ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законотворческая
деятельность в субъектах Российской Федерации в последние годы последовательно
и поступательно формирует концепцию по управлению сферой физической культуры и
спорта (ФКиС).
Основные задачи
в законотворчестве - государственная поддержка в стабилизации финансирования
отрасли, в стимулировании льготного налогообложения, которые способствуют
реализации социально -экономических условий в оздоровительной работе среди
населения и созидательной динамике спорта высших достижений.
Успешное
плодотворное решение современных проблем развития и функционирования ФКиС,
управления в этой сфере возможны в первую очередь на совершенной правовой
основе, обеспечивающей права и свободы граждан РФ.
Вся правовая
система активно действует в формировании и осуществлении правовых основ и норм
деятельности в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания с
применением этой системы на федеральном, территориальном и местном уровнях.
Законотворчество
в сфере ФКиС с учетом Основ законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте и в последующем Федерального Закона " О физической
культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. активизировало
принятие законов во многих субъектах РФ, причем в большинстве случаев
сохранялась редакция статей Федерального законодательства. В законотворчестве
регионов (Москва, Московская, Омская, Пермская, Тюменская области,
Башкортостан, Бурятия и др.) в содержание законов привнесены собственные
положения и нормативы, что расширяет и совершенствует правовые отношения и
защиту интересов населения в сфере физической культуры и спорта,
совершенствования физического воспитания подрастающего поколения.
Региональные
законы, принятые в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства,
Конституцией или Уставом субъекта РФ, другими нормативно-правовыми актами,
регулируют отношения в сфере ФКиС на территории данного региона.
Закон о ФКиС
субъекта РФ является базовым законом, определяю щим регулируемые правом
отношения в сфере физической культуры и спорта на территории и в пределах
компетенции субъекта федерации. Закон базируется на федеральном
законодательстве, положениях федеральных ведомственных актов и не противоречит
иным нормативно -правовым актам, касающимся образования, здравоохранения и
прочих сфер социальной деятельности, обеспечивающих физическую культуру,
физическое воспитание и здоровый образ жизни населения. Такие акты, в свою
очередь, соответствуют закону о ФКиС.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры РФ и субъекта
федерации являются составной частью правовой системы ФКиС региона. Если
международным договором субъекта федерации установлены иные правила, нежели те,
которые предусмотрены законодательством субъекта федерации, применяются правила
международного договора.
Закон о ФКиС
направлен на достижение необходимого и достаточного физического развития и
совершенствования людей, освоение ими в процессе и в результате физического
воспитания жизненно важных, необходимых и полезных для здоровья знаний,
двигательных умений и основных навыков физической культуры, спорта и здорового
образа жизни.
Основными
задачами закона являются:
- обеспечение и
защита права граждан на занятия ФКиС;
- создание
правовых гарантий для функционирования и развития системы физического
воспитания;
- определение
прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в сфере ФКиС;
- правовое
регулирование отношений, возникающих и осуществляемых в системе физическо го
воспитания и в физкультурном движении.
При разработке
закона соблюдаются следующие принципы:
1.Соответствие
закона публичному и частному праву. Непротиворечивость и соблюдение
единообразия действия по вертикали и горизонтали отраслевого закона,
учитывающего основные положения нормативно-правовых актов высшей компетенции и
действующих актов, принятых самим субъектом регионального законотворчества.
2. Системность,
соблюдение единства и целостности правового пространства РФ, признание базовых
положений, нормативов и технологий реализации, действующих в соответствии с
законодательством РФ и субъекта федерации.
3. Соответствие
уровня и формы правового регулирования объекту правоприменения.
4.
Обоснованность и соответствие закона и логически следующих из него нормативных
актов реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам
общества.
5.
"Презумпция" равенства исходных возможностей граждан для получения
необходимого прожиточного, минимального социального стандарта объема и состава
физкультурно-спортивных и рекреационных услуг и т.п.
К компетенции
регионального представительно о органа (республиканского парламента, областной
думы и т.п.) в сфере ФКиС относится:
- принятие
нормативных правовых актов субъекта федерации в сфере ФКиС;
- утверждение в
рамках закона о региональном юджете расходов на ФКиС;
- утверждение
государственных программ региона по развитию ФКиС;
-
предоставление налоговых и других льгот организациям, деятельность которых
направлена на развитие ФКиС, и др.
