План.
Введение. 2
1.Понятие коллективных трудовых споров. 4
2. Порядок рассмотрения коллективного спора. 6
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13
Введение.
Современный уровень развития производства обуславливает необходимость
коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.
Существенным условием (а следовательно, признаком) существования лица
в качестве коллективного субъекта права является наличие у него
организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов,
действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с
другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы
должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и
индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру
коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового
права в частности в собственном смысле слова не являются.
Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового
права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в
применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта
трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего
субъективного трудового права. Она включает в себя следующие компоненты:
1) способность к правообладанию; 2) само правообладание; 3) юридически
значимые действия (прежде всего правореализация); 4) следствия совершения
юридически значимых действий; 5) юридические гарантии.
Первый и основной коллективный субъект трудового права – трудовой
коллектив.
Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации - это
объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую
деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового
договора (контракта). Это объединение обладает организационным единством и
связано общими целями. В основе его управления должна лежать единая воля,
что обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного
собственником имущества.
Трудовой коллектив выступает как субъект трудового права на
государственном, муниципальном, а также коллективном производстве.
Трудовой коллектив действует через свои органы. Это - собрание
(конференция) трудового коллектива, совет трудового коллектива (СТК),
избираемый на собрании (конференции).
К органам, специализированным на решение определенных задач, относится
комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая на общем собрании трудового
коллектива.
В Федеральном законе от 11 марта 1992 года N 2491-1 "О коллективных
договорах и соглашениях закреплены права трудового коллектива.
Таким образом, как видно из вышеизложенного у трудового коллектива
обширный перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой
деятельности.
1.Понятие коллективных трудовых споров.
Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных
трудовых споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-
ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»[1].
Под коллективным трудовым спором, в соответствии с действующим
законодательством, понимается неурегулированные разногласия между
работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по
поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),
заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а
также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного
представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы
трудового права, в организациях.
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения
решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части
требований работников (их представителей) или несообщение работодателем
(его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а
также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных
переговоров.
Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия:
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с
целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием
посредника, в трудовом арбитраже; Представители работников - органы
профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на
представительство в соответствии с их уставами, органы общественной
самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников
организации, филиала, представительства и уполномоченные им; Представители
работодателей - руководители организаций или другие полномочные в
соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица,
полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные
работодателями органы; Забастовка - временный добровольный отказ работников
от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях
разрешения коллективного трудового спора.
Очень важно отметить, что положения нормы о коллективных спорах
основаны на таких важных элементах, как:
- добровольный характер переговоров между участниками коллективного
трудового спора по проблемам проведения примирительных процедур и проблемам
выхода из конфликта;
- государственное вмешательство в конфликт с целью содействия
проведению примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых
споров.
Примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора
базируются на следующих принципах:
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность представителей сторон коллективного трудового спора;
- равноправие сторон коллективного трудового спора;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
проблемы коллективного трудового спора;
- реальность обеспечения обязательств, принимаемых в результате
соглашения сторон коллективного трудового спора;
- добровольность принятия обязательств каждой из сторон спора;
- контроль и ответственность за выполнение обязательств по соглашению
сторон коллективного трудового спора.
2. Порядок рассмотрения коллективного спора.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих
этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной
комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
и (или) в трудовом арбитраже.
Этапам разрешения коллективного трудового спора предшествует
выдвижение требований.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.
Причем, требования работников организации, филиала, представительства
выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов.
Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных
представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Отметим, что наряду с Законом "О порядке разрешения коллективных
трудовых споров" и ТК РФ, к данным отношениям применим Закон СССР от 17
июня 1983 г. N 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в
управлении предприятиями, учреждениями, организациями"[2].
При выдвижении одинаковых требований различными представителями
работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении
данного коллективного трудового спора.
Такие требования излагаются в письменной форме и направляются
работодателю. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть
направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом
случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования
работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной
форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового
спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
Первый этап - рассмотрение коллективного трудового спора
примирительной комиссией является обязательным. Ни одна из сторон
коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в
примирительных процедурах.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с
момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим
приказом работодателя и решением представителя работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на
равноправной основе. Работодатель не вправе уклоняться от создания
примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель должен создать
необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной
комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее
создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон,
оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в
порядке и сроки, которые установлены решением.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают
примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
При недостижении согласия по поводу использования примирительных
процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной
комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
Отметим, что в настоящее время действуют Рекомендации об организации
работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника,
утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. N 16;
Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового
спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27
марта 1997 года N 17.
По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора
может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации
Службы. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
осуществляется в срок до семи календарных дней с моментов его приглашения
(назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной
форме или составлением протокола разногласий.
Следующий этап - рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом
арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по
рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами
коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней
с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора
примирительной комиссией или посредником.
Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех
человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или
предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового
арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового
спора.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с
участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его
создания.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного
трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для
сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной
форме об их выполнении.
Важным элементом коллективного трудового спора является право на
забастовку. Если примирительные процедуры не привели к разрешению
коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе
разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать
собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на
забастовку.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации
признается право работников на забастовку как способ разрешения
коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным.
Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке,
несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в
порядке, установленном законодательством. Причем представители работодателя
не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
2. Задача
При решении этой задачи необходимо прежде всего руководствоваться
статьями 255 и 260 нового Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. Ст. 255. (Отпуска по беременности и родам)
женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением
предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в
случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в
случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110)
календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному
социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по
беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине
полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Наряду с вышеназванной статьей 260 ТК РФ устанавливаются гарантии
женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых
отпусков. В соответствии с этой статьей, перед отпуском по беременности и
родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за
ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск независимо от стажа работы в данной организации.
Таким образом, Тимофеева имеет право на очередной отпуск независимо от
стажа работы в данной организации независимо от стажа работы в ней.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели вопрос о трудовых спорах. В результате обзора по
этой тематике было выяснено, что же является "трудовым спором", рассмотрена
классификация и дана общая характеристика трудовых споров (конфликтов).
Подробнейшим образом, были охарактеризованы органы, регулирующие
противоречия между работником (коллективом) и работодателем
(администрацией). Был рассмотрен порядок их создания, формирования,
функции, действия и сроки принятия решений этих органов по урегулированию
трудовых споров.
Таким образом, актуализация этой темы "трудового права" диктуется
действием рыночных отношений в нашем государстве. И поэтому можно сделать
вывод, что умение правильно действовать в случае возникновения трудовых
разногласий является залогом "будущей победы" субъектов трудового
конфликта, т.е. в зависимости от ситуации положительного решения по
трудовому спору или в пользу работника, или работодателя.
Список использованной литературы.
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская
газета. – 25 декабря 1993 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 31 декабря
2001 г. - №256.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 27 ноября 1995 г. - №48. - Ст. 4557.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - N 3. - ст. 148
Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х "О трудовых коллективах и
повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями"
// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1983 г. - N 25. - ст. 382.
Специальная литература:
Постатейный Комментарий к Федеральному закону "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" / Под ред. Соловьев А.В. - M.: Фонд "Правовая
культура". - 1997.
Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и
право. - №8. - август 2001 г.
Соловьев Участие профсоюзного органа в конфликтной ситуации //
Гражданин и право. - N 6. - июнь 2001 г.
Власов В.И., Крапивин О.М. Разрешение коллективных трудовых споров //
Гражданин и право. - N2, 3. - февраль, март 2001 г.
-----------------------
[1] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 ноября 1995 г. - №48. - Ст. 4557.
[2] Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1983 г. - N 25. - ст. 382.