Психоанализ по Фрейду
Реферат по философии подготовил Руколеев В.В.
Уральский Государственный Университет Путей Сообщения
Екатеринбург
2005
Зигмунд
Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа – нового направления в
психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX
века. Его появление радикально изменило взгляд на мир: психоанализ Фрейда
порывает с представлениями, которые принято называть классическими, с картиной
строго упорядоченного, рационально организованного мира. Возникший вначале как
способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за
пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на
искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные
с человеком.
Фрейд
назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для
диагностики и лечения неврозов. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896
году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые
фиксировал в дневниках до конца жизни.
Фрейдизм
явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся разобраться в проблеме
скрытых мотивов поведения человека и роли этого фактора в клинике. Им было
привлечено внимание к сложности внутреннего мира индивида, к последствиям
неудовлетворенных влечений, к противоречиям между желаемым и должным. Он
обратился в этой связи к жизни во всей ее реальности, к ее радостям и печалям,
тревогам и стремлениям, обещая помощь в условиях душевного надлома и требуя для
этого всего лишь наведения определенного «порядка» в душе. И долгое время идеи
основателя психоанализа воспринимались многими как единственно способные
осветить все эти жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать
людей.
Ортодоксальный
психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е.
именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и
психических процессов. Конечно, анализ психических механизмов, в том числе и
бессознательных, проводился и до 3. Фрейда. Более того, можно сказать, что в
других понятиях, других терминах были описаны бессознательные мотивационные
процессы, символика психической продукции, роль сексуальной травмы и т.д.
Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал
локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного
"полома", соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии,
социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование
причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема
неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом
пристального внимания исследователей различных специальностей. И. Кант говорил о бессознательном в психике
человека, описывая "смутные" представления, которыми рассудок
пытается овладеть, т.к. он не способен "избавиться от тех нелепостей, к
которым его приводит влияние этих представлений... ". Гегель рассматривает
бессознательный тайник, в котором "сохраняется мир бесконечно многих
образов и представлений без наличия их в сознании". А. Шопенгауэр
продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над
сознанием в своем произведении "Мир как воля и представление". Ф.
Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными
механизмами, такими как "бессознательная воля к власти". К концу XIX
века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и
представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский
физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой
деятельности человека. Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте
вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании
"подкоркового сознания", функционирующего во многих актах
жизнедеятельности человека.
Эти
факты и послужили объективным фоном для создания 3. Фрейдом знаменитой
психоаналитической теории. Фрейд в относительно короткий срок создал из этих
разрозненных данных целостную картину. Он создал и практические приемы
психоаналитической работы с больными (исследование свободных ассоциаций,
истолкование сновидений и фантазий, изучение ошибок речи и ошибочных действий,
анализ переноса и сопротивления) . Позже число таких приемов увеличилось в
несколько раз, и сама техника психоанализа сильно изменилась. Впрочем, 3. Фрейд
особенно не настаивал на скрупулезном следовании жестким правилам. Он говорил о
том, что психотерапевт, который признает перенос и сопротивление и использует
интерпретацию этих феноменов в своей работе, уже является психоаналитиком.
Психоаналитическое
учение Фрейда ориентировано всецело на человеческое бытие: на глубинные
механизмы функционирования личности, принципы развертывания жизнедеятельности
индивида и мотивы его поведения в окружающем мире.
Фрейдом
открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того
обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена
сложная и загадочная область бессознательной психики. До Фрейда в научных
исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо
физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от
сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной области знаний,
отличной от философии и физиологии, понималась как наука о сознании, о тех
явлениях внутреннего мира, которые индивид способен воспринять ясно и отчетливо
и дать о них самоотчет. На таких самоотчетах субъекта базировалась
экспериментальная психология. Предполагалось, что никто не может установить
психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно
испытывает, кто сообщает о нем, направляя внутренний «взор» на происходящее в
собственном сознании. Фрейд, преодолев такое понимание психики, выдвинул в
качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с
сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не
изучив которую невозможно понять природу человеческой активности. Если до
Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна
сознанию, то они носили достаточно умозрительный характер.
Психоанализ
появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в
наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З.
Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие "психоанализ"
имеет три значения:
1)
Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного
значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного
субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта,
обеспечивающие надежность истолкования.
2)
Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется
контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется
для лечения психических и психосоматических нарушений.
