Методические рекомендации.
Настоящее пособие имеет целью обеспечение учебного процесса по курсу философии необходимым минимумом информационных источников и учебно-методической документацией, позволяющим организовывать самостоятельную работу студентов в части освоения ими античной философии. Авторы исходили из того, что самостоятельная работа студентов является решающим фактором, способным обратить разнообразные вербализмы (учебники, лекции, комментарии на семинарах и т.п.) в арсенал средств творческого мышления будущего инженера связи.
Тесты построены по вопросно-ответному принципу: на 25 вопросов, покрывающих одну из тем (тема задается названием теста), студент должен отыскать адекватные каждому вопросу ответы, представленные в обширном банке данных (см. “Компендиум …”). Адекватность найденного ответа определяется:
1) его семантическим соответствием вопросу по предмету дискурса
2) концептуально-содержательными связями между вопросом и ответом (конкретность и полнота ответа без лишних суждений или ассоциаций)
3) соответствием лингвистической формы ответа. Последний признак во многих случаях (50х50) авторы намеренно маскировали, чтобы усилить значимость первых двух.
Для облегчения поиска нужного ответа все множества ответов распределено по трем рубрикам, каждая из которых объединяет несколько близких по характеру проблематики философских дисциплин. В первую рубрику включены ответы по вопросам онтологии (учение о бытии), психологии (учение о душе) и гносеологии (учение о познании); во вторую – по логике, этике, эстетике и теологии (религии); в третью – по истории философии, социологии и политики. Определив по характеру вопроса дисциплину, к которой он относится, студент за поисками ответа обращается к соответствующей рубрике, а в случае затруднений – и к двум другим. В ряде случаев один и тот же ответ помещен в две-три рубрики. Таким образом, уменьшается объем чисто механической работы и усиливается концептуальная ориентация касательно содержания названных философских дисциплин.
Рекомендуемый порядок работы студента над тестом следующий:
1) Внимательно прочитать все вопросы теста, стараясь запомнить каждый и определить – к какой дисциплине он относится. В случае если ряд вопросов сливаются по смыслу в месиво, нужно произвести сравнение этих вопросов между собой, уясняя разницу между ними.
2) Изучить тему теста в соответствующих разделах учебника и конспектах лекций, с целью выработки ориентировки касательно толкования вопросов теста.
3) Пользуясь приобретенными “наметками” ответов, обратиться к банку данных в соответствующую рубрику за более точными, полными и концептуально зрелыми ответами на вопросы теста.
4) Письменно оформить (по мере продвижения) каждый тест, выписывая попарно и без сокращений вопросы (слева листа и в порядке их следования) и ответы на них (справа листа), найденные в банке данных.
5) Проанализировать тексты всех пар вопросов – ответ, добиваясь ясного их понимания и целостного представления всей темы теста.
6) Приступать к работе над темой следующего теста в указанном выше порядке действий.
Удовлетворительно выполненным является тест, если в нем 5 и менее ошибок. Оценка варьирует от 0 до 5 баллов в зависимости от числа допущенных ошибок и соблюдения требования самостоятельности выполнения. Тесты квалифицируются как “переписанные” в случае, если в каждом из них повторяются 3 одинаковые ошибки (критерий Стьюдента
За студентом сохраняется право защитить в устной форме неудовлетворительно выполненный тест, а равно и восполнить недостающие до рейтинга очки работой над ошибками по каждому тесту отдельно (+1 балл к набранному ранее).
Коллективные поиски правильных ответов и внесение поправок в еще непроверенный преподавателем тест допускается только в том случае, если вы убедились, что данный ответ является действительно правильным (vs механическое копирование).
Комплект тестов второго типа.
Тест 1. Зарождение натурфилософии.
1. Основные периоды античной философии. 3.43
2. Какие проблемы были поставлены первыми? 1.50
3. Что такое “космос” в понимании античных мыслителей? 1.61
4. Какой вопрос был поставлен, прежде всего, как альтернатива мифологии? 1.48
5. Кто и какие давал на него ответы в первый период? 1.55
6. Что есть начало (принцип) мира, согласно Пифагору? 1.98
7. Как устроен Космос, согласно Пифагору? 1.88
8. Какова цель всего происходящего на земле? 1.14
9. Что такое добродетель в человеческом мире? 2.46
10. Главное достижение пифагорейцев? 3.42
11. Что становится с душой, когда тело умирает? 1.70
12. В чем принципиальное отличие Философии Пифагора от ранней натурфилософии? 1.76
13. Что есть сущность (принцип) вещей, согласно Гераклиту? 1.49
14. Каковы преимущества гераклитовского первоначала? 1.16
15. В чем заключается логос мира, по Гераклиту? 1.43 2.1
16. Какой мировоззренческий смысл имел принцип развития? 1.71
17. Какая школа противопоставила себя Гераклиту, и на каком основании? 3.29
18. Кто был основателем этой школы и ее адептами? 3.7
19. Чему он учил? 1.57
20. Из какого различия исходит Парменид? 1.104
21. Перечислите основные признаки умопостигаемого мира = истинного бытия? 1.46
22. В каком соотношении находятся мир, постигаемый умом, и мир, чувственно данный? 1.78
23. В чем состоял основной принцип учения Парменида? 1.93
24. Какое влияние он оказал на развитие европейской философии? 3.8
25. Возможен ли в философии иной принцип – альтернативный парменидовскому? 1.89
Тест 2. Расцвет натурфилософии: атомизм.
1. Кто из греческих философов опирался на учения элеатов о бытии? 3.14
2. Против чего направлял свои апории сам Зенон? 1.66
3. Каким методом Зенон вел доказательство своих апорий? 2.10
4. Какую проблему поставили апории Зенона перед всей последующей философией? 2.18
5. Кто предпринял попытку преодолеть дуализм Парменида? 3.19
6. Кто первый выдвинул идею эволюции живых организмов, и в чем она состояла? 1.13
7. Из чего состоят вещи по Эмпедоклу? 1.20
8. Как они образуются? 1.103
9. Что еще необходимо для образования вещей, кроме четырех элементов? 1.64
10. Как мы получаем знание о внешнем мире? 1.107
11. Кто еще пользовался термином “идолы” (эйдолы)? 3.25
12. Как называются неизменные элементы мира в философии Анаксагора? 1.68
13. Какими свойствами они обладают? 1.39
14. Что такое “Нус”? 1.38
15. Кто развил учение Анаксагора о “Нусе”? 3.27
16. Что неизменно и повсеместно существует в мире, согласно Левкиппу и Демокриту? 1.85
17. Чем отличается “атом” от “семени”? 1.23
18. Дайте концептуальную характеристику атома. 1.65
19. Почему тела делимы, а атомы не делимы? 1.9
20. Каков механизм образования тел? 1.51
21. В каком направлении меняется мир? 1.105
22. Как возникло его нынешнее состояние? 1.2
23. Что является причиной возникновения, изменение и разрушения тел? 1.8
24. Назовите других адептов атомизма? 3.28
25. Какое значение имел атомизм в истории философии и науки? 3.50
Тест 3. Поворот к субъекту познания и Нравственности.
