Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска

Состояние здоровья и мотивация
физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах
риска нейросоматических заболеваний

Кандидат биологических наук И. В. Ефимова, Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова

В
настоящее время наблюдается существенное ухудшение здоровья студентов [8,9,
11].

Сравнительное
изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при
поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых
факторов, специфических для высшей школы [12].

Кроме
того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько
изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со
всеми нагрузками [1]. А это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву
адаптации, что служит основой болезни [5]. Некоторые авторы связывают проблему
ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью
молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим
условиям общества [3].

В
то же время формирование потребностей в физическом и психическом здоровье
является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс
формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным.
Анализу данного положения и была посвящена настоящая работа, в которой изучали
взаимосвязь субъективных представлений о состоянии физического и психического
здоровья и целях занятий физкультурно-оздоровительными упражнениями студентов,
имеющих различные факторы риска нейросоматических заболеваний. Как указывают
многие авторы [7,10], в структуре их хронических заболеваний преобладают болезни
нейрогенной этиологии.
Методика.

В
исследовании принимали участие 258 студентов (106 юношей и 152 девушки) II
курса разных факультетов МГУ, занимающихся в группах ОФП подготовительного
отделения.

Для
анализа состояния их здоровья использовалась анкета, которая содержала 109
вопросов, направленных на выявление у студентов психологической и эмоциональной
дезадаптации, вегетативных расстройств, психосоматических заболеваний,
наследственной предрасположенности к данным заболеваниям, а также
психотравмирующих ситуаций.

С
целью исследования мотивационной сферы физического воспитания у студентов был
проведен опрос с помощью второй анкеты, в которой требовалось ответить на
вопрос: "Что для Вас является наиболее важным в процессе физического
воспитания?" Каждый студент должен был из тридцати ответов выбрать пять
наиболее значимых для него и проранжировать их. Все варианты ответов можно было
разделить на четыре блока:

характеризующие
форму проведения занятий;

связанные
с потребностью в физическом самосовершенствовании; потребностью в
самоутверждении; характеризующие здоровье и потребность в улучшении здоровья и
работоспособности, в психической реабилитации.

Полученные
данные анализировались на компьютере IBM PC AT с использованием статистического
пакета социологических исследований SPSS.

Результаты
исследования и их обсуждение. Проведенный анализ выявил у 57,4% студентов
подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций; у 72%
студентов наблюдается наследственная отягощенность в отношении соматических
заболеваний нейрогенной природы. Отмечается низкая физическая активность у 36%
студентов и 70,9% студентов, эпизодически занимающихся физкультурой и спортом.

Анкетирование
выявило (табл. 1) относительно высокий процент лиц с такими жалобами, как наличие
тревоги и неудовлетворенность работой (46%), частое внутреннее напряжение
(41%), рассеянное внимание (27%), повышенная утомляемость (35%), повышенная
раздражительность (32%), "комок" в горле (35%).

Таблица
1. Результаты анкетного опроса студентов подготовительного отделения МГУ




Анализируемые признаки





Количество студентов, %








Психологическая и эмоциональная дезадаптация:





 







наличие тревоги, неудовлетворенность работой





46







частое внутреннее напряжение





41







рассеянное внимание





27







повышенная утомляемость





33







повышенная раздражительность





32







"комок" в горле





35







преобладание пониженного настроения





20







навязчивые страхи





14








Вегетативные жалобы:





 







головные боли





42







сердцебиение





31







боли в области живота





31







склонность к повышенному артериальному давлению





6







склонность к пониженному артериальному давлению





17






Среди
вегетативных нарушений часто отмечаются головные боли (42%) и боли в области
живота (31%); среди студентов относительно высок процент отмечавших ухудшение
самочувствия в период сессии (32,5%).