3)
Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых
систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования.
За
четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную
эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего
философско-социального учения.
На
раннем клиническом этапе психоанализ был по преимуществу новой психотерапией,
дополненной специальными гипотезами и теориями.
В основных произведениях З.Фрейда этого периода "Толкование
сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901),
"Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Остроумие и его
отношение к бессознательному" (1905), "Отрывок из одного анализа
истерии" (1905). Был сформулирован комплекс новых представлений об основах
психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа.
Развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности
с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической
деятельности. Выработаны представления о бессознательном психическом,
установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики,
разработаны основы глубинной психологии.
На следующем этапе психоанализ трансформировался главным образом в общее
психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода
"Характер и анальная эротика" (1908), "Анализ фобии пятилетнего
мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910), "Положение о
двух принципах психической жизни" (1911), "Тотем и табу. Психология
первобытной культуры и религии" (1913). Развивались представления о
психоанализе и его возможностях. Формулировались идеи об основных принципах,
тенденциях, мотивах и установках психической жизни. Развивались представления о
природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические
теории человека, культуры, религии. На последнем этапе психоанализ обрел статус
философско-социального учения о человеке, культуре и обществе. В работах
З.Фрейда этого периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920),
"Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я и
Оно" (1923), "Будущность одной иллюзии" (1927),
"Цивилизация и недовольные ею" (1929), "Введение в психоанализ.
Лекции" (1933), "Почему война?" (1933). Завершалась разработка
представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях.
Развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности.
Исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и
культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и
общества. Намечались направления и ориентиры развития психоаналитического
учения.
В
качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул
проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Обращаясь к осмыслению
психической реальности, Фрейд переосмысливает существующие в то время
картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Если
в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса
бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения
взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд
идет далее. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами
человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но стремится раскрыть
содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те
глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.
Фрейд
выделяет три уровня сознания: сознание, предсознание, бессознательное. Одно из
основных исходных положений сводится к тому, что собственно деятельными
признаются те «психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а
не процессы, составляющие содержание сознания». Любой душевный процесс
существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере
сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, т.к.,
по мнению Фрейда не все психические акты становятся сознательными.
Предсознание
как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием
психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого
разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания,
которые неприемлемы для нашей морали и нашей Я-концепции. Это могут быть
неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям,
сексуальные влечения. Бессознательное нелогичное, вневременное, хаотичное,
аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом
накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши
поступки определяются и направляются бессознательными импульсами, влечениями.
Они не осознаются человеком, когда же они начинают осознаваться - это встречает
сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и
воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и
неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение в снах,
фантазиях, игре и работе.
Таково
одно из фрейдовских пространственных или, как основатель психоанализа называет,
топических представлений о строении психики.
Позднее
в 20-е годы, в книге «Я и Оно», а также в «Лекциях по введению в психоанализ»
Фрейд использует иное сравнение для характеристики сущностной структуры
человеческой психики, которая понимается как состоящая из трех слоев, или
инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное «Оно» — наиболее архаическая,
безличная часть психики — представляет собой влечения, существует с рождения и
всегда целиком подсознательно. Оно представлено у Фрейда в качестве того
унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого
копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и
выражающие различные безотчетные влечения человека.
Сознательное
«Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается
постепенно, в течение всего детства и отрочества. Это посредник между Оно и
внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания
влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательная
душевная жизнь преимущественно протекает в «Я».
«Сверх-Я»
— это представитель идеалов и запретов;
инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и
запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического
происхождения. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате
отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей.
Хотя «Сверх-Я» функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги
(совесть, идеал «Я»), достигая своего развития в возрасте 4—5 лет путем
переживания Эдипова комплекса.
В
психоаналитической философии Фрейда отношения между этими тремя инстанциями
предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих
отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и
всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает
усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается,
что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически
подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней, или
как выражается Фрейд, Я является слугой Оно, старающимся заслужить расположение
этого господина.
Не
менее сложным оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на
одном из которых лежит печать долженствования, на другом – лик запретов,
Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли совести или
же чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе
Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката
внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и
глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных
требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является
несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого
подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно
и со стороны строгости Сверх-Я».