1. Какие проблемы находились в центре внимания философов во второй период (5-4 в. в. до н. э.)? 3.44
2. Назовите знаменитых греческих софистов. 3.41
3. Какова главная цель деятельности софистов и что их отличало? 3.30
4. Какая проблема была ими поставлена? 1.41
5. Как они ее решили? 1.108
6. Приведите тезис Пифагора, обосновывающий субъективизм? 1.47
7. К каким выводам он приводит в области этики? 2.25
8. Как софисты относились к религии? 2.31
9. Как деятельность софистов сказывалась на религиозно-нравственных устоях античного общества? 2.36
10. Кто выступил против софистов? 3.6
11. Какой девиз избрал Сократ для своей философии? 1.21
12. Как стали возможны одинаковые для всех нравственные каноны? 2.40
13. Как можно их обнаружить и определить? 1.33
14. Почему Сократа называли “оракулом”, “мудрейшим из греков”? 1.96
15. Перечислите основные компоненты диалогового метода философствования. 2.43
16. В чем смысл принципа вопросно-ответной артикуляции знания? 2.45
17. В чем смысл “иронии” как приема общения и принципа диалога? 2.55
18. В чем состоял принцип “маевтики ”? 2.47
19. Что такое “этический рационализм ”? 2.2
20. Можно ли научить или научиться добродетели? 2.11
21. Будет ли человек совершать злые поступки, если он понимает, в чем состоит добро? 2.19
22. К какой цели должен стремиться каждый из смертных? 2.26
23. Как связаны знание и добродетель? 2.37
24. Как связаны добродетель и счастье? 2.32
25. Что доказал Сократ своим выбором добровольно исполнить смертный приговор? 3.9
Тест 4. Философия Платона.
1. Основоположником, какой философии стал Платон и в чем ее суть? 3.15
2. Основная категория философии Платона, – в чем ее секрет? 1.106
3. Опишите эту категорию. 1.84
4. Какие соображения побудили Платона утверждать о существовании идей в природе? 1.42
5. В каком соотношении находятся идеи и вещи, мир чувственно данный и мир умопостигаемый? 1.80
6. Какая проблематика встает за взаимоотношениями между людьми, остающимися в “пещере”, и вырвавшимися из нее? 1.60
7. К чему стремятся все вещи в мире? 1.28
8. Что такое “мировая душа”? 1.75
9. Как возник Космос? 1.5
10. Что такое материя? 1.18
11. Из чего состоят вещи? 1.99
12. Идеи, каких философов подвергаются самой обстоятельной критике? 3.20
13. Как идеи связаны друг с другом, как утроен мир? 1.109
14. Как мы приходим к познанию идеи? 1.97
15. С чего начинается процесс познания? 1.30
16. Почему душа способна познавать идеи? 1.102
17. Что такое познание? 1.32
18. Что такое душа? 1.27
19. Какого отношение, души к миру идеи и миру вещей? 1.110
20. Какие свойства души роднят ее с миром идеи? 1.37
21. В чем она подобна миру вещей? 1.29
22. Укажите три главные способности (силы) души и их место в теле? 1.56
23. Какая из них должна быть главенствующей? 1.10
24. Почему отношения между полами должны регулироваться мудрецами? 3.26
25. Что такое “платоническая любовь”? 2.63
Тест 5. Социально-политические воззрения Платона.
1. Что такое добродетель среди людей? 2.56
2. Назовите три основные добродетели человеческой души. 2.48
3. Какая добродетель гармонически объединяет все прочие и должна считаться “верховной”? 2.3
4. Что происходит с душой после смерти, по Платону? 1.86
5. В чем заключается высшее благо человека? 2.12
6. Какая идея лежит в основе всех общественных взаимоотношений? 3.60
7. На каких учениях Платон строит свое учение о государстве? 3.51
8. Какую аналогию проводит Платон между строением Космоса, устройством души и организацией власти? 3.45
9. Из каких сословий (классов) состоит государство? 3.40
10. Какова роль философов в обществе? 3.31
11. В силу каких черт философы более всего соответствуют идеалу монарха? 3.5
12. Когда в государстве царит справедливость? 3.10
13. От чего зависит принадлежность человека к сословию? 3.16
14. Основной принцип взаимоотношений личности и государства. 3.21
15. К чему стремиться душа, Космос и государство? 3.22
16. В чем состоит противоположность между концепцией Платона о государстве и философией права Нового времени? 3.61
17. В чем именно Платон предвосхитил коммунистическую утопию? 3.59
18. Чем завершились попытки Платона воплотить свои идеи в практику? 3.52
19. Как называлась основанная Платоном философская школа? 3.46
20. К чему в ней готовили и как? 3.39
21. Сколько времени она существовала и когда была закрыта? 3.32
22. Кого Платон считал самым талантливым своим учеником? 3.4
23. В чем состоит главное отличие учения Платона о боге от его христианского толкования? 2.38
24. Какие идеи Платона ассимилировало христианство? 2.42
25. Место Платона в истории философии? 3.17
Тест 6. Натурфилософия Аристотеля.
1. Чем знаменит Аристотель? 3.24
2. Как относился к учению Платона об идеях Аристотель? 1.82
3. В чем состоит отличие “формы” Аристотеля от платоновской “идеи”? 1.34
4. Что есть материя, по Аристотелю. 1.1
5. Какие роды бытия различает Аристотель? 1.3
6. Что такое “форма”, по Аристотелю? 1.113
7. Что такое “сущее”? 1.53
8. Какие виды причин различает Аристотель? 1.69
9. Что является конечной причиной изменения вещей? 1.73
10. Что такое “телос” и “теология ”? 1.45
11. Чем отличаются вещи совершенные от несовершенных? 2.70
12. Как задается Аристотелем нижняя и верхняя границы степеней совершенства? 1.19
13. Что в конечном счете есть причина всякого бытия, изменения и цель мира? 2.64
14. Как можно определить Бога? 2.57
15. Какими признаками обладает “Бог” Аристотеля? 2.49
16. Кто пользовался учением Аристотеля для доказательства бытия Бога? 3.62
17. Как называл Аристотель философию, которая рассматривает первые причины и начала всех вещей – божественное? 2.4
18. Что такое “душа ”? 1.83
19. Какие части в душе человека выделяли Платон и Аристотель? 1.59
20. Для чего у человека несколько органов чувств, а не один? 1.40
21. Какова высшая способность души? 1.4
22. Какова роль разума в чувственном познании? 1.52
23. Бессмертна ли душа? 1.22
24. Возможно ли существование “чистых” форм, незаполненных материей? 1.44
25. Как называли учеников Аристотеля и почему? 3.58
Тест 7. Политика и логика Аристотеля.
1. Как возникло государство? 3.53
2. В каком отношении находятся личность и государство? 3.47
3. Как определял в этой связи человека Аристотель? 3.38
4. Какая форма управления является наилучшей для слаборазвитых народов? 3.33
5. Как развиваются из нее другие формы государства? 3.3
6. Приведите основные классификации форм государства. 3.12
7. Какие формы государства выделяет Аристотель? 3.18
8. Какая форма наилучшая? 3.69
9. Источники рождения знания. 1.81
10. Какие виды знания следует различать? 1.79
11. Существуют ли внеопытные знания? 1.62
12. Каковы признаки научного знания? 1.91
13. Что такое “логика” и как рождается знание о ней? 2.21
14. Из каких разделов состоит “Органон” (орудие)? 2.28
15. Что такое дедукция и индукция? 2.34
16. Что такое посылки, и какие виды исходных посылок различает Аристотель? 2.39
17. Что такое силлогизм? 2.75
18. Сколько фигур силлогизмов исследовал сам Аристотель? 2.71
19. Как понятия образуются, определяются и различаются? 2.65
20. Что такое суждение и как их различать? 2.58
21. Что такое умозаключение и в чем его гносеологическая ценность? 2.50
22. Какими признаками Аристотель наделяет бытие как субстанцию? 2.5
23. Какие законы логики открыл Аристотель? 2.14
24. Какое значение приобрел Аристотель для средневековой философии и как его богословы “подстригли”? 3.67
25. Что доказывает жизнетворный характер философии Аристотеля? 3.63
Тест 8. Этические школы античности (ранний период).
1. Каков этический девиз античных мыслителей? 2.22
2. Чему противополагает Пифагор жизненный выбор философа? 2.29
3. Как философы классифицировали человеческие потребности? 2.35
4. В каких случаях следует оказывать помощь людям? 2.91
5. Совместимы ли любомудрие с меркантилизмом? 2.76
6. Что такое гедонизм и аскетизм? 2.72
7. Назовите сократические школы в этике? 3.57
8. Назовите знаменитых киников. 3.54
9. Каков критерий Диогена в оценке им ума и поведения людей? 2.59
10. В чем заключается высшее благо и цель жизни человека, согласно киникам? 2.51
11. В чем отличие эвдемонизма от гедонизма? 2.6
12. Какая школа эпохи эллинизма развивала идеи киренаиков? 3.48
13. Кто развивал идеи киников в позднее время? 3.37
14. Что является целью практической жизни, по Аристотелю? 2.15
15. Как достижима добродетельная жизнь? 2.23
16. Какой эмпирический критерий для определения добродетели предлагает Аристотель? 2.30
17. Формулировка принципа “Золотой середины”, отвечающая заземленности здравого смысла. 2.83
18. Каковы возможные издержки принципа “Золото середины”? 2.92
19. Кто доводит этот принцип до этического релятивизма? 2.77
20. Совпадают ли знание и добродетель, по Аристотелю? 2.73
21. Что заставляет человека действовать? 2.67
22. Что следует полагать причиной поступка? 2.60
23. Этическая функция разума в поведении людей. 2.52
24. Какие виды добродетелей различает Аристотель? 2.7
25. Главный труд Аристотеля по этике. 2.16
Тест 9. Философские школы Эллинизма.
1. Какие исторические события и социальные процессы определили этико-религиозный характер эллинистической философии? 3.13
2. Укажите основные философские школы поздней античности. 3.68
3. Укажите наиболее известных стоиков. 3.66
4. Сформулируйте основную идею стоицизма. 2.24
5. В чем сущность человека, согласно стоикам? 2.85
6. Какой должна быть его жизнь? 2.82
7. Какова роль разума в нравственном укладе нации? 2.93
8. Как соотносятся законы природы и разум? 2.78
9. Что является целью нравственных поступков и в чем она состоит? 2.32
10. Что означает принцип нравственной анатомии? 2.68
11. Каковы основные аффекты и как к ним относиться? 1.111
12. Что такое “апатия ”? 2.53
13. Как стоики относились к имуществу и другим материальным благам? 2.8
14. Является ли удовольствие благом? 2.17
15. Следует ли однозначно определять страдание как зло? 2.90
16. Существует ли необходимая связь между добродетельностью и счастьем? 2.86
17. Что считал целью жизни Эпикур? 2.81
18. Как ее можно достичь? 2.94
19. Какое удовольствие философ должен ценить превыше всех прочих? 2.79
20. Что является причиной страдания? 2.74
21. Как их можно избежать? 2.69
22. В силу чего рождается страх перед смертью? 2.62
23. Какой важный философский вывод следует из рассуждений Эпикура о смерти? 1.6
24. Что такое “атараксия”? 2.54
25. Какие две главные функции выполняет человеческий разум, как регулятор всей деятельности субъекта? 1.100
Тест 10. Поздний эллинизм.
1. Какие идеи греческих философов стоики использовали в своей натурфилософии? 1.17
2. Из каких элементов состоит мир? 1.25
3. Как связаны душа человека и мировая душа, божественный дух? 1.31
4. К какому типу относится теория познания стоиков? 1.26
5. Как происходит чувственное восприятие? 1.12
6. Как возникает понятие? 1.114
7. Существуют ли врожденные понятия? 1.58
8. Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? 2.89
9. Что завещал Сенека своим друзьям и близким, располагая богатством в 300 млн. сестерций, и как аргументировал свое завещание? 2.88
10. Какое учение положил Эпикур в основу своей натурфилософии? 1.7
11. Как он относился к теологии Аристотеля? 1.92
12. Как совместить свободу человека с необходимым характером законов природы? 1.74
13. Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? 2.87
14. К какому типу следует отнести теорию познания Эпикура? 1.77
15. В чем состоит ценность поэмы Лукреция Кара “О природе вещей”? 3.55
16. Основной тезис скептицизма. 1.90
17. К чему стремиться вся природа и человек, в частности? 1.80
18. Различие между скептицизмом и догматизмом. 3.49
19. Одолевают ли самого скептика сомнения и колебания? 1.112
20. Различие между скептицизмом и диалектикой. 3.36
21. Последняя философская школа античности. 3.35
22. Что такое “эманация”? 1.36
23. Что такое “эволюция” (“инволюция”)? 1.15
24. Соприкасается ли человеческая душа с Богом? 1.95
25. Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? 3.1
Компендиум ответов к тестам репродуктивного типа
1. Онтология, психология, гносеология
1. Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это “первое подлежащее каждой вещи”, способно превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя – это вид бытия, обладающий 10 признаками.
2. Благодаря свойствам атомов (тяжести?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались, – происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.
3. Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.
4. Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех жизненных отправлений индивида – рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.
5. Архитектура мира – Демиург создал посредством смещения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т. е. Создал “одушевленную” материю, способную к развитию; из нее и произошли все тела.
6. Субстанцией нашего “Я” являются ощущения; устраните ощущения, – и угаснет “Я”, блокируйте деятельность своего “Я” – и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.
7. Материальный атомизм Демокрита
8. Единственной причиной полагается чисто механическое движение. Присущая последнему необходимость исключает как случайность, так и целесообразность.
9. Тела сложные, так как состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Поэтому они не могут быть разделены.
10. Идеальная – Разум, состоящий из идей Он должен направлять Волю на предметные действия и совместимо с Волей обуздывать Страсти.
11. Именно для предельных случаев и нужна Аристотелю категория “Бог” в качестве Перводвигателя, Первопричины, энтелехии и т.п.
12. Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на орган чувств отделяющихся от вещей “идолов” – материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.
13. Эмпедокл. Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие погибали.
14. Гармония и пропорциональность соотношений.
15. Процесс, обратный эманации, есть “эволюция”. Суть – восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единству, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).
16. Огонь самое динамическое, наблюдаемое и способное к самосохранению начало.
17. Учение Гераклита об огне и “Логосе”, атомизм Демокрита, учение Анаксагора о “Нусе”, платоновскую трактовку Идей, аристотелевскую мысль об имманентности души Материи.
18. Сама по себе “чистая” материя – есть ничто, так как всякое “что” есть. Нечто определенное, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя – это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определенность, становится “чем-то”.
19. Континуум развития всего сущего (= диапазон совершенства) задается снизу категорией “материя” и категорией “чистая актуальность” - сверху; первой придается смысл “Ничто”; второй – “Бог” (в религиозных терминах).
20. В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени.
21. “Познай самого себя!” Путь к этому – исследование в разговорах с людьми их нравственных установок, с целью прояснения понятия о предмете, которое было бы свободно от эгоистических мотивов и позволяло бы строить совместную жизнь на разумных началах.
22. По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается, однако для самой высшей части души – разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного знания.
23. Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и положением в пустоте. Однако им присуща способность перемещаться и сцепляться друг с другом.
24. Бытие как субстанция (= материя) характеризуется 10 признаками:
1) данность как факт или как допускаемая разумом возможность
2) качество
3) число
4) отношение обладания (иметь или не иметь)
5) место
6) длительность
7) состояние (движение или покой)
8) действие
9) страдание
10) направление перемен
25. Из мельчайших, неделимых (наподобие атомов), но одушевленных частиц – “логои”, “сперматикои”, “зародыши разума”, на которые рассеялся изначально разумный и единый огонь.
26. Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.
27. Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект Человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть “падшая” в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обремененная бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полету в вечное, к тому, что дорогого стоит.
28. Всему присуще стремление к совершенству, к тому, чтобы “уподобиться” идеям, максимально воплотить их в себе.
29. Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие ее в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становиться их жизненным уделом
30. Удивление, смутно чувство, что здесь что-то не так, дает импульс для особого рода деятельности – познания. Чувственность означает, разум ищет ответы.
31. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (Божественный) Дух, а мы сами становимся чем-то подобны Богам. Душа человека – одно из звеньев мирового Духа (разума или Бога).
32. В сущности, это процесс “припоминания” того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому дает чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.
33. Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида, то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровки мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов.
34. Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.
35. Различие состоит в пропорциях между материей и формой: чем совершеннее вещь тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализовавшегося, т. е. вполне определенного.
36. Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности, некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т. п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам).
37. Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело, стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.
38. В целом – это Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь геометрий; но это вместе с тем и имманентные самим вещам свойства.
39. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, крови и т. п.).
40. Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах независимых от чувственной модальности ощущений, т. е. чтобы знать вещь таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).
41. Проблема субъективности и относительности человеческих знаний.
42. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее – бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.
43. “Все в мире совершенствуется через борьбу и по необходимости”; Логос = Огонь состоит в возможности сочетания противоположностей.
44. Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души – о человеческом Разуме. И то, и другое – суть “чистые” формы. Т. о., “чистые” формы – это идеализированные объекты мышления = абстракции.
45. “Телос” - цель, то есть то, ради чего создается и служит определенная вещь. Расширительно “цель” - быть полезным, существовать для чего-либо. “Телеология” – учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет свое место и свою цель; часто термин “телеология” означает логику вещей, задаваемую целеустремленностью субъекта (целевая причинность).
46. Однородное, неизменное, единое и самосохраняющееся бытие = постигаемый мышлением философа мир.
47. “Человек есть мера всех вещей, существующих, - что они существуют, и не существующих, - что они не существуют”.
48. Вопрос об архе, т. е. о первоматерии (первовеществе, первоначале), об “истинно сущем”; о том, что не возникает и не уничтожается; о том, из чего все многообразие предметов может состоять.
49. Любая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует и не существует; все сущее – не существовало и обречено умереть.
50. Натурфилософские проблемы – это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых перемен.
51. АТОМЫ, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются, “зацепляясь” друг за друга, воздействуя друг на друга соприкосновением и толчком. Все тела возникают и разрушаются, атомы – вечны.
52. Разум выделяет в показаниях разных органов чувств свойства вещи и тем самым обретает возможность различать ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становиться знанием и вещей и моих собственных ощущений.
53. Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы.
54. Это случается по разному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную кончину установить никто не может. Когда мы есть, то смерти для нас еще нет; когда наступает смерть, то нас уже нет для констатации собственной смерти.
55. Фалес: это вода (она есть всюду, и может принимать любую форму); Анаксимандр: это апейрон (безкачественное и бесконечное по числу начало); Эмпедокл: это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементы, которых связываются в семени конкретной вещи.
56. Разум заключен в голове, Воля – в сердце (груди), вожделения – в животе и ниже.
57. Ксенофан учил тому, что солнце – это раскаленный камень, а вовсе не Бог; что вообще нет никаких Богов; что все вещи произошли из одного начала – естественного (природного) по сути, но сверхчувственного по узнаванию его людьми.
58. Цицерон склонялся к мысли о том, что наиболее общие понятия (философские категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом – это “вырожденные впечатления” Души.
59. Платон полагал, что внутренний мир человека это общежитие трех разных душ – аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из трех определяет принадлежность человека к одному из трех социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих фактов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).
60. Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и ее критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой).
61. Пифагоровский термин “космос” означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные среды жизненных отправлений индивида: природная среда, государство – полис и микрокосм внутренней жизни.
62. Возможность подобных значений следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.
63. Свою классификацию Аристотель строит на сочетании принципов:
1) правильное государство или неправильное (служит ли оно всем гражданам или лишь некоторым);
2) принадлежит ли власть одному, немногим или большинству граждан.
64. Кроме того, нужны силы, приводящие их в движение: любовь и вражда; одна притягивает элементы друг к другу, другая отторгает их.
65. Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечениям с их поверхности копий, вызывают в нас различные ощущения.
66. Против учения Эмпедокла о множественности стихий и тезиса Гераклита – “Все течет”. И то, и другое присуще только миру видимости.
67. Конечно же, к самосовершенствованию, одухотворенности, одухотворенности, к воплощению идеального, к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
68. “Геометрии” - подобочастные.
69. Материальная, формальная, динамическая и целевая причины.
70. Гармоническая, прекрасная душа переходит в более совершенное тело и ведет более счастливое существование. Недостаточно очистившаяся душа переходит в тела животных и обречена вести скотский образ жизни.
71. Упраздняется Бог как творец сущего: если любая вещь может возникнуть естественным путем, то зачем тогда творец?
72. Они положили начало теоретической математике как науке о числах и геометрии как науки о фигурах. Из этих оснований вырастает Платон: если возможна чистая (теоретическая), математика, то почему бы не быть философии как науке о чистых идеях?
73. Форма вещи, взятая в качестве цели, влечет ряд изменений в направлении к финалу.
74. Динамическая зависимость, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Последние неизбежны благодаря случайным (самопроизвольным) отклонениям атомов от прежней траектории движения. Случайности, накапливаясь вместе с ростом комбинаций атомов, создают возможности для человеческого выбора или свободы.
75. Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом); космическая плоть (материя) стремиться самоутвердиться через уподоблению идеалу и обретение совершенных форм.
76. Прежние натурфилософы исследовали материю вещей; пифагорейцы – их структуру, формообразующий принцип.
77. Всякое знание рождается благодаря ударам “копий” по органам чувств. Вещь такова, какой ее запечатлевают органы чувств. Но люди всегда привносят в картину реальности свои желания. Разум лишь очищает чувственные знания о вещах от иллюзий (идолов), и тем самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция сенсуализма.
78. Они несовместимы и неравноправны. Мир видимости продолжает существовать в силу того, что многим людям не дано проникнуть в умопостигаемый мир философа. Безусловной реальностью обладает лишь мыслимое бытие, но из него не выводимо чувственно данное бытие (= не-бытие). Итак, что же следует признавать, а от чего избавляться?
79. Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем Практическое и теоретическое знание. Знание вероятностное и достоверное (доказательное).
80. Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, “подражает” ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей – совершенное бытие, мир вещей – несовершенное, т. к. они вечно “текут”, становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать.
81. Опыт наблюдений и размышление.
82. Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от внешнего мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов.
83. Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов, что сохраняет индивида в изменяющемся мире, что предопределяет совершенствование субъекта через постановку и достижение целей.
84. Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т. п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода “порождающие модели” для всех вещей одного и того же класса.
85. Атомы и пустота.
86. В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм – либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей.
87. Утомляемая посредством физического акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Значит, в конечном счете, высшее удовольствие – это удовольствие от познания, т. е. удовольствие духовное.
88. Космос состоит из десяти концентрических сфер, на которых небесные тела движутся вокруг центрального огня. Расстояния небесных тел от центрального огня находятся в гармоническом (музыкальном) отношении друг к другу.
89. Наперекор традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр, и Ницше (19 век). “Все действительное – неразумно, все разумное - недействительно”, - С. Киркегор. “Чувственно воспринимаемый мир – создание интеллекта; бытие же “в себе” - разумом не познаваемо” - А. Шопенгауэр. “То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция”, – Ф. Ницше.
90. Существует множество разных (в т. ч. контрадикторных) мнений. Истина – не более чем претензия носителей отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в словесных упражнениях, а, напротив, в воздержании от однозначных суждений.
91. По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (упорядоченность).
92. Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленного действующего Разума. В природе все совершается по законам Динамической зависимости. (Эпикур).
93. В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия).
94. Природа сама по себе разумна, только не каждому дано это понять; следовательно, жить согласно голосу разума – естественно для человека. Совершенно, как правило, именно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум единственное достояние человека; поэтому жить естественно – значит жить по законам разума.
95. Приобщиться душой к Богу человек может лишь в исключительных случаях, “когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза”. Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями человеческую душу и проливается божественный свет.
96. По свидетельству Платона, в то время как другие люди полагают, будто они знают, что такое добродетель, мужество, благо и т. д., но в действительности они ничего не знают. Сократ – единственный, кто имеет мужество открыто признать свое невежество.
97. Главная роль отводиться Душе, т. к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг “узнает” в вещи ее сущность, родственную ее собственным потаенным интенциям.
98. Число (мера) и гармония.
99. Каждая вещь имеет свою собственную материю и душу. Материя тел непрерывна. Твердые тела получаются путем сгущения материи и состоят из пластинок – треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).
100. Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.
101. Трем составляющим Души соответствуют три сословия (класса) в обществе и три космические силы – Идея, материя и Мировая Душа.
102. До своего “падения” в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений.
103. Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы; из органов образуются тела.
104. Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом; первый пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию “не-бытие”. Лишь второй мир озарен светом истины и излучает его (= бытие).
105. От хаотического состояния ко все большему порядку, основанному на необходимости.
106. “Идея” - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи.
107. От тел отделяются их тонкие подобия – “эйдолы”, которые, проникая через органы чувств, производят в субъекте восприятие вещи.
108. Возможна правда и неправда, но не истина, т. к. не существует общезначимых значений. Так как всякое знание зависит от познающего субъекта (индивида), невозможна объективная истина. Отсюда любые мнения следует признать равноправными и за каждым индивидом – право на свою правду.
109. Т. к. идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу – аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.
110. Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможным переходы между двумя мирами.
111. Стоики полагают, что существуют две реципкорные пары аффектов: удовольствие – неудовольствие, страх – вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное.
112. От этого увольте-с! Во-первых, сомневаться в каком-либо частном мнении, - значит допускать для него возможность быть истинным. А для скептика все мнения равно неистинны. Во-вторых, колеблется и сомневается всегда тот человек, кто стремится к истине, кто хочет выбрать из двух или более точек зрения наилучшую. А скептик к истине не стремится и к любому мнению одинаково равнодушен (кроме своего – не высказываемого!).
113. Форма вещи есть и ее непосредственная данность субъекту в актах восприятия, ее внутренняя предопределенность к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи).
114. Повторяющееся впечатление фиксируется в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют “ядро” понятия, которое в последующем начинает “раскрываться” словами.
2. Логика, этика, эстетика, религия.
1. “Все в мире совершается через борьбу и по необходимости”; Логос = Огонь состоит в возможности сочетания противоположностей.
2. Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели можно научить; что невозможно делать добро, не зная, что это такое, и, наоборот, зная добро, - поступать дурно; что никто не творит зла сознательно, оно твориться лишь по ошибке, вследствие ложно понятого блага.
3. Справедливость – это главная добродетель в отличие от высшей добродетели – мудрости.
4. “Первая” философия – Теология.
5. 10 признаками:
1) данность как факт или допускаемая разумом возможность
2) качество
3) число
4) отношение обладания (иметь или не иметь)
5) место
6) длительность
7) состояние (движение или покой)
8) действие
9) страдание
10) направление перемен
6. Один усматривает высшее благо в наслаждениях, а другой – в спокойном, хорошем расположении духа; первый стремиться к благополучию индивида, а второй – благополучию многих. Для этого же от многих удовольствий надо отказаться.
7. Этические и дианоэтические добродетели. Первые – это умение правильно поступать, т. е. Добродетели практические; вторые – это способность правильно видеть ситуацию и мыслить, а также принимать правильные решения, – т. е. Добродетели теоретические.
8. Сначала они считали материальные блага искушением на пути добродетельной, разумной жизни, т. к. именно из-за них и разгораются страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.
9. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой, божественный Дух, а мы сами уподобляемся Богам. Душа индивида – одно из звеньев мирового Духа, Разума, Бога.
10. Строгое следование законам логики здравого смысла в сочетании с доказательствами от противного (апологический метод)
11. Можно и нужно. Более того, это самое важное из всего того, чему должен научиться человек.
12. В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение.
13. Такая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге, и когда говорят о бессмертной части Души – человеческом Разуме.
14. Закон тождества (“а” верно, если имеет место А и мы судим действительно об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, что бы одно и тоже одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле); закон достаточного основания (суждение “а” может быть верным лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон исключенного третьего (любой реально существующий предмет непременно входит или в класс А, или а любой другой класс, но только не в А).
15. Счастье блаженство – “эвдемония”!
16. “Никомахова этика”!
17. Это не тождественные вещи. Удовольствие – морально индифферентно. Добродетель или благо есть то, что я должен делать в известных ситуациях. Ни один нравственный канон не предписывает мне искать удовольствий и гоняться за наслаждениями, меня никто не обязывает наслаждаться. Поэтому, если я сдержан в минуты экстаза, мне за это нечего стыдиться.
18. “Как выражать движение в логике понятий?” - Гегель. Они выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла.
19. Согласно этическому рационализму, этого он делать не может, ибо человек не станет отказываться от лучшего, чем он владеет, - от своего Разума.
20. Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для нынешних правителей!); мудрость же – гарант наилучших и взвешенных идей и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому делу – созерцанию совершенных идей; никто не сможет играть на его человеческих слабостях, ибо они уже побеждены Разумом.
21. Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля – это наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных самонаблюдения с правилами речевого общения сознается наука логики.
22. “Ничего сверх меры!”.
23. Сложились два подхода к этому вопросу:
1) посредством повышения требовательности к себе; например, подводя итоги дня минувшего, трижды ответь самому себе “что я совершил и чего не исполнил?” (Пифагор)
2) Посредством “малых приучений” поступать добродетельно в реальной жизни (Аристотель).
24. Надо жить в согласии с самим собой, Разумом и природой, принимая и перенося удары судьбы как должное.
25. Он ведет к этическому релятивизму, утилитаризму и эгоизму: каждый стремиться к тому, что хорошо для него, т. е. к своей выгоде или пользе. Что есть “добро” для одного, то же может стать “злом” для другого.
26. Есть ли более похвальное и, вместе с тем, более благородное стремление, чем стремление к познанию и мудрости = добродетели?
27. Это тот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в целом: единичное, особенное, частное должно быть подчинено общему или целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благо, гармонии целого.
28. Учение о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (силлогизмах).
29. “Иные приходят в этот мир, чтобы торговать; другие – состязаться, а самые достойные – чтобы созерцать”. (Пифагор).
30. Приобретенная посредством упражнения способность разума определять и во всем придерживаться золотой середины.
31. Религия как нравственность есть человеческое изобретение. Ее придумали умные и хитрые жрецы для того, чтобы кормиться на страхе, для того, чтобы держать людей в повиновении, чтобы люди боялись даже думать или замышлять дурное.
32. Счастье (блаженство, “эвдомония”) – следствие добродетельной жизни, т. к. именно оно соответствует сущности человека (его разумной природе). В познании обретается мудрость и открывается путь к счастью.
33. Она изначально устремлена к совершенствованию, одухотворению, воплощению идеального, осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
34. Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признак (понятие или предикат).
35. “Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности”. (Эпикур).
36. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, проводили к вытеснению авторитета и традиции, призывали жить “своим умом”.
37. Добродетель и есть знание о том, что такое благо, добро и зло.
38. Согласно христианской доктрине, Бог есть личность единая в тех лицах (ипостасях!) и создавшая мир из ничего. Бог Платона это не личность, а Благо; Демиург не творит материю, но лишь упорядочивает ее в соответствии с идеями и наделяет космос мировой душой.
39. Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полакает аксиомы, постулаты и предположения.
40. Все люди обладают одним и тем же умом (здравым смыслом), который отличает их от животных и приводит с необходимостью к принятию ими одинаковых для всех норм, обязательных к исполнению.
41. Единый вектор – устремленность к совершенству, желание “уподобиться” идеям и воплотить их в предметах культуры.
42. Тезис об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства идей; мысль о теле как “темнице” и временной обители Души; мысль о познании как “припоминании” душой врожденных знаний и др.
43. Общие и специфические нормы общения, принципы диалога и их операциональные требования.
44. Идеальная – Разум, состоящий из идей. Он должен направлять Волю на полезные действия и совместно с ней обуздывать страсти.
45. Осуществлять аналитическое разграничение известного и неизвестного в целях прояснения сути предмета и проблемы.
46. Гармония, согласие в доме и государстве, пропорциональность разных способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного); образ жизни, управляемой созерцанием мировой гармонии.
47. Выстроить “дерево” альтернатив, выбор из которых позволит собеседнику самому прийти к правильному пониманию.
48. Мудрость – добродетель разума, мужество – добродетель воли, умеренность – добродетель страстей.
49. В отличие от мифологии “Бог” Аристотеля интеллигибелен – это некий вселенский ум (“Нус”), который самодостаточен благодаря тому, что способен мыслить собственный промысел в вещах и людях.
50. Дедуцирование или индицирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина, входящего неявно и в верхнюю и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.
51. В нравственности как свободе и независимости от всего внешнего; в простоте и естественности жизни; в пренебрежении к материальным благам и роскоши; в изживании ложных желаний и потребностей.
52. Разумная душа управляет страстями, сдерживает желания, оценивает последствия поступков и определяет “золотую середину” между известными крайностями.
53. Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных выйти из-под контроля.
54. Благостное состояние человеческой души – состояние безмятежности, невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь философы.
55. Развенчивая снобизм собеседника, применять “мягкую” критику его суждений с целью побудить отказаться от сказанного в пользу иной (альтернативной) точки зрения.
