Научно-технологическое обоснование стандартной
учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей
младшего школьного возраста
В.В.
Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут
Введение.
Одним
из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является
совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного
возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые
умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов
которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека
[1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического
воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами
факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к
различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой -
именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех
характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].
Известно,
что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия
вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные
условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств.
Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной
программы развития физических качеств стали исследования научных школ под
руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных
исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы
стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой
проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются
теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности
использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого
развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях
физического воспитания в школе.
Методы и организация.
Разработка
СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался
методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого
развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории
сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки.
На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и
интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии
физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе
обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической
единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших
школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных
способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля
пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась
экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии
стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.
Для
оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):
1.
"Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных
способностей и координации, входит в состав унифицированной системы
"Юрофит" [5].
2.
"Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений
рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].
3.
"Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].
4.
"Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного
двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в
легкой атлетике.
Для
регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения
тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный
спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС
составляла ±1 уд/мин.
Статистическая
обработка результатов исследований проводилась с использованием методов,
получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся
расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок.
Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью
t-критерия Стьюдента.
СУТП
стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:
1.
"Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением
линий обеими ногами.
2."
Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне
груди.
3.
"Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при
касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.
Использование
упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано
необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение
"Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию
быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все
вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что
позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.
Анализ
научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры
содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при
стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП
включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в
начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно
из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши"
и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3
раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.
Изменения
показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы
стимулируемого развития быстроты (М±т)
Груп-
па
Пол
Ко-
ли-
чес-
тво
По-
ка-
за-
те-
ли
Бег на месте
Частота постукиваний
Бег 10 м со старта
Челночный бег 10x5 м
до экс-
перимен-
та
после экс-
перимен-
та
до экс-
перимен-
та
после экс-
перимен-
та
до экс-
перимен-
та
после экс-
перимен-
та
до экс-
перимен-
та
после экс-
перимен-
та
ЭГ
м
17
М
29,24
35,12**
13,78
12,27**
2,78
2,54*
22,03
21,00**
m
0,67
0,59
0,26
0,24
0,05
0,04
0,28
0,27
д
32
М
30,38
36,91"
13,67
12,23*
2,81
2,62*
22,70
21,47*
m
0,77
0,67
0,27
0,23
0,03
0,03
0,22
0,23
общ.
49
М
29,98
36,29"
13,71
12,24*
2,80
2,59*
22,46
21,31 *
m
0,55
0,49
0,20
0,17
0,03
0,02
0,18
0,17
КГ
м
20
М
29,15
32,1
13,66
12,92
2,79
2,68
22,00
21,56
m
0,57
0,67
0,21
0,24
0,04
0,03
0,24
0,22
д
26
М
30,04
33,46
13,59
12,94
2,81
2,74
22,86
22,21
m
1,25
1,07
0,34
0,29
0,03
0,02
0,28
0,29
общ.
46
М
29,65
32,87
13,62
12,93
2,8
2,72
22,49
21,93
m
0,75
0,67
0,21
0,19
0,02
0,02
0,20
0,19
Примечание.
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки,
общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р