В
противоположность тем философским концепциям, авторы которых утверждали
безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллировали к
разуму, как непогрешимому источнику могущества людей, Фрейд стремится показать
зависимость Я от бессознательных влечений человека и требований культуры с ее
нравственными предписаниями и социальными запретами. Влиянием Сверх-Я Фрейд
объясняет чувство вины у невротиков. Такой подход определил большое место в
психоанализе, которое заняло объяснение феномена тревожности.
В
«Лекциях по психоанализу» Фрейд различает три вида тревожности: наряду с
вызванной реальностью выделяются тревоги, обусловленные давлением со стороны
бессознательного Оно и со стороны Сверх-Я. Соответственно задача
психоаналитической процедуры усматривается в том, чтобы освободить Я от
различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений,
испытываемых Я под давлением различных сил, оно спасается с помощью «защитных
механизмов» - вытеснения, регрессии, сублимации.
Вытеснение
означает активное, но не осознаваемое самим индивидом устранение из сознания
чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного,
они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются
в патологических (невротических) симптомах и т.д. Регрессия – соскальзывание на
более примитивный уровень поведения и мышления. Сублимация – один из
механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в
форме деятельности, приемлемой для индивида и общества; он помогает направить
энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое
русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе
Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал
произведения искусства,
научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем
происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение,
человека.
Фрейд
принял традиционную установку, противопоставляющую человека и общество, а также
традиционную доктрину о порочности человеческой натуры. По Фрейду, человек в
своей основе антисоциален. Общество должно приручать его, позволять ему
какое-то удовлетворение его биологических - и поэтому непреодолимых -
потребностей; но главная задача общества состоит в очищении и ограничении
основных, низменных импульсов человека. В результате такого подавления этих
импульсов происходит следующее: подавленные наклонности превращаются в
стремления, имеющие культурную ценность, и таким образом становятся основой
культуры. Этот переход от подавленного состояния к цивилизованному поведению
Фрейд обозначил словом "сублимация". Если степень подавления сильнее
способности к сублимации, то индивиды становятся невротиками и подавление нужно
ослабить. Но вообще существует обратная зависимость между удовлетворением
человеческих стремлений и культурой: чем больше подавление, тем больше
достижений культуры (и больше опасность невротических расстройств). В теории
Фрейда отношение индивида к обществу является, по существу, статичным: индивид
остается, в общем, одним и тем же, изменяясь лишь постольку, поскольку общество
усиливает нажим на его естественные наклонности (тем самым принуждая к большей
сублимации) либо допускает их более полное удовлетворение.
Бессознательные
влечения оказывают сопротивление реальному миру, всячески противятся налагаемым
извне ограничениям. Тем самым создается почва для внутрипсихических конфликтов.
Правда между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода цензура,
пропускающая в осознание лишь некоторые представления о желаниях и вытесняющая,
загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Происходит как
бы смягчение конфликтных ситуаций.
Более
того, Фрейд выводит, что цивилизация начинается с отказа от изначальной цели –
полного удовлетворения потребностей. Ограничения свободы неизбежны как цена за
построенную цивилизацию. История человека есть история его подавления. Так
человек стал “организованным Я”. Стоит предоставить ему возможность следовать к
своим естественным целям, как тут же обнаружится несовместимость с любой
устойчивой формой ассоциации. Инстинкты стали превратностями психического
аппарата цивилизации. Фрейд описывает этот процесс как трансформацию «принципа
удовольствия» в «принцип реальности».
«Принцип
удовольствия» - это внутренне присущая каждому субъекту программа
функционирования психических процессов, в соответствии с которой
бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения
максимального удовольствия. «Принципе реальности» - внешний корректив в
протекании психических процессов, обусловленный необходимостью считаться с
требованиями окружения и задающий ориентиры на поиск таких путей достижения первоначальной
цели, которые бы застраховывали человека от различного рода потрясений и
перегрузок, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного
удовлетворения влечений. Однако считает Фрейд, защитные механизмы подобного
рода, эффективные по отношению к внешней реальности, далеко не всегда
способствуют разрешению глубинных конфликтов, связанных с наличием психической
реальности. Бессознательные влечения оказывают ссопротивление реальному миру,
всячески противятся налагаемым извне ограничениям. Таким образом, краеугольный
камень фрейдизма – антагонизм между принципом удовольствия и принципом
реальности, который в принципе неустраним.