К компетенции
территориальных органов управления в сфере ФКиС субъектов РФ относится:
- формирование
и осуществление политики в области ФКиС на территории субъекта федерации;
- разработка и
выполнение государственных программ субъекта федерации (области и др.) в сфере
развития ФКиС;
- в
соответствии с Конституцией или Уставом субъекта федерации исполнение
законодательства в сфере ФКиС;
- разработка
нормативно-правовых актов в сфере ФКиС;
- разработка
минимальных социальных стандартов в сфере ФКиС;
- участие в
реализации федеральных программ развития ФК и формировании здорового образа
жизни, развитие спорта, совершенствование системы физического воспитания за
счет средств федерального и регионального (субъекта федерации) бюджетов;
- содействие
развитию производства товаров и услуг, обеспечивающих потребности в сфере ФКиС
на территории региона;
- организация
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ФКиС
региона;
- организация
информационного обеспечения, издание научной, учебной и популярной литературы
по ФКиС.
Органы
исполнительной власти субъекта федерации в сфере управления ФКиС как
самостоятельно, так и совместно с общественными объединениями осуществляют
развитие ФКиС на территории региона.
Учитывая
потребности населения в спортивных зрелищах и существование профессиональной
спортивной деятельности, по соответствующе му решению в регионе могут
создаваться специализированные организации по подготовке спортсменов высокого
класса. Статус, условия и порядок их деятельности определяются учредительными
документами.
Специализированные
организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть коммерческими
и некоммерческими. Учредителем (соучредителями) специализированных организаций
по подготовке спортсменов высокого класса вправе быть:
-
государственные органы управления ФКиС;
- отечественные
и зарубежные предприятия, учреждения и организации, их ассоциации и другие
объединения; федеральный фонд ФКиС;региональный фонд ФКиС, соответствующие
местные фонды, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды;
-
физкультурно-спортивные организации и объединения, зарегистрированные в
установленном порядке;
- физические
лица.
Мы исследовали
большинство статей регионального закона Тюменской области. В законе этого
субъекта РФ "О физической культуре и спорте" привлекают внимание
положения, законодатель но закрепляющие финансовое и материальное обеспечение
физической культуры и спорта. Так, в ст. 3 "Компетенция органов
государственной власти Тюменской области в сфере физической культуры и
спорта" говорится (п. 4) о формировании "фонда развития физической
культуры и спорта". Ст. 8 (п.1) определяет, что "администрация
учреждений, организаций, предприятий и их объединений обязана создавать
работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой,
включая реабилитационные и профессио нально-прикладные занятия в режиме
рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия,
спортивно-массовую работу, что может быть отражено в коллективном
договоре".
А следующий
пункт той же статьи гарантирует, что "предприятия, организации, учреждения
любой организационно-правовой формы при условии направления ими средств на
финансирова ние спортивно-массовой работы среди населения области, включая и
финансирование мероприятий реабилитации инвалидов с помощью физической культуры
и спорта, в пределах фактически перечисленных средств освобождаются от уплаты фактических
сумм налога на прибыль в части платежей, поступающих в областной бюджет (при
наличии заключения Комитета по физической культуре и спорту администрации
области по каждому налогоплательщику о вкладе в развитие физкультуры и спорта в
области) на основании налогового законодательства".
Законодатели
области конструктивно восприняли имеющийся мировой опыт стимулирования развития
физической культуры трудящихся и установили (ст. 8, п.3), что "лица,
систематически занимающиеся физической культурой и спортом, ведущие здоровый
образ жизни, имеют право на материальное и моральное поощрение со стороны
администрации и руководителей учреждений, организаций, предприятий и их
объединений, что может быть отражено в коллективном и трудовом договоре
(контракте)".
Обстоятельно
утверждены позиции, определяющие условия финансирования физической культуры и
спорта в Тюменской области. В п.1, ст. 11 отмечено, что источниками
финансирования физической культуры и спорта являются федеральный и областной
бюджеты, местные бюджеты, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и
их объединений, в том числе общественных объединений
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также средства от
продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий,
спортивных лотерей, средства государственного страхования, благотворительные
пожертвования организаций и граждан и другие поступления.
