Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов
План
Методология
Методы, техника, процедуры.
I. Методология.
Методологией называют систему принципов научного исследования.
Пример: “Социальная напряженность в сентябре возросла”.
Как прийти к такому теоретическому выводу?
Необходимо:
— изучить социальную структуру общества;
— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;
— изучить динамику изменения этих показателей за определенный период; (измерить
их);
— изучить реакцию людей, отдельных общностей на изменение уровня жизни, смену
показателей;
и т.д.
Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.
Различают три уровня методологии:
Научные отрасли/
Уровни методологии
В науке вообще
В социологии в частности
I уровень (верхний)
Философский, или всеобщей научной методологии
—
II уровень (средний)
Общенаучный
Социологическая методология
III уровень (нижний)
Конкретно-научный
Специальная методология социологического исследования
I Уровень.
Философия как методология вооружает исследователя знанием наиболее общих законов развития
природы, общества и мышления, позволяет охватить мир в его целостности, определить место изучаемой проблемы среди множества других, ее связи с ними и
т.д.
Рассуждая о методах познания А. Эйнштейн писал: “Для применения своего метода теоретик в
качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия”.
Философия как методология, представляя собой систему наиболее общих понятий, законов,
принципов движения материи, направляет деятельность человека в определенное русло. При этом может быть использован либо весь арсенал известных философских
обобщений, либо группа каких-то общих представлений, либо один из принципов, который начинает выступать главным, организующим, группирующим вокруг себя
другие способы познания.
Философский уровень или уровень всеобщей научной методологии — это выражение эвристической
(т.е. поисковой) функции. И главным здесь является диалектический подход в познании.
Так, диалектика утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета (социального объекта в нашем случае) обнаруживаются как нечто сохраняющееся в
многообразных отношениях этого предмета с другими.
В качестве методологических принципов выступают все основные положения, вытекающие из законов и категорий философии:
— материалистическое понимание социальной действительности;
— диалектическое развитие;
— единство и борьба противоположностей;
— диалектическое отрицание;
— сущность и явление;
— содержание и форма;
— связь количественных и качественных изменений
и др.
В них выражается сознательная философская позиция.
Методологический принцип, вытекающий отсюда:
Необходимо предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы “схватить” именно
устойчивые свойства объекта.
Например: “Какова структура мотивов трудовой деятельности?”
Рассматривают 3 типа конкретных ситуаций:
1) Опрашиваются выпускники школ, решающие вопрос о выборе профессии. Они оценивают
различные преимущества и недостатки избираемой специальности, выявляются ценностные ориентации, личностно-значимые нормативы оценки содержания и условий
трудовой деятельности. Это проективная (воображаемая) ситуация.
2) Опрашивают молодых рабочих, оценивающих положительные и отрицательные стороны своей реальной работы. Это реальная
уравновешенная ситуация.
3) Опрашиваются рабочие, меняющие место работы, т.к. она их по каким-то мотивам не
устраивает. Это стрессовая или даже конфликтная ситуация.
Сопоставляя данные трех ситуаций, мы обнаруживаем, что некоторые мотивы трудовой
деятельности постоянно присутствуют во всех трех случаях:
— содержание труда;
— размер заработка;
— возможность продвижения по работе;
— престиж профессии.
Это и есть мотивационное ядро, т.е. устойчивые сочетания, характеризующие отношение к
труду в различных его состояниях и связях.
Следующее утверждение диалектики связано с необходимостью рассматривать социальные
процессы в их развитии, изменении.
(В примере, приведенном выше, это значит, что надо опросить этих рабочих спустя »15 лет).
Этот пример показывает, как в правилах процедуры реализуется общеметодологическое
требование:
рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамики, таким образом выявляя
их устойчивые и изменчивые свойства.
Кроме диалектического принципа можно назвать еще принцип системности теоретического
познания и практики.
Будучи философским принципом, конкретизирующим диалектико-материалистический принцип
всеобщей связи, он применительно к конкретным научным направлениям выступает как общенаучный, на его основе развертывается определенная общенаучная методология.
Итак, II уровень.
Общенаучная методология позволяет обладеть некоторыми законами и принципами исследования,
эффективными в различных областях знания.
Например, электромагнитная теория может рассматриваться как методология исследования
широкого круга явлений электродинамики.
Для социологии — это общая методология социологического исследования или социологическая методология. (от греч. metodos
— путь
исследования или познания и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о методе социального познания.
Социальная реальность специфична, поэтому для ее познания существует своя методология —
социологическая методология. Поскольку существуют различные мировоззренческие подходы в социологии, то на сегодня только на Западе по главным течениям
философской мысли подразделяется около 19 школ и направления социологической методологии. Наиболее непримиримым остается противостояние позитивизма и
антипозитивизма. У нас до последнего времени официально действовала марксистско-ленинская методология, в основе которой лежит метод
материалистической диалектики.
Выступая в качестве прикладной логики, общая социологическая теория помогает нащупать
принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом явлении, чтобы перейти к целенаправленному эмпирическому изучению объекта.
(Например: “Нарастание социальной напряженности” — всё, что до эмпирических измерений, всё
есть социологическая методология, т.е. методология общей теории социологии.)
Позитивизм социологический — ведущее направление в социологии 19 в. (Сен-Симон, Конт,
Милль, Спенсер). Главное устремление позитивизма — отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание “позитивной” социальной теории, которая
должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно–научные теории.
Позитивизм — ведущее направление в социологии 19 в., основные методологические установки
сформулированы Сен-Симоном, основные концепции разработаны в трудах Конта, Милля, Спенсера.
Сложился в противовес теоретизированию.
Главные устремления позитивизма уход от умозрительных рассуждений об обществе, создание
социальной теории, которая доказательна, как естественнонаучные теории. (Метод наблюдения, сравнительный, исторический и математический методы).
Структурализм — методологическое течение, которое исходит из представлений о преобладании,
преимуществе структурного изменения в любых явлениях окружающего мира: из структурного анализа как метода познания природы и общества.
(Монтескье 1689-1755; Сен-Симон 1760-1825, Конт 1798-1856, Спенсер, Дюригейм).
Функционализм — один из основных методологических подходов. Сущность — в выделении элементов
социального взаимодействия, определения их места и значения (функции ) (Спенсер, Дюрrгейм и т.д.)
Далее идет III уровень методологии:
Специальная методология социологического исследования или методология конкретного
социологического исследования.
В науке вообще конкретно-научная методология отражает сумму закономерностей, приемов, принципов, эффективных для исследования какой-то определенной области
реальности.
Методология конкретного социологического исследования — учение о методах сбора, обработки и
анализа утилизации первичной социологической информации.
В исследовательской деятельности руководствуются следующими положениями:
1) постоянным обращением к объекту изучения с целью конкретизации познания, достижения истины;
2) сравнением с результатами ранее полученного знания в науке;
3) членением всех познавательных действий на более простые процедуры с целью осуществления их проверки при помощи апробированных методов
и т.д.
Конкретизация этих принципов носит характер требований к проведению социологического
исследования.
Подведем итог. Понятие “методология” — собирательный термин, имеющий различные аспекты.
Всеобщая научная методология является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология дает указания относительно принципиальных основ
разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции,
выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
II. Методы, техника, процедуры.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или
менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.
Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль
играют методологические посылки, принципы.
Ни в советский, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно
частных приемов социологического исследования. Одну и ту же системы действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или
методикой, а иногда — методологией.
Введем следующие значения слов:
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или
иного метода.
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с
данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Например: Метод — анкетный опрос:
— Часть открытых вопросов
— Часть закрытых вопросов (предложены варианты возможных ответов)
— эти два способа образуют технику данного анкетного опроса.
— Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора данных,
— Инструкция анкетеру
— методика.
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации
исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Например: Проведенное под руководством Б.А. Грушина исследование формирования и
функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое
исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.
Так, одна из процедур посвящена анализу содержания центральных и местных средств
массовой информации по проблемам международной жизни;
другая — имеет целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя;
третья — представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни;
и т.д.
Часть процедур используют один и тот же метод сбора данных (например, количественный
анализ текстов), но различную технику (единицы анализа текстов могут быть более крупными — тема и менее крупными — понятия, имена).
Методология же этого крупного исследования концентрирована в его общем замысле, существе
развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобщении и теоретическом осмыслении полученных результатов.
Анализ всех методологических, технических и процедурных особенностей работы социолога
показывает, что наряду со специальными методами, используются общенаучные, заимствованные из других дисциплин, особенно из экономических, исторических,
психологических.
Социолог должен владеть приемами статистического анализа, а значит знать соответствующие
разделы математики и статистики, иначе он не сможет правильно определить метод обработки и анализа собранного материала, осуществить квантификацию
содержательного первичного материала, т.е. количественно отобразить качественные признаки (представить свойства и отношения социальных объектов в
количественной форме).
Список литературы
В. А. Ядов “ Социологическое исследование: методология, программа, методы “ М.
Наука 1987
М-л социология/ Под. ред. Н. И. Дряхлова, Б. В. Князева, В. Я. Нечаева - М. Изд-во
московского университета, 1989 ( стр. 124 )
Аверьянов А. Н. Системное понимание мира: методологические проблемы М. Политиздат, 1985