наиболее популярных книг
еврейской мысли.
Это Сефер
ха-икарим (Книга Основ) ученика Крескаса Йосефа Альбо (1380-1444) из Дароки
(Испания). Целью Йосефа Альбо было разъяснить еврейскую точку зрения и
еврейские ценности, а равно и вдохновить еврейский народ перед лицом христианской
церкви, которая стремилась обратить испанских евреев в христианскую веру всеми
способами - от убеждения до насилия. В своем труде Альбо ведет с христианством
непрестанную полемику, прямую и косвенную. Новизна и своеобразие его книги - в
той силе, с которой показано в ней превосходство концепции иудаизма. Это именно
Альбо ввел в иврит термин 'икар" (принцип) в значении 'догмат".
Ступая по следам Крескаса, он провел различие между основополагающими
принципами и просто верованиями, которые называются у него 'шорашим"
(корни), хотя он и разошелся со своим учителем в содержании этих категорий.
Тринадцать постулатов Маймонида Альбо сводит к трем 'фундаментальным
принципам":
1)
существование Б-га,
2) Его
Откровение,
3) воздаяние.
Эти три
положения не являются отличительными особенностями иудаизма; они лежат в основе
всех религий откровения. Но из них в силу логической необходимости следуют
некие коррелятивные понятия, которые существенны для иудаизма. Так, признание
Бога ведет к признанию Его Единства, Невещественности и Превечности и т.д.
Таких коррелятивных представлений всего восемь, что вместе с фундаментальными
принципами дает одиннадцать догматов, признание которых обязательно для каждого
еврея. Эти догматы нельзя отбросить, не войдя в противоречие с самыми
существенными основами еврейства. Кроме них существует ряд дополнительных
верований, обозначенных термином 'анафим' (ветви), отказ от которых не
считается ересью, поскольку они не вытекают из основополагающих принципов в
обязательном порядке. Сюда он относит веру в Creatio ex nihilo, в неизменность
Закона и в приход Мошиаха, причем последняя доктрина не составляет, как
стремится доказать Альбо, интегральную часть иудаизма, в отличие от
христианства, которое не могло бы без нее существовать.
Важное значение
имеет причисление к 'ветвям" идеи о том, что вечного блаженства можно
достигнуть выполнением хотя бы одной-единственной заповеди. Очевидно, эту мысль
Альбо подчеркивает в противовес христианскому учению, утверждающему, что
заповеди были даны как знак Божьего гнева для того, чтобы возросла возможность
впасть в грех и тем самым еще более выросла нужда в Божьей милости. В то же
время в книге явственно ощущается и большая терпимость Альбо, который
утверждает, что еретиком следует считать только того, кто умышленно отступает
от Торы; тот же, кто, запутавшись в рассуждениях, отрицает какой-либо принцип
потому, что Тора, как он ее понимает, не требует его признания, повинен лишь в
ошибке. Он нуждается в Божественном прощении и ни в коем случае не подлежит обвинению
в ереси.
Попытки Альбо и
его предшественников заново после Рамбама сформулировать принципы иудаизма
встретили сопротивление со стороны более поздних мыслителей, одним из которых
был дон Ицхак Абрабанель (1437-1508), последний в цепочке выдающихся
государственных деятелей-евреев в Испании. По его мнению, Тора - Божественна,
поэтому нет оснований проводить различие между одной группой идей Торы и
другой; все они равно обладают основополагающей ценностью.
С Йосефом Альбо
еврейская средневековая философия, зачинателем которой был Саадья Гаон ,
приходит к концу. После Альбо еврейская философия продолжает сохраняться в
своей средневековой форме и передаваться из поколения в поколение как часть
традиции, которую следует учить, интерпретировать и распространять, но попыток
приводить ее в соответствие с разнообразными проблемами современных философских
воззрений уже не предпринималось. Время от времени на ниве мировой философии
появляются евреи-философы, и первый среди них - Спиноза (1632-1672), чьи идеи уходят
корнями в наследие иудаизма.
Но, строго
говоря, вплоть до появления учения хасидизма еврейская философия не имела
былого влияния. Причина этого в первую очередь - горький опыт испанских евреев
в XV веке, который показал, что в то время как простой необразованный народ
стоял насмерть и был предан вере своих отцов, поклонники философии первые
уступали давлению церковных преследований, и многие из них изменяли иудаизму.
После того как философия была так сильно скомпрометирована, интеллектуальная
энергия евреев обратилась к традиции, воплощенной в Талмуде и примыкающих к
нему учениям. Те же, кого привлекало абстрактное мышление, отдались изучению
мистики, каббалы, которая играла все большую роль в формировании еврейского
мышления и практики.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/