Таблица 1.
Финансирование ФКиС на основании Закона Тюменской области "О физической
культуре и спорте"
№ п/п
Источники финансирования
Какой категории выделяется
На какой период времени
1
Федеральный, областной и местный бюджеты
Бюджетные организации
Плановое финансирование в течение года
2
Вклады средств учреждений, организаций
предприятий и их объединений, в т.ч. общественных объединений
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности
Учреждения, организации, предприятия
В течение календарного года
3
Средства от продажи прав на рекламу и
телевизионную трансляцию спортивных мероприятий
физкультурно-спортивные учреждения и
организации
На период после получения от продажи
4
Средства от лицензирования
спортивно-массовой деятельности
Государственный территориальный орган
управления физической культурой и спортом
В течение календарного года
5
Средства, полученные от проведения
физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий
Организации, которые занимались
зрелищными мероприятиями
В течение календарного года
6
Средства, полученные от проведения
спортивных лотерей
Организации, формировавшие и реализующие
спортивные лотереи
В течение востребованного периода
7
Средства государственного страхования
Учреждения дополнительного образования
В течение учебного года
8
Средства, полученные от
благотворительных пожертвований организаций и граждан
физкультурные и спортивные организации
В течение календарного года
Таблица 2.
Физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, их использование н
основании Закона Тюменской области "О физической культуре и спорте"
№ п/п
Мероприятия
Организации
функции
1
Строительство физкультурно-оздоровительных
и спортивных объектов в жилых микрорайонах
Органы местного самоуправления
формирование Регулирование
2
Планирование, проектирование
физкультурно-оздоровительных спортивных сооружений
Органы местного самоуправления
Контроль
3
Строительство и ввод в эксплуатацию в
соответствии с установочными нормами
Органы местного самоуправления
Контроль
4
Регулирование строительства новых
образовательных сооружений, которые без физкультурно-спортивной базы не
допускаются к сдаче
Органы местного самоуправления
Контроль
5
Регулирование строительства
физкультурно-оздоровительных сооружений, а также запрет на ликвидацию
спортсооружений без создания в пределах данной территории (района)
равноценных
Органы местного самоуправления
Контроль
6
В случае приватизации трудовыми
коллективами или изменения собственника спортсооружения не могут быть
перепрофилированы
Государственные органы управления
физической культурой и спортом
Контроль
7
Согласование по спортсооружениям, не
подлежащим приватизации
Государственные органы управления
физической культурой и спортом
Контроль
8
Соответствие правилам техники
безопасности спортивных сооружений технического обслуживания
Администрация спортсооружений
Регулирование
9
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
в местах проведения соревнований
Администрация спортсооружений
Регулирование
10
Регулирование обеспечения необходимых
мер деятельности на спортивных сооружениях
Администрация городов и районов
формирование и реализация
Расходы же на
финансирование ФКиС, согласно п. 2 той же статьи, определяются при утверждении
Закона Тюменской области "Об областном бюджете" на предстоящий год
администрацией области с учетом реальных возможностей финансирования в размере
2% от расходной части бюджета.
Доля расходов
на цели развития спорта высших достижений установлена в размере 25% средств,
направляемых на развитие ФКиС.
Финансирование
спортивно-массовых мероприятий и региональных программ развития ФКиС
осуществляется областным бюджетом и Фондом развития ФКиС Тюменской области,
созданным при государственном органе управления ФКиС.
Поступление
средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения
отчислений из областного и местного бюджетов на развитие ФКиС.
Законодательно
определено, что в отношении предприятий, учреждений, а также физических лиц,
направляющих свои средства в фонды ФКиС, может применяться льготный порядок
исчисления налогов в соответствии с законодательством РФ и Тюменской области.
Спортивные же
сооружения, центры спортивной подготовки, ДЮСШ и другие организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, отнесенные в
установленном порядке к собственности Тюменской области и участвующие в
выполнении областных государственных и местных программ развития ФКиС,
освобождаются от уплаты всех видов налогов в части, зачисляемой в областной
бюджет. Органы местного самоуправления могут устанавливать льготы по уплате
налогов в части, зачисляемой в бюджет местного самоуправления.
В законе
определены условия регламентации использования физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, по которым органы местного самоуправления могут
осуществлять строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов
жилых микрорайонов и контролируют планирование, проектирование, строительство и
ввод в эксплуатацию на территории объектов физкультурно-спортивного назначения
в соответствии с установленными нормами. В состав приемо-сдаточных комиссий
микрорайонов включаются представители территориальных государственных органов
управления ФКиС.
Не допускается
строительство новых образовательных учреждений всех типов, кроме учреждений
дополнительного образования, без физкультурно -спортивной базы, а также
ликвидация физкультур но-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в
пределах данной территории (района) равноценных сооружений и согласия органов
местного самоуправления (ст. 12, п. 2). Физкультурно -оздоровительные и
спортивные сооружения не могут быть перепрофилированы в случае их приватизации
трудовыми коллективами или изменения собственника. Перечень сооружений, не
подлежащих приватизации, согласовывается с государственным органом управления
физической культурой и спортом Тюменской области.
Исполнительные
и законодательные органы власти сформировали в законе стимулирующие вопросы
оплаты труда и льгот работникам предприятий, учреждений и организаций сферы
ФКиС. Как и обычно, заработная плата работникам предприятий отрасли
выплачивается за выполнение ими функциональных обязанностей и работ,
предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других
обязанностей и работ оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев,
предусмотренных законодательством. Но положения пп. 3 ст. 14 явно способствуют
стимулированию, социальной защите благосостоянию работников сферы ФКиС области.
Так, работники
предприятий сферы ФКиС, расположенных в рабочих поселках городского типа,
сельской местности, имеют те же льготы, которые предусмотрены в Законе РФ
"О социальном развитии села" для работников агропромыш ленного
комплекса (п. 4). Предприятия, учреждения и организации физической культуры и
спорта в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно
устанавливают для своих работников форму и систему оплаты труда, размеры доплат
и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера (п.3).
Таблица 3.
Оплата труда, льготы работникам предприятии, учреждении и организации ФКиС на
основе законодательства Тюменской области
№ п/п
Категории работников
Размеры оплаты и льгот
На какой период
Из каких средств
1
Надбавки к оплате за непрерывный стаж
работы работникам предприятий, учреждений и организаций сферы ФКиС
5% оклада,ставки за каждые 5 лет
непрерывного стажа работы
Ежемесячно
Собственные средства предприятий
2
Работники ФКиС, имеющие звание:
"Заслуженный мастер спорта", "Заслуженный тренер России
(СССР)", "Заслуженный работник физической культуры Российской
Федерации", награжденные грамотой Правительства РФ
Надбавки к зарплате в размере 3
минимальных размеров оплаты труда
Ежемесячно
Собственные средства предприятия и
бюджетные средства
3
Работники сферы ФКиС, награжденные
Почетным знаком "За заслуги в развитии физической культуры и
спорта", "За заслуги в развитии Олимпийского движения", знаком
"Отличник физической культуры"
Надбавки к зарплате в размере 1
минимального размера оплаты труда
Ежемесячно
Собственные средства предприятия и
бюджетные средства
4
Работники предприятий сферы ФКиС,
прибывшие на работу в рабочие поселки, поселки городского типа или иные
населенные пункты, расположенные в сельской местности, по заявкам хозяйств и
муниципальных образований
Имеют право на льготы
Согласно закону "О социальном
развитии села"
Муниципальные образования
5
Работники ФКиС
При уходе в отпуск - 2- месячный оклад
(средняя зарплата)
Ежегодно
Органы местного самоуправления,
государственный орган управления ФКиС
6
Работники ФКиС
Лечебная путевка, единовременное пособие
для оплаты проезда к месту лечения и обратно
Один раз в три года
Органы местного самоуправления,
государственный орган управления физической культуры и спорта
7
Работники ФКиС
Выделение муниципального жилья
Разовое
Органы местного самоуправления
8
Работники ФКиС
Покупка жилья из жилищного фонда через
выделение беспроцентных
ссуд
Разовое
Органы местного самоуправления
9
Работники ФКиС
Дополнительные льготы
Разовое
Собственные ресурсы, органы местного
самоуправления, предприятия и организации, общественные объединения
10
Работники ФКиС
Разовое
В пределах имеющихся средств
предприятий, учреждений и организаций в соответствии с принятым положением
Таблица 4.
