Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов

Критические периоды развития статического и
динамического равновесия у школьников 1-11-х классов

Кандидат педагогических наук Ю.М. Кабанов, Витебский
государственный педагогический институт

Одна
из основных задач физического воспитания школьников - гармоничное развитие всех
сторон их моторики, в том числе и способности к равновесию. Сохранять
устойчивое положение тела при выполнении множества движений в повседневной
жизни человека и в специфических видах его деятельности (спорте, медицине,
искусстве и т.д.). Следовательно, на уроках физической культуры в школе крайне
необходимо развивать и совершенствовать способность к равновесию.

Согласно
литературным данным, в процессе роста и развития живого организма (в
онтогенезе) наблюдаются особые периоды повышенной его чувствительности к
воздействию факторов внешней среды [2-5]. Они получили название критических. В
эти периоды организм значительно лучше адаптирован к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды [3]. Определено, что направленное
воздействие на организм индивидуума в критические периоды развития того или
иного физического качества или способности позволяет наиболее эффективно
формировать прочные двигательные навыки, целенаправленно управлять
индивидуальной программой его физического развития [4, 5].

Поэтому
с целью выявления благоприятных периодов для направленного воздействия средств
при развитии способностей к равновесию в наших исследованиях были определены
критические периоды различных уровней чувствительности статического и
динамического равновесия. Тестировано 1100 учащихся 1-11-х классов, по 50
мальчиков и 50 девочек в каждом классе. Используемые нами контрольные упражнения
отвечали метрологическим требованиям теории тестов [1].

Годичные
сдвиги в развитии статического и динамического равновесия рассчитывались в
процентах по отношению к сдвигам, полученным за весь период обучения в школе.
Годичные периоды условно рассматривались как субкритические, если величина
сдвига в развитии способности к равновесию оказывалась ниже условной единицы
(у.е.) отсчета. Когда величина годичного сдвига превышала у.е., период развития
равновесия рассматривался как критический. Критический период низкой
чувствительности (КПНЧ) включал от 1,0 до 1,5 у.е.; средней (КПСЧ) - от 1,51 до
2,0 у.е.; высокой (КПВЧ) - от 2,1 у.е. и выше. Направленное воздействие
соответствующих средств для развития равновесия должно осуществляться в КПСЧ и
КПВЧ [3].

Для
расчета величин темпов прироста статического и динамического равновесия за
определенный период времени была использована формула С. Броуди [4]:

,

где:
Т - темпы прироста; П1 и П2 - х-значения исследуемых показателей.

Субкритические
периоды развития статического равновесия у мальчиков приходятся на 1-2-й,
4-5-й, 6-7-й, 7-8-й, 9-10-й, 10-11-й классы (табл. 1-2). КПНЧ отсутствуют. КПСЧ
наблюдается со 2-го по 3-й класс, КПВЧ - с 3-го по 4-й, с 5-го по 6-й и с 8-го
по 9-й классы. Однако только с 3-го по 4-й и с 8-го по 9-й классы наблюдается
статистически достоверное улучшение исследуемых показателей (см. табл. 2).
Поэтому мы не можем рассматривать период со 2-го по 3-й класс как КПСЧ и с 5-го
по 6-й класс как КПВЧ.

Таблица
1. Годичные сдвиги показателей статического и динамического равновесия у
школьников 1-11-х классов, выраженные в условных единцах (у.е.)




Классы





Статическое равновесие





Динамическое равновесие







мальчики





девочки





мальчики





девочки







1-2-й





-3,3





0,8





-0,2





-0,1







2-3-й





3,0





-0,8





8.1





6,9







3-4-й





3,2





3,1





-3,5





-5,1







4-5-й





-2,7





1,4





-0,6





2,2







5-6-й





2,3





-1,2





1,1





-0,6







6-7-й





-1,4





-2,2





-1,9





-0,1







7-8-й





-0,5





-0,7





1,9





0,4







8-9-й





7,5





5,5





6,1





3,4







9-10-й





-0,5





-3,5





-7,1





-1,6







10-11-й





-2,8





3,5





9,3





-2,0






Субкритические
периоды развития статического равновесия у девочек наблюдаются с 1-го по 2-й,
со 2-го по 3-й, с 5-го по 6-й, с 6-го по 7-й, с 7-го по 8-й и с 9-го по 10-й
классы (см. табл. 1). КПНЧ наблюдаются с 4-го по 5-й классы. КПСЧ отсутствуют.
КПВЧ приходятся на 3-4-й, 8-9-й, 10-11-й классы. Во всех КПВЧ происходит
статистически достоверное улучшение исследуемых показателей. Причем с 9-го по
10-й класс происходит снижение показателей (р