56. “Пригодность” души для осуществления своего предназначения, для своего дела, правильное соотношение и употребление душевных способностей, их гармоническое действие.
57. Бог – “Перводвигатель”. Это хотя и главное, но не единственное определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а значит и дополнительные определения – “Чистая актуальность”, “Абсолютное совершенство”.
58. Это связь понятий (в виде “субъекта” и “предиката”), выражаемая словами “есть” или “не есть”. Суждения различаются по качеству (утвердительные или отрицательные), по объему (“все”, “некоторые”, “единичные”) и по степени достоверности (аподиктические, ассерторические, проблематические).
59. Независимая простота.
60. По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты:
1) обычные действия направляются чувствами и идеями
2) поступками же руководят волевые привычки.
61. Удовольствие – неудовольствие, вожделение – страх – все они вредны, т. к. часто заглушают голос разума и вызывают поступки предосудительные и постыдные. Поэтому их необходимо сдерживать и учиться ставить под контроль Разума.
62. Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. “Смерти нет, робята!”.
63. Каждая из стадий (“влечение”, “влюбленность”, “сотрудничество, “божественная любовь”) пронизана стремлением к идеалу.
1) женщина и мужчина – каждый ищет свою половину.
2) отождествление избранника с идеалом делает обе половины слепыми к недостаткам друг друга.
3) распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает супругов незаменимыми друг для друга.
4) любовь сбрасывает свою половую определенность и становится стремлением к вечной красоте и совершенству.
64. Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория “Бог” - в качестве “Перводвигателя”, “Первопричины”, “Энтелехии” и др.
65. Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом; чем больше признаков (т. е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие) и, наоборот, чем меньше признаков (чем понятие абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.
66. Киническая, киренаиков (от города Кирены), мегарская.
67. Мотивы человеческого действия – желания, потребности, склонности, страсти, эмоции и интересы.
68. Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, таким законам, которые ему диктует собственный разум.
69. Страдание преодолевается опять-таки на путях познания – нужно разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий.
70. Различие состоит в соотношении, (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т. е. вполне определенного (формы).
71. Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.
72. Два разных жизненных подхода: первый основан на требовании удовольствий – “Жги!”, второй – “Лучше умереть, чем наслаждаться”.
73. Они не совпадают: одного значения недостаточно ни для совершения поступка, ни для добродетели.
74. Причины страданий – невежество, неразумие, предрассудки, страх перед неопределенностью.
75. Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащий общий признак.
76. “Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: продавать всякому, кто готов уплатить (проституты философии) и обучать лишь достойных!” (Сократ).
77. Имморализм Ф. Ницше: “Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить”.
78. Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. Следовательно, жить согласно разума – естественно для человека. Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум – единственное достояние человека; поэтому жить естественно – значит жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: аффекты).
79. Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это удовольствие от познания, т. е. духовная радость.
80. Общим вектором устремления людей, а равно и природы в целом является состояние атараксии – покоя, безмятежности и невозмутимости.
81. Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует воспроизводства, а скорее – общую приятность жизни, длительное спокойное блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы – этакое радостное равновесие Духа.
82. Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной, т. е. согласной с природой.
83. Не зарывайсь в глубины,
И “не тащись” в эфир;
Как раз посередине
Прекрасен этот мир!
85. Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения людей является Разум.
86. Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = разумного, а счастье – в сфере индивидуального = чувственного. Быть добродетельным – это всегда во власти отдельного человека, а счастье и несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от судьбы. Быть добродетельным – обязанность гражданина, а быть счастливым – кому как Бог дарует.
87. Богов надо признавать не из-за страха перед ними или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться в жизнь людей, и в действие законов природы.
88. Не печалиться по поводу его смерти. “Не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того как его зажгут, чем до того, как его загасят?”. “Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и самое драгоценное – мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!”.
89. Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии. Ценность этого принципа в том, что он дает человеку нравственную опору во времена “реформ”, культурного и экономического упадка, испытаний нуждой, “озверением” отношений и т. п.
90. Страдание и зло – разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке поступка страдание нужно сбрасывать со счетов.
91. “Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее”. (Пифагор).
92. Эклектика в теории и конформизм в быту – “Проживи незаметно!”, “Не высовывайся!”.
93. Законы разума – это и есть нравственные каноны; канон – это то, к чему люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить эмоции, чувства и желания.
94. Человек достигает счастья, избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и скука, умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремиться обрести свое счастье на путях познания действительных причин событий.
3. История философии, социология и политика.
1. Он стал философской основой многих христианских изысканий от Дионисия Ареопагита и св. Августина до мыслителей Эпохи Возрождения, которые стремились сблизить Бога и Мир, доказывали имманентность Бога Миру, разрабатывали пантеистическое мировоззрение.
2. “Никомахова этика”.
3. Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность и поэтому свергается. Монархия вырождается в тиранию и свергается аристократией; аристократия выражается в олигархию и свергается демократией; демократия превращается в охлократию и снова сменяется монархией.
4. Им был тот, кто сказал: “Платон мне друг, но истина дороже!” - Аристотель.
5. Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для нынешних правителей!); мудрость же – гарант наилучших и взвешенных идей и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому делу; никто не сможет играть на его человеческих слабостях, ибо они уже преодолены.
6. Сократ и Платон.
7. Ксенофан – ученик Анаксагора; Парменид и Зенон Элейский – наиболее известные представители этой школы.
8. Он лежал в основе всей европейской философии вплоть до середины 19 века, задавая главный вектор западной научно-технической цивилизации.
9. То, чему учил философ всю свою жизнь, дороже остатка жизни на склоне лет – идеи могут стать для человека дороже жизни.
10. Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и выполняет неукоснительно свой долг и свои обязанности.
11. Мысль об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира идей, а, следовательно, и реального мира, упорядоченного по степени совершенства; мысль о теле как “темнице” и временной обители души; мысль о познании как “припоминании” душой врожденных идей и т. п.
12. Классификация строится на двух принципах:
1) правильное государство или неправильное, т. е. служит ли оно всем гражданам или только некоторым
2) принадлежит ли власть меньшинству (одному) или большинству.
13. Завоевание Александра Македонского и образование Римской империи; утрата независимости Грецией; смешение народов, религий и культур; политическая неустойчивость и падение нравов (Плебс – “Хлеба и зрелищ!”).
14. Платон и Плотин, постулируя дуализм мира идей и текучего мира видимости – объекта ходячих мнений.
15. Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является, однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он наиболее выразительно заявляет о себе.
16. Преобладание в идеальной душе “золота”, “серебра” или “меди” – основание для причисления индивида к определенному классу.
17. Платон – основоположник объективного идеализма, т. е. монистической и последовательной философии о примате духовных начал, что способствовало появлению нового типа мировоззрения – светского (в отличие от мифологического).
