Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Влияние средств физической реабилитации на психологическую устойчивость больных с травматической болезнью

Влияние средств физической реабилитации на
психологическую устойчивость больных с травматической болезнью шейного отдела
спинного мозга

Кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Валеев, Ибрагим
Валаа Фадел, Д.М. Шапиро, Российская государственная академия физической
культуры

Травматические
повреждения спинного мозга представляют собой одну из серьезнейших
медико-социальных проблем в силу стойкости и глубины как нарушений двигательной
сферы, так и изменений социального статуса больного. Актуальность проблемы
определяется частотой травм, составляющих от 26 до 145 случаев на 1 млн
населения, увеличением числа инвалидов: ежегодно на 5-6 тыс. человек [5],
наиболее трудоспособным (45 лет) средним возрастом пострадавших.

Реабилитация
больных с последствиями травматической болезни спинного мозга остается
недостаточно эффективной, о чем свидетельствует установление I и II группы
инвалидности у 80% больных [2]. Сложность проблемы реабилитации заключается в
том, что она касается специалистов разных профилей: нейрохирургов,
травматологов, невропатологов, специалистов лечебной физкультуры и др.

Наблюдения
ряда авторов [1, 3, 4, 6] свидетельствуют о тесной взаимосвязи соматического и
психологического компонентов личности при травматической болезни спинного
мозга.

С
целью изучения состояния нервно-психической сферы больных с травматической
болезнью спинного мозга в позднем периоде и определения путей повышения
эффективности реабилитации нами обследованы 42 больных с последствиями травм
шейного отдела спинного мозга на различных этапах физической реабилитации в
условиях специализированного отделения восстановительного лечения спинальной
травмы в ГКБ Москвы за 1994-1995 гг. В клинической картине у большинства
больных (88,1%) преобладали тетрапаре-зы. А поражение верхних конечностей
характеризовалось различной степенью смещенных парапа-резов с нарушением
функции хвата и удержания предметов; в нижних конечностях диагностировались
спастические парапарезы и параплегии с нарушением функции опоры и передвижения.
У 11,9% больных последствия травмы шейного отдела спинного мозга были менее
выраженными и характеризовались гемипарезами с умеренным нарушением
двигательных функций на одной стороне тела.

Большинство
больных при поступлении передвигались в колясках, нуждались в постоянном
постороннем уходе и не имели навыков самообслуживания.

Анализ
выявленных нервно-психических нарушений показал, что среди факторов,
определяющих состояние нервно-психической сферы, ведущую роль играет
травматический, связанный с повреждением шейного отдела спинного мозга, в
значительной мере участвующего в регуляции психических функций высшего уровня.
Следует отметить, что травмы шейного отдела спинного мозга не исключают наличия
сочетанной черепно-мозговой травмы и развития шокового состояния, что также
способствует нарушению психики в отдаленном периоде. Это проявляется в виде
расстройств пространственной ориентации, нарушений схемы тела, зрительных,
слуховых и речевых расстройств, снижения внимания и памяти, обшей истощаемости
психических процессов.

Другим
фактором, определяющим степень психических расстройств, является тяжесть
последствий травмы шейного отдела спинного мозга в виде выраженных двигательных
и чувствительных расстройств, нарушений функции тазовых органов, нарушений со
стороны дыхательной и сердечнососудистой системы и обмена веществ.

Третьим
значимым фактором формирования психических расстройств у больных в позднем
периоде травматической болезни спинного мозга является социальный. Ограничения
передвижения, зависимость больного с травмой шейного отдела позвоночника от
постороннего ухода в повседневной жизни, социальная дезадаптация - все это определяет
подавленное состояние психики, усугубляет функциональные и соматические
расстройства. Необходимо подчеркнуть, что социальный фактор, являясь
комплексным, включает в себя как чисто социальные, так и личностные компоненты.
К социальным компонентам относятся такие, как установление инвалидности,
невозможность выполнения работы, снижение уровня материального обеспечения,
изоляция, сужение круга общения и ограничение видов занятий. К личностным -
взаимоотношения в семье, трудности сексуальной жизни, проблемы рождения и
воспитания детей, зависимость от постороннего ухода и т.п.

Как
известно, процесс реабилитации является комплексным и все его виды органически
связаны между собой и дополняют друг друга. Особенно тесно взаимодействуют
психологический и физический виды реабилитационных воздействий. Действительно,
средства физической реабилитации (ЛФК, массаж, ряд физических факторов),
восстанавливая двигательную способность пациента, способны улучшить и его
психологическое состояние. Повышение возможностей самообслуживания способно
заметно снизить психическую напряженность больного и повысить его социальный
статус.

Используя
же психотерапевтические методы, мы в состоянии повысить мотивацию больного к
выполнению физических упражнений, убедить его в возможности компенсировать с
помощью ЛФК и массажа утраченные двигательные функции и тем самым добиться его
сознательного отношения к занятиям ЛФК.

Полноценный
комплекс реабилитационных мероприятий может осуществляться лишь при активном
включении больного в реабилитацией -ный процесс. И в этом отношении оба
рассматриваемых вида реабилитации целенаправлены именно на активное участие
больного в процессе реабилитации.

Наиболее
действенными психотерапевтическими методами являются психотерапия, которая
должна пронизывать все звенья лечебной помощи больному, аутогенная тренировка,
психогимнастика, игровая терапия, семейная психотерапия.

Одна
из важных задач ЛФК при работе с больным с поражением шейного отдела - это
снизить или снять спастичность скелетной мускулатуры, и в методике с этой целью
используются упражнения на расслабление мышц. В данном случае на помощь
специалистам ЛФК может прийти аутогенная тренировка, которая строится в
соответствии с этапами лечебной физкультуры. I период - основной, его задачей
является обучение больных активному расслаблению мышц. II период -
использование идеомоторных движений в аутогенной тренировке с целью
локализованного воздействия на изолированные группы мышц на фоне их общего
расслабления. III период - использование идеомоторных движений с целью
активизации больных и овладения навыками правильной ходьбы и самообслуживания.

Еще
более тесное взаимодействие этих двух видов реабилитации происходит на занятиях
по психогимнастике. Каждое занятие включает ряд упражнений и специальных
заданий: 1) собственно психогимнастика (разминка, дыхательные упражнения,
мышечная релаксация, ритмические упражнения); 2) упражнения, направленные на
тренировку эмоциональной сферы; 3) выбор сюжетов, ролей для пантомимы,
разыгрывание сцен.

Лечебная
физкультура - также психологический фактор, стимулирующий общий тонус нервной
системы больного, и это имеет важное значение для оптимизации
восстановительного лечения, которое требует мобилизации волевых и физических
усилий больного, а также его уверенности в успехе.

Это
комплекс органично взаимосвязанных воздействий, стимулирующих сохранные стороны
личности больного, активизирующих деятельность различных сторон организма,
повышающих ком-пенсаторные функции и способствующих адаптации больного в
условиях социальной среды.

Таким
образом, взаимодействие физической и психологической реабилитации - двух
наиболее важных факторов для процесса реабилитации больных с поражением
спинного мозга - способствует взаимному обогащению друг друга и повышает
эффективность их применения.
Список литературы

1.
Аксенова И.А. Нейропсихологическое исследование при травме спинного мозга
/Нейрохирургическая патология спинного мозга. М., 1986, с. 112-113.

2.
Боева Е.М. с соавт. Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая
реабилитация инвалидов вследствие спинномозговой травмы. М., 1991.

3.
Власова Г.А. Реабилитация больных с травматическим поражением спинного мозга.
Автореф. канд. лис. Л., 1986.

4.
Егоров С.П. Особенности личностных нарушений у больных с травмой спинного мозга
/Функциональные и прикладные вопросы реабилитации больных с
позвоночно-спинномозговой травмой. Симферополь, 1989, с. 49-54.

5.
Макаров А.Ю. с соавт. Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация больных и
инвалидов с последствиями травм спинного мозга. М., 1993, вып. 3.

6. Elliot T. Assertiveness, social
support and psychological adiuistmant following spinal cord injury. Behaviour
research and therapy. 1991, v. 29, № 5. p. 141-147.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.