Реферат по предмету "Философия"


Ответы на вопросы экзамена по философии

Ответы на
вопросы экзамена по философии.

II
курс, филфак СПбГУ, 2003
Понятие
мировоззрения.

Мировоззрение–это сложное,
синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.
В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования,
настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на
мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем
человека.

По характеру мировоззрения
выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Жизненно-практический уровень
складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На
формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень
образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и
навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение
помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью,
обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

Теоретический - Более высокий
уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу
знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К
этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и
философия.

Мы воспринимаем только
целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей
мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным,
материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским,
революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным,
философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и
скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их
соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое)
или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.:
оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и
бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и
интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через
практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.:
мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на
чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет
эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2.
Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека.
Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по
причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение.
Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия
претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает
право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это
такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно
теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто
мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения
человека и общества.

Основные компоненты философского
мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная
ориентация.
Истоки
философии.

Проблема зарождения философии.
Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

Когда и где? Приблизительно в 8
в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и
другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во
времени( проблема различия «миф- философское мышление»).
Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль
вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность.
Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до
н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С
европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э.
одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.

Из чего? К источникам философии
можно отнести:

народное творчество в целом(мифы
и т.д.)

накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент
разложения мифологического мировоззрения»(Гегель)

В основе
философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет
себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Основные концепции происхождения
Ф.:1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.–ряд разногласий между
философами.

Мифогенная. Философия возникает
путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма
изложения меняется. Персональная философия становится общей.
Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)

Гносеогенная. Философия возникла
в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)

Теологическая. Концепция
прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация
человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и
«против».

Синтетический подход–философия
возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

Почему? Необходимо теоретическое
понимание действительности.

Разделение труда(отделение
умствен. от физического).

Присущее человеку творчество
духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к
познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам:
Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Предназначение философии и ее
роль в обществе.

Предмет философии – философия –
наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и
познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии –
рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии – поиск
удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в
возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру
философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о
бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости
состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной,
целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Функции
философии:

1.Регулятивные и
организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели
(имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод
– всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

2.Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая
(“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить
ценности).

Подводя итог, еще раз определим
природу и назначение философии, обратившись к высказываниям великих, которые,
заметьте, образуют известную гармонию. Грек Платон в своих диалогах
"Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о
том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек
"становится подлинно совершенным". Француз Монтенъ видит конечную
цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии
причиняет много страданий, "назначение философии заключается, таким
образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде
предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и
способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных
благ". Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как
"функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, ох-шггмвающей
также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универ- Непротивлению злу насилием.
Воззрения
Владимира Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) –
крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он
пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино
запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по
Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что
он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма
и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в
христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и
философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии –
идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и
высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к
высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой
всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми
божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства:
«Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С
«космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир по С не может
рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли
одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол
распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин,
которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные
сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют
реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества,
живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой,
что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического
подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в
последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия
Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает
субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все
существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном
импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую
форму ее деятельности.

Механизм сближения Бога, мира и
человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и
совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не
только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического
процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом
всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение
человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к
богочеловечеству является христианское обращение. Ис. Хр. открыл моральные
ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к
учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс
составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к
торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет
воплощенный в человеке бог.
Философия
прагматизма.

Прагматизм - философы этого направления отталкивались от принципа
практичности. Философия должна перестать быть простым размышлением о мире,
началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех
практических проблем, которые ежедневно возникают перед людьми в различных
жизненных ситуациях. Противоположна Экзистенциализму и Философии жизни. Смысл
жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям
Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США. В
американском прагматизме моральное благо выступает как достижение успеха,
которое увязывается с разрешением конкретной проблемной ситуацией, с
соответствующими практическими методиками. Прагматисты более определенно, чем
утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности
человека.
Феноменология.
Гуссарль. Идеи, философия, понятия.

Феномен–это
в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь идет о том, что
явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его
осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем
феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века,
считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой
стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и
А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое
философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает
действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи
озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками,
запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув
стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным,
сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают
феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира–это
результат плохого философствования. Феноменология как раз и стремится
восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители
других философских направлений, не обращают должного внимания на работу
сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы
обезжизненно-го знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот,
плодит их(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание
жизни человека).

Итак,
феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. С этой
целью вырабатывается особый феноменологический метод.
Феноменологический
метод

Соотносительность
субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким(как, например, у Канта)
противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении
преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к субъективизму), либо
объекта(что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму,
полагают, что содержание науки берется исключительно из сознания. Натурализм
понимает сознание как пассивное отражение реальности, а между тем оно активно.
Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект
даны в их соотносительности.

Эпохе,
феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему
в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только
начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а
на время надо внешний мир «заключить в скобки», воздержаться от поспешных
суждений о нем(такое воздержание со времен древних греков называется эпохе). На
время анализа внешний мир «замкнут», сведен(редуцирован) к явлениям сознания.
При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда
ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание
интенционально, т.е. направлено на предмет.