Дополнительные льготы работникам предприятии, учреждении и организации
физической культуры и спорта на основе законодательства Тюменской области
№ п/п
Категории льготников
Размеры льгот, гарантии
На какой период
Из каких средств
1
Дети из малообеспеченных и многодетных
семей, дети-сироты, инвалиды
физкультурно-спортивные услуги бесплатно
Местного бюджета
2
Дети дошкольного возраста, учащиеся
общеобразовательных учреждений, участники Великой отечественной войны и
граждане, приравненные к ним
На льготных условиях
Местного бюджета
3
Спортсмены, входящие в состав сборных
команд Российской федерации
Денежное содержание в сумме не менее 3
минимальных размеров оплаты труда
Ежемесячно
Органов местного самоуправления,
государственного органа управления ФКиС
4
Работники физической культуры и спорта,
имеющие звание: "Заслуженный мастер спорта", "Заслуженный
тренер России (СССР)", "Заслуженный работник физической культуры
Российской федерации", награжденные Почетным знаком "За заслуги в
развитии физической культуры и спорта", "За заслуги в развитии
Олимпийского движения", знаком "Отличник физической культуры".
Денежное содержание в сумме не менее 1
минимального размера оплаты труда
Ежемесячно
Органов местного самоуправления,
государственного органа управления ФКиС
5
Пенсионеры, имеющие почетные звания:
"Заслуженный мастер спорта", "Заслуженный тренер России
(СССР)", "Заслуженный работник физической культуры Российской
федерации", награжденные Почетным знаком "За заслуги в развитии
физической культуры и спорта", "За заслуги в развитии Олимпийского
движения", знаком "Отличник физической культуры"
Денежное содержание в сумме не менее 1
минимального размера оплаты труда
Ежемесячно
Органов местного самоуправления,
государственного органа управления ФКиС
6
Спортсмены, завоевавшие звание чемпиона
или призера Олимпийских игр и постоянно проживающие на территории области
До 25 территории области размеров оплаты
труда пожизненно
Ежемесячно
В соответствии с порядком, определяемым
органом исполнительной власти области
Наши
исследования в законотворческой деятельности на территории Тюменской области в
сфере ФКиС выявили следующее.
Органы
исполнительной и законодательной власти реализуют посредством закона развитие
ФКиС как составной части социальной политики Тюменской области, направленной на
социально -экономическое развитие территории. В законе регулируется
государственная политика в сфере ФКиС: создание необходимых условий для жителей
области в удовлетворении интересов и интеграции потребностей в занятиях ФКиС.
Эффективная
структура управления ФКиС региона реализуется через статьи закона в
формировании ресурсов (финансирование, создание материально-технической базы,
кадровое обеспечение). В действующий закон сформировалась востребованность в
дополнении и коррекции положений по профессиональному и детско-юношескому
спорту.
Список литературы
1. Братановский
С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов, 1991.
- 234 с.
2. Гуськов С.И.
Государство и спорт. М., 1996, - 48 с.
3. Гуськов
С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт.
4. Государство,
физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (Материалы
"круглого стола" от 23.05.1966 г. и парламентских слушаний от
9.07.1996 г.). М.,1996.
5. Жолдак В.И.,
Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень, 1998. - 419 с.
6. Жолдак В.И.,
Сейранов С.С. Менеджмент. - М.: Советский спорт.- 526 с.
7. Жолдак В.И.,
Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М., 2000. - 329 с.
8. "Закон
о физической культуре и спорте в Российской Федерации". М., 29.05.1999, №
80-ФЗ, с. 56.
9. "Закон
о физической культуре и спорте в Тюменской области". Тюмень, 23.01.1998, №
140, с.14.
10. Зуев В.Н.
Управление системой спортивного соревнования. Тюмень 1999.- 312 с.
11. Путалова
И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта. Омск, 1999, с. 243.
12. В.Н. Зуев,
доктор педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры
Российской Федерации. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне
субъекта Российской Федерации.