Репрессивная
модификация инстинктов привела, по Фрейду, к вечной борьбе за существование,
продолжающейся поныне. Однако отсюда не следует, что платить надо вечно.
Вскрывая всю глубину несвободы, Фрейд защищает подавленные устремления
человечества, вводя теорию бессознательного. Бессознательное предстает как
память о порыве к полному удовлетворению, где нет нужды и подавления, в нем
продолжает жить желание возрожденного рая вместе с завоеваниями цивилизации.
В
психоаналитической теории вообще память занимает центральное место и
терапевтическая функция памяти проистекает из истинностной ее ценности.
Поэтому, по Фрейду, важно суметь погрузиться в память, обнаружить
бессознательное в его продуктах, проанализировать сны, посмотрев на них
“открытыми глазами”. Открыв, таким образом, “строгие истины”, можно разбить
рамки, сковывающие бессознательное. Анализ сновидений Фрейд рассматривает как
составную часть психоанализа. Сновидения выполняют защитные функции. Это
«неврозы нормального человека», галлюцинаторное символическое исполнение
вытесненных желаний. В природе сновидения и психоневроза много общих
механизмов. Различается явное (то, что фактически галлюцинируется во сне) и
скрытое содержание сна (то, что обнаруживается мыслями, приходящими в голову
сновидцу, когда он думает и рассказывает о сновидении). Сновидения поставляют
материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и
личность невротика либо здорового человека.
Акцентируя
внимание на бессознательных влечениях человека, скрытых в глубинах человеческой
психики и представляющих собой необузданные порывы, Фрейд обратился к
рассмотрению «темной» стороны человеческой души. Расшифровка символического
языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов
болезненного расщепления внутреннего мира личности – все это неизбежно привело
его к признанию того скрытого «дурного» начала в человеке, которое находило
свое проявление в природной сексуальности, противостоящей культурным
завоеваниям человечества.
Согласно
Фрейду, уже в сновидениях обнаруживаются антисоциальные, противоморальные
желания человека, свидетельствующие о его «дурных» наклонностях. Эти желания
обретают свое самовыражение в символической форме, т.к. в сновидениях цензура
сознания ослаблена, контроль человека над самим собой устранен, угрызения
совести отсутствуют. Раскрытие символики языка бессознательного позволяет
выявить все те «неприличные» желания индивида, которые, будучи вытесненными и
подавленными днем, оживают и приобретают реальную значимость ночью во время
сна.
Психоаналитическое
видение человека основывается таким образом, на признании в нем наличия
«дурного» начала. Более того, Фрейд не только говорит о «злобных» желаниях,
вытесненных и сознания человека и проявляющихся во время сна, но и указывает на
возможность обострения внутрипсихических конфликтов, возникающих в результате
столкновения бессознательных природных влечений с нравственными предписаниями
культуры. С одной стороны, имеются различного рода враждебные импульсы против
ближних, поскольку «склонность к агрессии является самой существенной
инстинктивной диспозицией в человеке». С другой – любое общество основывается
на нравственных предписаниях и моральных требованиях, сдерживающих свободное
проявление агрессивных склонностей и способствующих вытеснению его природных
желаний из сознания. Именно столкновение между ними часто приводят к
внутрипсихическим срывам и надломам, особенно в том случае, когда в силу своей
природной конституции или личностных установок индивид оказывается не в
состоянии подчиниться требованиям существующей культурной морали. Исход может
быть различным: от совершения антисоциальных деяний, осуществления преступлений
до «бегства в болезнь», развития неврозов.
Психоаналитическая
теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными
энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX
века, Фрейд считал, что поведение активируется единой энергией, согласно закону
сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое,
но количество ее остается тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы,
перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником
психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У
каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую
активность; цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении
напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким
образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на
энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению,
основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом,
направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень
возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных
потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами, которые и
направляют организм к определенным целям. Инстинкты – "последняя причина
всякой деятельности" – это силы, побуждающие людей к действию. Согласно
Фрейду, любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение)
определяются инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым,
так и не прямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их
побуждает бессознательное напряжение, - их действия служат цели уменьшения
этого напряжения.
Хотя
количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование
двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. В годы войны и после нее, когда
Фрейд начал развивать теорию целостной личности, он пришел к выводу, что
ужасающие сновидения солдат, шокированных боем, трудно объяснить только в
терминах сексуального символизма или осуществления желаний и что агрессия, как
и секс, должна быть важным инстинктивным объектом для вытеснения и поэтому
способна вести к неврозу. Начиная с 1920г. Фрейд вводит в свою
психоаналитическую концепцию теорию инстинктов Жизни и Смерти.
Инстинкт
Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и влечение к самосохранению, то
есть силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие
размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической
организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд
считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название
либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо
- термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом.
Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит
разрядку исключительно в сексуальном поведении. Согласно Фрейду, существует не
один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным
участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело
представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория
особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что
эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции
в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.
Инстинкт
Смерти или Танатос совершенно отделен от либидо и фактически представляет
внутреннюю деструктивность и агрессию, направленную в первую очередь против
себя. В то время как инстинкт Жизни является созидательным, инстинкт Смерти –
это та сила, работа которой постоянно направлена к смерти и, в конечном счете,
на возвращение к первоначальному неорганическому состоянию полной свободы от
напряжения или усилия. Навязчивое повторение, проявляющееся в боевых снах
солдат в форме повторяющихся сновидений об определенных травматических
инцидентах, было признано связанным с тенденцией инстинкта смерти возвращаться
к более ранним состояниям. Поскольку направленная вовнутрь агрессия, независимо
от ее источника, представляет опасность для индивида, возникает постоянная
необходимость бороться с ней таким образом, чтобы сделать ее менее
деструктивной по отношению к нему, что может быть сделано одним или двумя
способами: посредством ее эротизации, то есть посредством соединения ее с
либидо, вследствие чего она может принять форму садизма или мазохизма
(сексуальных перверзий, в которых соединены секс и агрессия), или же
посредством направления ее вовне и превращения в агрессию против других. Кроме
того некоторая агрессия участвует в поддержке диктата строгой совести –
Сверх-Я. На основе этой теории Фрейд предполагает, что война может быть понята
как попытка психологического самосохранения нации, так как если бы последняя не
направила свою агрессию вовне, то, в конце концов, разрушила бы себя внутренней
враждой. Суицид, в свою очередь, является следствием провала при попытке
сохранить себя подобными средствами, и многие меньшие формы нанесения себе
вреда типа пагубных привычек и неудач до более драматичных – преступлений,
совершаемых с намерением быть разоблаченным, могут быть приписаны направленному
внутрь инстинкту смерти.
Любой
инстинкт имеет четыре характеристики: (а) источник, б) цель, в) объект и г)
стимул.
а)
Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это
состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например,
голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.
б)
Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного
потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное
состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной
цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем
минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
в)
Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в
собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель)
инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно
всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни.
Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку
энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.
Практически
любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в
терминах:
привязки,
или направления энергии на объект (катексис)
препятствия,
мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).
Примером
катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть
перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.
Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному
ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между
выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом
составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
г)
Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое
требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным
образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит
преодолеть человеку в поисках конкретной цели.
Ключом
к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов
является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение
энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой
активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам
выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных
случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию
на каком-нибудь другом объекте.
По
мнению Фрейда, страхи, являются выражением желаний, т.е сознательный страх –
это часто выражение бессознательной потребности
- отсюда формулировка двух гипотез, включенных в психоаналитическую
теорию: гипотеза об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе.
В
работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд описал онтогенез сексуальных
влечений (либидо, как указывалось ранее). Они возникают с момента рождения и
сопутствуют человеку всю жизнь. Половое влечение вначале не отделено от
инстинкта самосохранения. Однако, в отличие от последнего оно обладает
способностью к вытеснению и сложной трансформации.
Первая
фаза «оральной сексуальности»: младенец переживает явное наслаждение не только
при сосании груди, но и замещающих ее вещей (пальцы и т. п.). В дальнейшем
либидо локализуется в различных телесных зонах и сладострастное ощущение
связывается с деятельностью прямой кишки – фаза «анальной сексуальности»,
функцией мочеиспускания – фаза «уретальной сексуальности». Новорожденный —
существо нарцисстическое, аутоэротическое, любит самого себя и наслаждается
своим собственным телом. Контакт с окружением (прежде всего с матерью) ведет к
распространению либидозных стремлений на лиц, окружающих его; он становится
гетероэротичным. В «фаллическом» периоде (4—5 лет) детская сексуальность
достигает вершины, и объектом либидо становится родитель противоположного пола:
мальчик влюбляется в мать, девочка в отца (мальчик переживает Эдипов комплекс,
девочка — комплекс Электры). Родитель того же пола становится конкурентом. Это
ведет к возникновению внутридушевного конфликта, так как ребенок любит обоих
родителей. В этой фазе, по мнению Фрейда, мальчик переживает кастрационный
комплекс, девочка — представление, что она уже была так наказана. Выходом из
этих конфликтов-комплексов является отождествление себя с конкурирующим
(возненавиденным) и в то же время любимым родителем. Таким путем формируется
основа морали — «Сверх-Я» и возможность активного подавления сексуальных влечений.
