Реферат по предмету "Философия"


Основной вопрос философии

Основной вопрос философии.

Известно, что история философии в своей сущности есть история
борьбы материализма и идеализма. Правда, эта борьба не всегда была явной.
Однако уже ранний древнегреческий философ Парменид (У1-У вв. до н. э.) поставил
вопрос об отношении мышления и бытия, т. е. основной вопрос философии. Платон
прямо говорит о двух типах философов, из который “одни все совлекают с неба и
из области невидимого на землю, утверждают, будто существует только то, что
допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же”, а
другие настаивают на том, что “истинное бытие” - это некие умопости-гаемые и
бестелесные идеи....”.

У Аристотеля нет столь очевидной постановки основного вопроса
фило-софии. Этот вопрос присутствует у него в неявной форме и в нескольких
вари-антах в виде вопросов, с которыми мыслитель обращается прежде всего к
само-му себе. Это, во-первых, вопрос о том, существуют ли какие-либо сущности
кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии: “...следует
вы-яснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей
какая-нибудь неподвижная и вечная... и что же она такое, если существует...”.

И во-вторых, вопрос о том, достаточно ли одной материи для
того, чтобы все существующее могло существовать: “...главным образом нужно
рассмотреть и обсудить вопрос... имеется ли кроме материи причина сама по себе
или нет, и существует ли такая причина отдельно или нет, а также одна ли она
или имеется большее число таких причин...”

Ответы на данные вопросы у Аристотеля не однозначны, что
объясняется сложностью последних. Связанные с этим творческие поиски и
колебания Ари-стотеля составляют живой нерв аристотелевской философии.

Противоположности. Для того чтобы разобраться в философском
миро-воззрении Аристотеля, необходимо прежде всего обратиться к его
представле-нию о законе, которому, как думал философ, подчиняются и бытие, и
мышление. Определяя предмет философии. Аристотель спрашивает себя: “...должна
ли ис-комая... наука заниматься и теми началами, из которых все исходят в
доказа-тельстве, мак, например, выяснить, возможно ли в одно и то же время
утвер-ждать и отрицать одно и то же или нет...”. Философ отвечает на этот
вопрос по-ложительно: философия должна заниматься началами доказательства.

В связи с этим Аристотель развивает учение о
противоположностях и ана-лизирует различие и его воды. Все, что существует,
различно, но различия могут быть несущественными и существенными, а последние -
существенными в большей или меньшей степени. Более существенно различаются вещи
и собы-тия, принадлежащие к разным родам сущего, менее существенно -
принадлежа-щие к разным видам внутри одного и того же рода, несущественно -
вещи одно-го вида.

Аристотель определяет противоположность как наибольшее или
“закон-ченное различие”: “...так как различающиеся между собой вещи могут
разли-чаться в большей и в меньшей степени, то имеется и некоторое наибольшее
раз-личие, и его я называют противоположностью”. При атом “у
противоположно-стей может быть нечто промежуточное и у некоторых оно
действительно быва-ет”, тогда как “из видов противолежания противоречие не
имеет ничего проме-жуточного...”.

В контексте учения о противолежащем и его видах Аристотель и
форму-лирует тот основной закон, или принцип, бытия и мышления, который
опреде-ляет и его логику, и его учение о бытии, онтологию ( как стали говорить,
правда, много позднее Аристотеля). Сам Аристотель называет этот принцип, “началом
для всех других аксиом”. Развернутая формулировка этого принципа звучит так:
“...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было прису-ще
одному и тому же в одном и том же отношении...”; краткая - “не может кто бы то
ни было считать одно и то же существующим и не существующим” (там же) или “не
может одно и то же быть и не быть в одно и то же время...”. Здесь ясно видны
два аспекта атак этого принципа: гносеологический и онтологиче-ский.

Вторую краткую формулировку можно назвать экзистенциальной -
там говорится о существовании и о несуществовании: объективно одно и то же, чем
бы оно ни было, не может одновременно и существовать и не существовать, или
быть и не быть. Эту краткую формулировку можно связать с развернутой. Для этого
присущим надо сделать бытие, так что развернутая формулировка примет форму:
невозможно, чтобы бытие в одно и то же время было и не было присуще одному и
тому же в одном и том же отношении. В этом введенном здесь нами тезисе бытие
приобретает двойное существование, в качестве предиката (“бы-тие”) и в качестве
связки суждения (“было и не было присуще”).

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ЭКОНОМИЧEСКОE ОБОСНОВАНИE ОРГАНИЗАЦИИ СБОРОЧНОГО ПРEДПРИЯТИЯ "
Реферат Сравнительный анализ книг З Бжезинского Великая шахматная доска и А Дугина Основы геополитики
Реферат Благоустрій та озеленення центральної частини м Миколаєва
Реферат Анализ влияния религиозного мировоззрения на различные сферы жизнедеятельности
Реферат Environmental Engineering Essay Research Paper Engineering is
Реферат 1. Численность населения
Реферат 1. Понятие, задачи и виды производственных структур
Реферат Совершенствование и оптимизация торгово- технологического процесса оптово- розничного предприяти
Реферат Світовий досвід розвитку малого підприємництва
Реферат 1. Модель пациента Категория возрастная
Реферат Болезни мелких животных
Реферат Розничный и оптовый товарооборот
Реферат Соціально-психологічні фактори суїцидільної поведінки підлітків
Реферат 4. Стан водних ресурсів
Реферат 1. Классификация моделей представления знаний