Проведенный
корреляционный анализ показал связь между наличием факторов риска
психосоматических заболеваний и жалобами, характеризующими психоэмоциональную
дезадаптацию и вегетативные расстройства. Так, различные психотравмирующие ситуации
(конфликтные отношения между родителями, недоброжелательные взаимоотношения в
коллективе, несколько попыток поступления в университет, неудовлетворительные
жилищные условия и т.д.) сочетались, как правило, с нарушением сна,
преобладанием пониженного или тоскливого настроения и даже депрессивными
проявлениями в виде навязчивых страхов. Среди вегетативных расстройств в этом
случае наиболее характерны жалобы на головокружение. Отмечается корреляционная
связь между наличием предрасположенности к соматическим заболеваниям
нейрогенной природы и психоэмоциональной дезадаптацией в виде повышенной
раздражительности, тревоги, частого внутреннего напряжения, снижения памяти,
рассеянного внимания. Корреляционная связь выявлена также между наследственным
фактором и вегетативными жалобами на головные боли в области живота, нарушения
функции кишечника, лабильности дыхания, сердцебиения. Корреляционный анализ
показал, что одним из факторов, вызывающих расстройства в виде повышенной
утомляемости, нарушения сна и жалоб на головные боли, является гиподинамия.

Таким
образом, анализ состояния здоровья студентов обнаружил связь, с одной стороны,
между различными проявлениями психоэмоциональной дезадаптации с вегетативными
жалобами и экзогенными факторами риска психосоматических заболеваний; с другой
- с эндогенными факторами риска, связанными с наследственной
предрасположенностью к заболеваниям нейросоматической этиологии.

Проведенный
анализ состояния здоровья студентов по сравнению с предыдущими обследованиями
[2,4] выявил увеличение числа лиц с наличием различных психотравмирующих
ситуаций. Причем увеличилось количество студентов с психогенной ситуацией в
виде неполной семьи (семья до 18 лет). Как и в предыдущие годы, отмечается
высокий процент лиц, указывающих на наличие наследственной отягощенности в
отношении соматических заболеваний нейрогенной природы. Настораживает такой
факт, как увеличение числа студентов, которые эпизодически занимаются
физкультурой и спортом.

Анализ
анкетных данных выявил тенденцию к увеличению числа лиц с различными
эмоциональными расстройствами в виде повышенной раздражительности, утомляемости
и депрессивными проявлениями в виде выраженного внутреннего напряжения и
навязчивых страхов. По сравнению с предыдущими исследованиями возрастает
количество студентов с жалобами на головные боли и отмечавших ухудшение
самочувствия в период сессии.

Таким
образом, анализ состояния студентов подготовительного отделения МГУ показал его
отрицательную динамику.

На
втором этапе была поставлена задача исследования мотивационной сферы
физического воспитания у студентов, имеющих различные факторы риска
нейросоматических заболеваний.

Представляют
интерес обнаруженные значимые статистические связи между мотивами
физ-культурно-оздоровительной деятельности и различными психотравмирующими
факторами, между различными факторами на приобщение к занятиям по физическому
воспитанию и наличием признаков психической и эмоциональной дезадаптации.
Статистический анализ выявил также и половые различия (табл. 2).

Таблица
2. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в зависимости от
наличия факторов риска и признаков психологической и эмоциональной дезадаптации




Факторы риска





Мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности







Мужчины





Женщины







Гиподинамия





чтобы не возникло стрессовых состояний





освоить двигательные навыки







снять эмоциональное напряжение





улучшить пластику движения







своевременно получить зачет





улучшить телосложение







чтобы преподаватель личным примером увлекал на выполнение
двигательной задачи





чтобы не возникло стрессовых эмоционалных состояний







чтобы преподаватель жестко регламентировал каждое
упражнение







улучшить самочувствие







Психотравмирующие ситуации





улучшить состояние здоровья





отвлечься от неприятных мыслей







знать информацию о своем здоровье





чтобы не возникло конфликта с преподавателем







занятия проводить в виде игр





снять с себя эмоциональное напряжение







улучшить состояние здоровья





восстановить психическую работоспособность







Психологическая и эмоциональная дезадаптация





повысить уважение к себе со стороны преподавателей, друзей
и близких





чтобы не возникло острого утомления лучше организовать
свой отдых







повысить уверенность в себе







своевременно получить зачет






Так,
для студенток, отметивших низкую физическую активность, значимыми оказались
факторы, связанные с потребностью в физическом совершенствовании: освоить
двигательные навыки, улучшить пластику движения, улучшить телосложение. В то же
время юноши с низким уровнем двигательной активности на занятиях по физическому
воспитанию видят, во-первых, возможность в психической реабилитации; во-вторых,
для них значима различная деятельность преподавателей по организации занятий. И
кроме того, для данной группы студентов (юношей) не безразлично и своевременное
получение зачета. Причем, как показали наши предыдущие исследования [6], этот
мотив связан с такими целями занятий, как снять с себя эмоциональное
напряжение, "чтобы не возникло острого утомления", "чтобы не
возникло конфликта с преподавателем", т.е. данный мотив должен рассматриваться
как основа необходимости устранения дополнительных отрицательных психогенных
влияний.

Наличие
различных психотравмирующих ситуаций влияет на особенности мотивации студентов
к занятиям по физическому воспитанию. Так, для юношей целью занятий является
только улучшение своего соматического здоровья. В то же время девушки
рассматривают занятия по физическому воспитанию как способ восстановления не
только физического, но и психического здоровья. Так, девушки данной группы
рассматривают их как способ восстановления психической работоспособности.
Юноши, у которых отмечено наличие психической и эмоциональной дезадаптации, в
занятиях по физическому воспитанию видят возможность не только улучшить
состояние здоровья, но и удовлетворить комплекс других потребностей: повысить
уважение к себе со стороны друзей и преподавателей, повысить уверенность в
себе. Представленный материал позволяет оценить некоторые вопросы мотивационной
сферы физического воспитания студентов подготовительного отделения с факторами
риска нейросоматических заболеваний.

Анализ
полученных данных показал, что на особенности мотивации
физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не только
состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут способствовать
развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия.

Представленные
в данной статье результаты исследований подтверждают необходимость формирования
адекватной самооценки состояния физического и психического здоровья у студентов
для осознания потребности и мотивов поддержания и улучшения здоровья.

Исследование
мотивационной сферы студентов дает возможность намечать пути коррекции и
формирования таких потребностей, удовлетворение которых наиболее благоприятно
для их здоровья и физического совершенствования.
Список литературы

1.
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФиС,1983.

2.
Александрова Т.Б., Каменецкая Б.И., Панчишкин А.А. Результаты
экспериментально-эпидемиологического обследования студентов, направленного на
выявление лиц с транзисторной артериальной гипертонией /Проблемы умственного
труда. - М.: МГУ,1983, вып. 6, с. 9.

3.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность.
"Теор. и практ. физ. культ.",1995, № 4.

4.
Будыка Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов. Автореф. дис.
М.,1992.

5.
Данияров С.Б., Соломенкин В.В., Крынов И.Г. Взаимосвязь физиологических и
психологических показателей в процессе адаптации студентов. "Психол.
журн.",1989, № 8.

6.
Ефимова И.В., Булавина Т.А. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности
студентов подготовительного отделения. Матер. Междунар. научн.-практ. конф.,
Минск,1995, ч. 2, с. 77.

7.
Зуевский Ю.Б. Гигиеническое обоснование средств физической культуры и методики
физического воспитания студентов с нейроциркуляторной дистонией. Автореф. дис.
М.,1993.

8.
Ковалев Н.К., Ефимова И.В., Булавина Т.А., Смирнова Л.Б. Динамика показателей
здоровья студентов подготовительного отделения. МГУ. Матер. Моск. межвуз.
научно-метод. конф. - М.: МГУ,1995, с. 73.

9.
Новиков Б.И., Федоткин В.В. Динамика физических качеств, состояния здоровья и
физического развития студентов в процессе обучения в вузе /Физкультура и
здоровье студентов. - М.: МГУ,1988, с. 43.

10.
Пономаренко И.И., Данченко И.П., Зуевский Ю.В. Особенности гемодинамики
студентов с нейроциркуляторной дистонией при физической нагрузке. "Гигиена
и санитария",1988, № 2.

11.
Чоговадзе А.В., Иванова Г.Е. Двигательная активность и состояние здоровья
студентов /Физическая культура личности студента. - М.: МГУ 1991, с. 58.

12.
Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука,1983.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.