Исторические и социально-культурные условия
формирования русской философии XIX века
XIX век занимает особое место в развитии отечественной
философской мысли. Оригинальные черты русской философии, ее проблематика и
направленность поисков ответов на фундаментальные проблемы бытия мира, человека
и человеческой истории во многом определялись историческими, экономическими и
социально-культурными условиями России XIX века. Бурное и интенсивное развитие
философской мысли в России начинается с 40-х годов XIX века. Складываются
философские школы и философские течения, в которых нашли свое отражение все
противоречия общественной жизни России и ее положения в мировой истории того
периода.
В XIX веке, даже в середине века, Россия оставалась в
экономическом отношении отсталой страной по сравнению со странами Западной
Европы и Америки, в которых укрепился и развивался капитализм, приведший к
бурному экономическому и социальному развитию этих стран. Характерно для них
было интенсивное развитие промышленного, технического производства и столь же
интенсивное развитие науки, научного значения, которое фундаментально влияло на
все стороны развития западного общества, в том числе и на духовную жизнь.
В экономической сфере в России господствовали
патриархальные отношения, олицетворением которых было крепостничество. Россия
оставалась главным образом сельскохозяйственной страной, с присущей ей
полуфеодальной формой ведения хозяйства. Большинство населения тяготело к
общинной психологии и коллективному миросозерцанию. Ростки капиталистического
производства наметились в России лишь после отмены крепостного права в 1861
году. В экономическом плане Россия оказалась в ситуации, когда она должна была
догонять развитые страны Запада, ушедшие далеко вперед в
промышленно-экономическом развитии.
И в политическом отношении Россия отставала от стран
Запада, в которых утверждались цивилизованные формы политического устройства
государства и власти, укреплялись демократические принципы общественной жизни и
формировались современные черты гражданского общества и правового государства.
Россия же осталась, по сути, абсолютной монархией. В руках государя (царя)
сосредотачивалась никем и ничем неограниченная власть во всех сферах жизни
Российской империи на громадной территории. Модернизации политической и
экономической жизни проходили крайне медленно и робко, да и то по инициативе
«сверху», с соизволения царя-государя, которые были малопонятны широким слоям
населения.
На характер и содержание русской философии большое
влияние оказало православие, христианское вероучение, сложившееся в Византии
(ныне г. Константинополь в Турции) после раскола христианских церквей во II
веке н.э. Православие и православная церковь в России рассматриваются
традиционно как правопреемники Византийской церкви после того, как православие
было вытеснено исламом с территории Малой Азии. Кроме того, русское православие
и русская церковь рассматриваются как истинные хранители и выразители
христианства в неискаженной форме в отличие от католической церкви и
католицизма, якобы исказивших сущность христианского вероучения. Москва,
православная русская церковь стали считаться Третьим «Римом» (после «гибели»
Византии и «неистинного католического Рима во главе с папой)[1]
. Православие в России на всем протяжении
XIX века являлось не только господствующей и государственной религией, но
средоточием духовной жизни российского общества и русского народа.
Конечно, на формирование и развитие русской философии
в XIX веке влияло и слабое развитие наук, научного знания, малораспространенность
университетского образования, традиционно являющихся проводниками светского
(нерелигиозного) миросозерцания. В России формирование светского миросозерцания
выпало на долю художественной литературы и великих писателей.
На своеобразие русской философии повлияло и особое
геополитическое положение России – она как бы была связующим звеном между
Европой и Азией. Не будучи в полной мере ни Европой, ни Азией, а «Евразией». В
силу своего геополитического положения и своих масштабов Россия объективно всегда
занимала особое место и в Европейской и в Мировой истории. Поэтому судьба
России была для русской философии одной из важнейших проблем, предметом
философских поисков и размышлений.
В XVIII веке ощущалось в России влияние идеалов
Французского Просвещения и просвещенного абсолютизма. Но они не нашли широкого
распространения. Их влияние ограничивалось небольшим слоем образованных дворян
и просвещенных людей. В начале и первой половине XIX века рождающаяся
философская мысль «переболела» идеями немецкого классического идеализма.
Русские философы этого периода, по выражению Н.А. Бердяева, «преодолели
германский идеализм и западную отвлеченную философию» [1, c. 70], которая
ориентировалась на ratio (на чисто рациональное) рассмотрение философских
проблем. Поскольку для русских философов с самого начала судьба России являлась
одной из важнейших философских проблем, русская философская мысль тяготела к
Логосу, позволяющему преодолеть абстрактность Западной философии и постичь
особые глубины русской действительности.
Список литературы
1. Лосев А.Ф. Русская философия. – Свердловск: УрГУ,
1991.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/
[1]
Следует заметить, что раскол между православием и
католицизмом до сих пор не преодолен.