Далее
в развитии сексуальности наступает период «латенции» в течение которого
сексуальность становится фактически бездействующей и остается таковой вплоть до
периода половой зрелости. В пубертатном периоде в связи со сложными
нейроэндокринными изменениями в организме сексуальность вновь оживает. Юноша
(девушка) разрешает свой конфликт, направляя половое влечение на дозволенные —
внешние объекты. Наступают период зрелости и нормальная половая жизнь.
Во
фрейдовской теории считается, что легкость или сложность, пережитая ребенком
при прохождении указанных догенитальных фаз, имеет фундаментальное влияние на
его позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к основным формам
поведения. Конфликты или трудности, пережитые на той или иной стадии, могут
привести к фиксации либидо на данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают
регрессию к нему. Младенец испытывает наслаждение в так называемых эрогенных
зонах в связи с процессами кормления и испражнения, в результате чрезмерной
стимуляции или фрустрации (или за счет повышенной чувствительности), за счет
чего эрогенные зоны сохраняют характер либидо и в последующие годы, когда при
нормальном развитии главная роль должна перейти к генитальной зоне. Эта
задержка, фиксация на прегенитальном уровне ведет к сублимациям и комплексам
реакций, которые и входят в структуру личности, становясь составными частями
характера. Например, человек может ожидать всех благ от других людей, а не от
собственных усилий, потому что им руководит подсознательное желание, чтобы его
кормили, сублимируемое в желание получать помощь, знания и т.д.
Труды
З.Фрейда оставили неоспоримо очень глубокий след в истории не только
психологии, психиатрии, неврологии, но и всей культуры нашего века. Им были
открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того
обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена
сложная и загадочная область бессознательной психики.
Следует
отдать должное тому факту, что основы психоаналитической техники, которые
заложил Фрейд в своих работах более чем 80 лет тому назад, до сих пор являются
основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику
психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ,
внесено не было.
Хотя
не все аспекты теории Фрейда получили
научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся
принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке,
невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие
мировой культуры в целом. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами
нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Ни одно
течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и
оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей,
настолько проникли в "кровь" западной культуры, что многим ее
представителям значительно легче мыслить ими,
чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается
критике.
Несмотря
на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные
подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными.
К ним относятся прежде всего следующие положения:
представление
о развитии как адаптации к среде; хотя среда и
не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит
конкретному индивиду;
идея
о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы
личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта
структура в дальнейшем не претерпевает.
Завоевав
определенное место в западной культуре как течение, имевшее вначале
психотерапевтическую, а затем также философскую и социологическую ориентацию,
психоанализ стал постепенно наталкивался в возрастающих масштабах на довольно
резкое сопротивление его дальнейшей экспансии.
Но
следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы психоанализа
объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить. Если идеи
малой и даже негативной научной ценности придают истории психоанализа Фрейда
облик динамичной мозаики, то важных идеи, имеющие серьезное значение для
дальнейшего развития наших знаний выступают как основа неоспоримой
сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым
разнообразным попыткам его критики.
Почти
уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь
бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все
основывается так или иначе на идее существования бессознательного, понимаемого
как категория принципиально психологическая. Именно эта опора на категорию
бессознательного, которая объединяет самые различные направления
психоаналитической мысли, начиная с Зигмунда Фрейда позволила психоанализу
уцелеть как специфическому концептуальному течению на протяжении почти уже
целого столетия.
Список литературы
Фрейд
З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456с.
Лейбин
В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат,
1990. – 397с.
Джонс
Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. – 448с.
Марсон
П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – 348с.
Браун
Дж. Психология Фрейда и постфредисты. – М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. –
304с.