18. Шесть форм: анархия, аристократия, демократия – правильные формы; тирания, олигархия, охлократия – неправильные (выродившиеся) формы.
19. Платон, создав философию объективного идеализма, и Демокрит, создав атомистический материализм.
20. Гераклит, Демокрит, Кратил и Протагор являются главными объектами платоновской критики.
21. Этот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в целом: единичное, особенное, частное должны быть подчинены общему или целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благу, гармонии целого.
22. Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе идеального, к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
23. Различие заключено в пропорциях между материей и формой вещи. Чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи – аморфного, потенциально неопределенного, и тем больше в ней уже реализовавшегося, т. е. актуального и вполне определенного (формы).
24. Наставник А. Македонского, первооткрыватель основных философских проблем, создатель первой всеобъемлющей системы философского знания. Аристотель – это “точка отчета” многих современных исследований.
25. Им пользовались и материалисты, и идеалисты – Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Стоики.
26. Полису необходимо здоровое и талантливое потомство. Кроме того, контроль над мощными половыми влечениями позволяет вознаграждать и наказывать каждого в меру его заслуг перед полисом.
27. Аристотель в своем учении об “энтелехии” и целевой причинности.
28. Эпикур, Лукреций Кар, Пьер Гассенди, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
29. Элеаты называли Гераклита и его последователей “пустоголовым племенем” за то, что они отождествляют бытие и не-бытие и во всем имеют “обратный путь”; отсюда – их учение – темное, путанное и не в ладах со здравым смыслом.
30. Их отличало введение платы за обучение мудрости и изощренное искусство аргументации; объективно способствовали просвещению, воспитанию и образованию молодежи.
31. Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством должны управлять философы, т. е. люди, знающие истину. Например, кто, кроме философов, знает что такое справедливость?
32. Почти тысячу лет. В начале 6 века н. э. она была закрыта по указу Римского императора. Ее закрытие знаменовало конец античной философии, даже всей эпохи.
33. Монархия – власть одного, наилучшего человека.
34. Имморализм Ф. Ницше! Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить!
35. Неоплатонизм (Плотин, Прокл).
36. Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях может выступать фундаментальным законом.
37. Заметное развитие они получили у стоиков – Цицерона, Сенеки, М. Аврелия.
38. Зоополитикон – общественное (политическое) животное.
39. Осуществлялась подготовка к государственной деятельности; преподавались математика (геометрия), астрономия, риторика, история и философия. Регулярно проводились семинары с целью выработки нужных определений.
40. Полис состоит из трех классов;
1) философы – правители
2) воины – стражи
3) крестьяне, ремесленники и купцы, т. е. все те граждане, для которых производство и потребление материальных благ является жизненным уделом.
41. Протагор, Горгий, Продик.
42. Они положили начало чистой (теоретической) математике как науке о числах и геометрии как науке о фигурах. Если возможна чистая математика, то почему бы не быть философии как науке о чистых идеях? (Платон).
43. Космологический (натурфилософский), антропологический, систематический и этико-религиозный периоды. Иная периодизация такова:
1) досократики (ранняя классика)
2) средняя классика (софисты и Сократ)
3) высокая классика (Платон)
4) зрелая классика (Аристотель)
5) эллинизм
6) поздняя классика (римский период)
44. Антропологические, этические и социально-политические проблемы.
45. Трем силам души соответствуют три класса в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа.
46. Академия – от имени прежнего владельца земли Академа (в пригороде Афин).
47. Государство как экономическое и политическое объединение городов создается для блага каждого гражданина – складываются лучшие условия для личного развития с счастливой жизни всех свободных граждан.
48. “Сад Эпикура” – школа в Афинах эпохи эллинизма, явившаяся восприемницей основных идей киренаиков (естественность жизни, самодостаточность, примат сенсорики и др.).
49. Догматизм – положительная философия; она строится на неколебимых принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм – отрицательная философия недоверия ко всему, кроме аксиом.
50. Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, научно-механическое мировоззрение. Атомистический принцип лежит в основе научного естествознания, начиная с 17в. вошел в современную науку в виде принципа структурности материи.
51. В теории государства Платон использует свой же принцип трехчленного деления души, космоса и иерархии идей.
52. Продажей самого мыслителя в рабство тираном Сиракуз.
53. Оно возникает из общения и общительности людей, путем развития и объединения семей, общин, деревень и городов.
54. Антисфен, Диоген Синопский, Гипархия.
55. Это единственный из сохранившихся литературных источников, дающий в яркой, образной форме концептуально целостное изложение материалистической философии атомизма.
56. Атомистическую философию Демокрита.
57. Киническая и мегарская школы, этика киренаиков.
58. Перипатетики. Дело в том, что обучение старшей группы лицеистов осуществлялось во время пеших прогулок по живописным окрестностям Афин. Философский дискурс во время этих свободных переходов стал отличительным признаком лицеистов.
59. Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, своекорыстных интересов, антагонизма людей, войн и т. п.; признание необходимости тотального контроля над всеми сферами общественной и личной жизни индивида во имя общего блага, справедливости, и т. д.
60. Ею может быть не только идея блага, так как именно этой идеей руководствуется государство, и, главное, - в ней совпадают интересы верхов и низов, всех сословий полиса.
61. Теория Платона исходит из подчинения частных интересов отдельной личности общему благу, интересам государства. Классическая же философия права усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод личности: не личность служит государству, а государство личности.
62. Фома Аквинский (13 век), крупнейший мыслитель средневековья – предпринял попытку адаптировать философию Аристотеля к нуждам теологии, переводя религиозного Бога на язык здравого смысла.
63. Существует всемирная организация философов – “Аристотелевское общество”, имеющая обширную периодику и проводящая свои симпозиумы и конференции. Идеи Аристотеля стали своеобразной “точкой отсчета” для современных исследователей, даже если доказывается, что они не верны.
64. Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии. Ценность этого принципа в том, что он дает человеку прочную нравственную опору во времена “реформ”, культурного и экономического упадка, испытаний нуждой и “озверением” людей.
65. Учение Гераклита об огне и “логосе”, атомизм Демокрита, учение Анаксагора о “Нусе”, платоновскую концепцию идей, аристотелевскую мысль об имманентности души материи.
66. Зенон Стоик, Цицерон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
67. При ссылках к источнику указывается лишь одно слово – “философ”. Однако, верность букве (формальная логистика терминов) сопровождалась намеренным игнорированием идейного и концептуального содержания трудов мыслителя. В итоге и по сей день преобладает снобистское бряцание словечками без всякого понимания мысли философа.
68. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм.
69. По правилу “золотой середины” наилучшей является средняя форма – аристократия, т. к. это власть наиболее культурных и благородных личностей.
70. Главным объектом критики Платона Аристотелем стал тезис Платона о самостоятельном, т. е. изолированном от реального мира, существовании мира идей. Им нужно было отыскать место среди мира фактов.