К исследованию феномена "культура здоровья"
в области профессионального физкультурного образования
Декан факультета психологии, доктор психологических
наук, профессор О.А. Ахвердова, Декан факультета физической культуры, кандидат
педагогических наук, доцент В.А. Магин, Ставропольский государственный
университет, Ставрополь
Теоретическое
и экспериментальное исследование феномена "культура здоровья"
показало неразработанность данной проблемы, как в теории, так и в практике
профессионального физкультурного образования. Интерес ученых к культуре
здоровья человека вызван происходящими изменениями в социальной и
образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных
институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания "человека
культуры". С целью изучения сущности данного феномена нами были
рассмотрены понятия "здоровье" и "культура", позволившие
сделать вывод о том, что культура здоровья - это интегративное личностное
образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности
личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также
способности к творческой и активной жизнедеятельности.
Кроме
того, на основании анализа медико-биологической, психолого -педагогической,
философской, социологической литературы была определена структура культуры
здоровья, представляющая собой единство когнитивно -мотивационного,
эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов. Определены критерии и
показатели культуры здоровья личности, содержание которых обусловлено тем,
насколько личностью осознаются здоровье и культура как общечеловеческие
ценности; насколько проявляется универсальность связей личности с окружающим
миром и людьми; насколько проявляются ее действенно-волевые качества. О наличии
культуры здоровья мы судим, опираясь на такие критерии, как когнитивный,
мотивационный, эмоциональный, коммуникативно-деятельностный, волевой. Их
показателями выступают ценностные ориентации и качества личности, составляющие
основу культуры здоровья будущего специалиста по физической культуре и спорту.
Определение
уровней культуры здоровья потребовало целого комплекса методов
психолого-педагогического, эмпирического и экспериментального исследования.
Универсальной методики изучения культуры здоровья в науке не разработано. Но
исходя из гипотезы, что культура здоровья представляет собой интеграцию
когнитивно-мотивационного, эмоционального и коммуникативно-волевого
компонентов, были использованы методы, позволяющие изучить каждый ее компонент
в отдельности.
Исследование
проводилось в Ставропольском государственном университете на факультете
физической культуры, в нем приняли участие 178 будущих специалистов по физической
культуре и спорту. При исследовании развития когнитивно-мотивационного
компонента культуры здоровья у будущих специалистов по физической культуре и
спорту было выявлено, что 82% респондентов культуру здоровья определили как
синоним понятия "здоровый образ жизни", 10% затруднились с ответом и
только 8% оказались близки к пониманию данного феномена. Практически все
студенты убеждены в том, что здоровье и культура человека всегда были, есть и
будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость
цивилизации. Но современные социально-экономические "болезни"
общества способствуют формированию жесткой жизненной позиции у человека и
переоценке общечеловеческих ценностей. В связи с этим студентам было предложено
определить место здоровья и культуры в иерархии жизненных ценностей. На
основании остающихся постоянными на различных этапах развития человеческого
общества ценностей респондентами были определены ранговые места следующих
ценностей: здоровье, любовь, образование, любимая работа, мир, семья, культура.
Исследование выявило различное отношение к перечисленным ценностям. Следует
отметить, что интересующие нас в первую очередь ценности культура и здоровье
получили далекие друг от друга ранги. Так, культуре все респонденты отвели лишь
пятый ранг, а здоровью - второй. Столь отдаленные ранги культуры и здоровья
свидетельствуют о "кризисе" самосознания. И этот кризис определяет
поведение человека, его образ жизни.
Критерии
и показатели культуры здоровья личности
Структурные компоненты
Критерии
Показатели
Когнитивно-мотивационный
Когнитивный
1. Понимание сущности культуры
здоровья.
2. Пополнение объема знаний о
духовном, психофизическом и социальном здоровье личности.
3. Осознание здоровья и
культуры как общечеловеческих ценностей
Мотивационный
1. Осознанное проектирование
жизненных устремлений, определяющих modus Vivendi - образ жизни.
2. Валеологическое поведение
обуславливающее здоровый образ жизни
Эмоциональный
Эмоциональный
1. Эмоциональная устойчивость.
2. Преодоление трудностей и психических
состояний на эмоционально-положительном фоне
Когнитивно-волевой
Коммуникативно-деятельностный
1. Наличие и объем знаний по
культуре общения.