Таблица
2. Критические периоды различных уровней чувствительности статического и
динамического равновесия у школьников 1-11-го классов




Виды равновесия





Мальчики, классы





Девочки, классы







1-2





2-3





3-4





4-5





5-6





6-7





7-8





8-9





9-10





10-11





1-2





2-3





3-4





4-5





5-6





6-7





7-8





8-9





9-10





10-11







Статич.





I





III





IV





I





IV





I





I





IV





I





I





I





I





IV





II





I





I





I





IV





I





IV







Динамич.





I





IV





I





I





II





I





III





IV





I





IV





I





IV





I





IV





I





I





I





IV





I





I






Условные
обозначения: I - субкритические периоды; II - критические периоды низкой
чувствительности; III - критические периоды средней чувствительности; IV -
критические периоды высокой чувствительности

Следовательно,
наиболее благоприятные периоды для направленного воздействия средств при
развитии статического равновесия у мальчиков и девочек - 3-й и 8-й классы.

Субкритические
периоды развития динамического равновесия у мальчиков - 1-2-й, 3-4-й, 4-5-й,
6-7-й, 9-10-й классы. КПНЧ наблюдается с 5-го по 6-й класс; КПСЧ - с 7-го по
8-й класс, но улучшение показателей динамического равновесия статистически
недостоверно (p

КПВЧ
- со 2-го по 3-й, с 8-го по 9-й и с 10-го по 11-й классы. Стабилизация
показателей динамического равновесия на одном уровне (p

Субкритические
периоды развития динамического равновесия у девочек наблюдаются с 1-го по 2-й,
с 3-го по 4-й, с 5-го по 6-й, с 6-го по 7-й, с 7-го по 8-й, с 9-го по 10-й и с
10-го по 11-й классы. КПНЧ и КПСЧ отсутствуют. КПВЧ приходятся на 2-3-й, 4-5-й,
8-9-й классы (см. табл. 1). Причем только со 2-го по 3-й класс улучшение
показателей динамического равновесия статистически достоверно (см. табл. 2).
Поэтому рассматривать периоды с 4-го по 5-й и с 8-го по 9-й классы как КПВЧ
было бы некорректно.

Следовательно,
для направленного воздействия средств при развитии динамического равновесия
наиболее благоприятны периоды у мальчиков 2-й и 8-й классы, у девочек - 2-й
класс.
Список литературы

1.
Бондаревский Е.Я. Корреляционный анализ тестов на равновесие. Матер. III научн.
конф. по физ. восп. детей и подр. М., 1966, с. 154-156.

2.
Волков Л.В. Автореф. докт. дис. М., 1984.

3.
Гужаловский А.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1977, N 7.

4.
Гужаловский А.А. Автореф. докт. дис. М., 1980.

5.
Кузнецова З.И. "Физ. культ, в школе", 1975, N 1.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ФМ Достоевский Преступление и наказание
Реферат Німецька освітня політика на окупованій території України (1941–1944 рр.) в історіографії
Реферат Образы коммунистов в Поднятой целине
Реферат Тенденции развития кооперативного движения в России в конце XX – начале XXI века в агропромышленном комплексе
Реферат Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации
Реферат Политический режим. Типология политических режимов
Реферат Периодизация детского развития
Реферат Athletic Training Essay Research Paper Athletic TrainingDefinition
Реферат Закінчений та незакінчений злочин
Реферат The Road Not Taken Essay Research Paper 2
Реферат Проектирование цифровой радиорелейной линии на участке Томск-Чажемто
Реферат Европейская широкоушка
Реферат Урбен Жан Жозеф Леверье
Реферат Горы: Эльбрус
Реферат Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий