Абсолютное и относительное
А.А. Грицанов
Абсолютное
и относительное - (лат. absolutus –
отделенное, отпущенное и лат. relativus – отнесенное в то или иное место) –
противоположные по смыслу и сопряженные философские категории.
Абсолютное
– безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное,
само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. Относительное (релятивное)
– временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и,
следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому
несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с
другими явлениями и в зависимости от них.
Абсолютное
и Относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в
условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в
акциденциях и т.д. Понятия Абсолютное и Относительное первоначально толковались
как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и
его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в древнегреческой философии
определялось как сторона совершенства, завершенности, самодостаточности сущего
и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе».
У
Аристотеля Относительное выступает как нечто, зависящее от другого или
относящееся к другому. В средневековой философии господствовало религиозное
толкование Абсолютное как «божественного», противостоящего Относительное –
«земному», «мирскому». В философии Нового времени (в особенности в немецкой
трансцендентально-критической традиции) выделялись различные аспекты Абсолютное
и Относительное, которые раскрывались в системе понятий «в себе», «для
другого», «для себя», «само по себе» и т.п.
В
системе категорий «материалистической диалектики» постулировалось, что
движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и
неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные
формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны,
преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в
этом смысле содержит в себе элемент Абсолютное; то, что в одной связи
относительно, в другой – абсолютно и т.д. В современной философии при
истолковании Абсолютное как достигнутого чистого совершенства и уже
реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная
(автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и
сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная
миру отношений (например, Абсолютное пространство).
Соответственно,
мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов Абсолютное
и описываются в духе релятивизма. Если же Абсолютное задается как потенциальная
бесконечность, то оно мыслится как проект будущего – идеал полноты и
совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через
неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов.
Концепция
Абсолютное как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива:
изоляция есть форма несвободы, а действенность Абсолютное предполагает его
открытость иному бытию и погружение в мир отношений. Абсолютное может
постулироваться либо как «целое», создающее свои части (отношения) и не
сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой
относительных форм существования за бесконечно долгое время.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/