2. Проявление коммуникативной
толерантности.
3. Поисковая активность.
4. Удовлетворение оптимального
двигательного режима
Волевой
1. Стремление к саморазвитию,
самосовершенствованию и самовоспитанию.
2. Волевая регуляция поведения,
преодоление трудностей в достижении поставленных целей
Комплекс
методов изучения уровней культуры здоровья личности
Компоненты культуры здоровья
Цель изучения
Методы изучения
Когнитивно-Мотивационный
1. Установление понимания
сущности культуры здоровья
2. Определение положения
здоровья и культуры в иерархии жизненных ценностей.
3. Установление личностного
отношения студентов к здоровому образу жизни
Беседа. Анкетирование.
Ранжирование.
Анкетирование
Эмоциональный
Определение эмоционального фона
жизни личности
Тестирование.
Метод экспертных оценок
Конативно-волевой
1. Определение уровня общей
коммуникативной толерантности личности.
2. Определение развитости
волевых качеств личности необходимых для сознательного преодоления
возникающих трудностей
Тестирование.
Самооценка. Педагогическое
наблюдение
Помимо
медицинских и психологических аспектов здоровье человека и его образ жизни
имеют и гуманитарный аспект. Курение, алкоголь, наркотики, переедание,
проституция - явления не простые, причины их многообразны, но всегда имеют
индивидуальный подтекст. В то же время в каждом из них есть нечто общее -
низкая культура человека, ограниченность воспитания, слабая сила воли в виде
низкой мотивации. Последнее позволило установить личностное отношение студентов
к здоровому образу жизни, выявив, что большинство респондентов (98,3%) считают
необходимым соблюдение здорового образа жизни для укрепления и сохранения
своего здоровья. Вместе с тем 75,8% студентам не удается соблюдать режим труда
и отдыха; 78,7% - не соблюдают режим питания; 55,6% - курят табачные изделия;
32,6% - неравнодушны к алкогольным напиткам; 85,4% - не знают или не используют
в повседневной жизни методы психологической разгрузки; 41% - не используют
методов самоконтроля за состоянием своего организма; 50,6% - не применяют в
своей повседневной жизни методы закаливания организма и только 71,9%
респондентов регулярно занимаются физическими упражнениями, что подтверждает
появление аномальных признаков в сознании и самосознании личности современного
студента факультета физической культуры.
Таким
образом, становится очевидным и приходится констатировать несоответствие
формирующихся образов "культуры здоровья" в самосознании личности
поведению респондентов. Вероятнее всего, для сохранения и укрепления здоровья в
современной российской культуре, в обществе в целом не сформирована в обыденном
сознании мотивация здорового образа жизни. Какова же причина полученных
результатов? С точки зрения психологов, социологов, педагогов,
постиндустриальное общество характеризуется превалированием ценностей
личностной индивидуальности над государственными ценностями. Поколение же
обследуемых и их родителей воспитывалось в обществе, где государственные
ценности преобладали над личностными, что исключало "культуру
здоровья" из обыденного сознания как высшую личностную мотивацию, ибо
формирование культуры на уровне сознания и самосознания происходило во имя
высших интересов государства.
Настоящий
анализ позволил представить качественную характеристику когнитивно
-мотивационного компонента самосознания, выделив уровни его развития.
Когнитивно-мотивационный компонент в структуре культуры здоровья респондентов,
на наш взгляд, является значимым, потому что осознание образов здоровья и
культуры как основных ценностей жизни определяет образ повседневной жизни, т.
е. способ бытия, образ мыслей, стиль жизни, поведение. Когнитивно-мотивационный
компонент в определенной степени обеспечивает развитие других компонентов
культуры здоровья - эмоционального и конативно-волевого, отражающих спектр
жизненных доминант и установок. Результаты настоящего исследования позволили
сделать вывод о доминировании невысокого уровня развития
когнитивно-мотивационного компонента самосознания феномена "культура
здоровья" у студентов.
Эмоциональный
компонент в структуре культуры здоровья личности определяет эмоциональный фон
жизни, отражающий, как правило, уровень физического и социального благополучия,
работоспособность, качество и удовлетворенность жизнью, и, кроме того,
эмоциональный фон является основой для вероятностного возникновения и развития
психосоматических расстройств, причиной которых служат эмоциональные стрессоры,
ослабляющие силы сопротивляемости организма, вызывающие перестройку работы
нервных и гормональных механизмов регуляции адаптационных процессов.