Идентирование.
Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как
воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную
яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с
восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как
идентирование, т.е. «схваты вание» одинакового. Так субъект формирует
представление «об этой яблоне».

Но как
составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати Гуссерль не
случайно использует слово эйдос. Эйдос–это идея, не потерявшая своей
конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает
(фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее
свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое
описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.

Акту
переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний соответствует
динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным
значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это
бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полновесные знаки, в которых
человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за
происходящее.

Феноменолог
стремится сохранить и преумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике
созерцаний, переживаний, их смыслов(эйдосов), высказываний. Но благодаря чему
удается совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу?
Благодаря интуиции.

Существенное
обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании
содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим, я, указывая
пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предмета–стол
и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который
вкладываю в слово «книга». Человек образует смысл не на пустом месте, а
благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в
созерцаниях.

Итак,
феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание
смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает
сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень показательно, что
Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую диалектику идей, настаивал на замене
идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны,
более смыслоемки.

Ценность–это
значимость предмета для человека. Ценность связывает субъект и объект.
Применительно к этике это показал немец М. Шелер, а применительно к эстетике
француз М.Дюфренн. Для них обоих ценность есть феноменологическая
интерпретация. Интерпретация, которая направлена против всякого формализма,
главенствует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответственно в
технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, право, другие области
общественной жизни понимались феноменологически. Нужно отдать должное
феноменологам, они детальнее других анализируют жизнь сознания.

Основные
положения феноменологии:.

• Начиная
философствование, на время анализа самого сознания абстрагируйтесь от внешнего
мира, «заключите его в скобки».


Обогатите материал созерцания своим воображением(представьте себе то, что вы
анализируете так и эдак).


Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.

• На
основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание предмета
анализа. • Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.
Философия
экзистенциализма. Понятия и тематика (Хайдеггер).

 Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая
фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс,
Г.Марсель, ) атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

 В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка
озлобления и уныния) Нов. волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны.

 Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и
личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

 Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все
интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном
и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные
проблемы - это такие пробл., которые возникают из самого факта сущ. человека.
Для Э имеет значение только его собственное сущ. и его движение к небытию.

 Э объявл предметом философии бытие. Они утверждают, что понятие
бытия явл. неопределимым., и что никакой логический анализ его невозможен.
Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,
иррациональных путей для проникновения в него.

 Характ. чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает
условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не
зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел.
сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ. чел.,
состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Внеш. мир
представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в
неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я. Время -
это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл. о времени
до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том,
что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество -
всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у
чел его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек,
преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не
истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое сущ-е.

Хайдеггер. Первично настроение,
то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы чел. личности явл. забота,
тревога, страх. Это субъективное бытие ч-ка, бытие-в-мире. Есть еще
бытие-с-другими, бытие-здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, ч-к должен
отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать
себя перед лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и
отрешиться от общественных идолов - научн абстракции, идеалы и тд.

Камю- нобелевский лауреат,
писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Существование ч-ка абсурдно, вводит
категорию абсурда в свою фил. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение
безысходного одиночества ч-ка. Выход их ситуации - непокорство и самоубийство.

Сартр - дополнение к марксизму.2
вида бытия --- бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и
бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, те сознанию. Являясь
причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является
источником активности, движ, многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абс
мир. в морали осн категория --- свобода. Человек или целиком свободен, или его
нет вовсе. Это сущность чел поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой
закон, выбирать свою мораль.
Главные
установки и идеи постмодернизма.

Жан Лиотар (1924-1998) после
опубликования им книги "Состояние постмодерна" (1979, русское издание
1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар
считает, что во второй половине XX века в силу ряда
причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных
технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно
перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.

Согласно Лиотару, для
постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка,
"никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр,
кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и
катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших
рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает
недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее
операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии
эффективности и прибыльности. Люди в качестве "атомов" общества
расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей.
Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике
универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое рага означает
отклонение).

Паралогика Лиотара это —
обращение к агонистике многообразных языковых игр и "маленьких
рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно
творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой,
стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение,
принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и
безопасности, стремление к возвышенному.

Наряду с уже упомянутыми
доминантами философского постмодернизма укажем также следующие: дисконсенсус (а
не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а
не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия
(а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не
определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного),
виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и
признающихся устоявшимися ценностей.

Несколько рискованно сжимая
характеристику философского постмодернизма, можно указать, что он
культивируется в наши дни в основном в двух вариантах — умеренном и
авангардистско-анархическом. В своем умеренном варианте постмодернизм является,
пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца XX
в., на всемерное возрастание многообразия. Что касается
авангардистско-анархического постмодернизма, то в нем преобладает эпатаж,
отрицание всего и вся. Такая философии приветствуется немногими из числа
профессиональных философов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.