Изучение
эмоционального компонента показало, что у большинства респондентов даже
банальные стрессы самым существенным образом воздействуют на индивидуальный
барьер психической и психологической адаптации, результатом чего является срыв
личностных механизмов адаптации и компенсации. От эмоционального фона личности
во многом зависит ее психологическое и психическое здоровье, которое
обеспечивает достижение значимых целей, положительное или отрицательное
отношение к своей деятельности.
Среди
причин, порождающих отрицательный эмоциональный фон жизни, респонденты называют
финансовые проблемы, проблемы личного и семейного характера, обыденные
конфликты, неудачи в учебе и разочарованность избранной профессией. Практически
все перечисленные причины разрешимы, поскольку являются временными, и лишь
разочарованность избранной профессией в студенческие годы может перерасти в
длительное нервно-психическое напряжение специалиста, отражая условия
хронического стрессирования, и как следствие к психосоматической дизадаптации.
Полученные
диагностические материалы позволили дать качественную характеристику
эмоционального компонента культуры здоровья и определить уровни его развития.
Именно поэтому мы считаем, что эмоциональный компонент высокозначим в структуре
культуры здоровья личности и требует специального внимания в процессе
формирования культуры здоровья будущего специалиста в области физической
культуры и спорта.
Конативно-волевой
компонент изучался с помощью ряда методик. Прежде всего это методика
определения уровня общей коммуникативной толерантности личности, описанной В.В.
Бойко. Именно коммуникативная толерантность - одна из важнейших и информативных
черт человека. Она является собирательной характеристикой, поскольку в ней
отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее
проявления - культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент,
привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к
стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность
- положение в микро- и макросоциуме. Таким образом, особенности коммуникативной
толерантности человека также могут свидетельствовать о его психологическом и
психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к
самоконтролю и самокоррекции.
Практически
у всех респондентов отмечаются хорошие адаптивные способности во взаимоотношениях
с людьми, в основе которых лежит коммуникабельность. Наличие у специалиста
коммуникабельности, осознаваемой им самим и отмечаемой у него окружающими,
является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
В
рамках нашего исследования было проведено опосредованное
психолого-педагогическое наблюдение за развитостью волевых качеств у студентов.
Воля тесно связана с биологической и социальной потребностью человека, его
характером и играет важную роль в процессе познания и преобразования им
природы, самого себя и общества. Сознательное отношение к сохранению и
укреплению своего здоровья с неизбежностью требует проявления волевых качеств.
Наиболее развитые волевые качества у студентов - самообладание и
целеустремленность, что отражает уровень самосознания. Полученные данные
позволили дать качественную и количественную характеристики конативно-волевого
компонента и определить уровни его развития.
Культура
здоровья специалистов по физической культуре и спорту представляет собой не что
иное, как уровневую интеграцию когнитивно-мотивационного, эмоционального и
конативно-волевого компонентов.
Исследование
показало, что нулевой и идеальный уровни культуры здоровья у студентов
отсутствуют. Недостаточный уровень определяется у 30,8% студентов, потенциальный
уровень - у 11,5% студентов, оптимальный уровень - у 5,8% студентов, у 51,9%
студентов культура здоровья представлена разноуровневыми компонентами. Культуру
здоровья последнего типа мы относим к неопределенному уровню развития.
Неопределенный уровень культуры здоровья отражает гетерохронность развития
когнитивно -мотивационной, эмоциональной и характеристики конативно-волевой
сфер жизнедеятельности личности при доминировании одной из них. Респонденты, у
которых преобладал оптимальный уровень развития компонентов культуры здоровья,
отличались успехами в учебе, вели активный образ жизни, лидировали в деловых и
спортивных играх, активно участвовали в познавательно-творческих мероприятиях.
Таким
образом, проведенное психолого -педагогическое эмпирическое и экспериментальное
исследование дало основание сделать вывод, что культура здоровья представляет
собой интегративное личностное образование, состоящее из
когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов,
которые, в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность,
эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся
неотъемлемой частью образа жизни специалиста по физической культуре и спорту в
его индивидуальной культуре.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru