Введение.
Перспектива иметь машины, столь талантливые и могущественные, какими мы их
рисуем, может показаться неприятной и даже пугающей. Сама мысль о
существовании чего-то отличного от человека, но вместе с тем обладающего
не менее развитым мышлением, посягает на чувство достоинства человека и
осознание его исключительности. Говоря о творческих компьютерах, мы
неизбежно сталкиваемся с разного рода проблемами эстетического,
религиозного, политического и эстетического характера. Однако подобные
философские соображения, сколь бы важными они не представлялись, не должны
помешать нам, искать пути применения новой техники. Если это удастся, то
будущее наше будет лучше, чем можно себе вообразить. Если же нет, у нас
вообще может не быть будущего.
Вычислительная машина –это всего лишь очень сложная счётная машина, и она
не может решить сама ни одной задачи, если программист заранее не знает
точно, как её решать.
Компьютер - наш раб, который делает в точности то, что ему приказывают. Он
выполнит за нас с вами все нудные расчёты и сопоставит полученные данные,
но пути решения наших экономических и социальных проблем должны быть
найдены, к сожалению, самими людьми.
Мы все слышали, что происходит компьютерная революция, что наступила эра
информации. Мы видим, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во
многих областях современной жизни, быстро проникают в наши школы и дома.
Мы являемся свидетелями горячих споров о том влиянии, которое могут
оказать эти машины на обучение детей. Компьютеры могут служить ценным
инструментом, позволяющим усовершенствовать современные методы преподавания
и обучения, а также реализовать совершенно новые методы. Компьютеры
способны улучшить обучение всех детей, они применимы для большинства
школьных предметов при разнообразных формах обучения. Но не умелое
использование компьютеров может увековечить ошибочную практику обучения и
породить новые проблемы. Чтобы обеспечить успешное обучение этой новой
могучей техники, нам необходимо получить знание и практические навыки. В
последнее время для целей обучения в основном используются персональные
компьютеры. Это небольшие, относительно автономные недорогие компьютеры,
которые приобретают популярность в школах и быту. Наиболее широко для
целей обученья применяются компьютеры фирм Apple, Atari, Commodore, IBM,
Tandy (radio shack) и Texas Instruments. Одним из применений персональных
компьютеров является обеспечение доступа к информации, хранящейся в больших
ЭВМ.
Сначала специалисты, а затем хозяйственные практики всё увереннее
заговорили о «компьютерной революции». Считается, что компьютеры настолько
проникли во все сферы общественной жизни и привели к радикальным изменениям в них, что происходящее можно сравнить только с революцией. Ни одно взятое
в отдельности изобретение или открытие со времён появления парового
двигателя не оказало столь широкого влияния на все сферы общественного
развития как компьютеризация.
Компьютер – это не роскошь.
Помощь людям с ограниченной возможностью.
Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим
людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на
окружающую их среду. Персональные компьютеры, дополненные специальными
устройствами и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние
этих дефектов. Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую
замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить
специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим
способом; предоставляют новые возможности для получения образования,
работы, общения с людьми и проведения досуга.
Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами,
позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер
произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым
к использованию большинства возможностей компьютеров. В дополнение к этому
устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными
устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст
в осязательную форму, шрифт Брайля или речь. Благодаря таким системам
слепые могут сами читать любую книгу, журнал или газету, не прибегая к
посторонней помощи.
Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной
речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется
произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который
не способен читать. Кроме того, компьютеризованные системы передачи
сообщения являются средством быстрой связи на больших расстояниях, особенно
ценные для людей с повреждениями речи или слуха, для которых не возможно
использование обычных телефонов.
Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной
способностью двигаться. Информационные системы обеспечивают людям, не
имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации.
Управляемые компьютером манипуляторы (т.е. “руки” робота) можно
запрограммировать так, чтобы они выполняли движения по заданным программам
и чувствовали, когда соприкасаются с объектами. Это позволяет людам с
нарушенной двигательной способностью манипулировать объектами для
выполнения таких действий, как еда, перелистывание страниц в книгах и смена
дисков в дисководе компьютера.
Многие люди, хотя и не потеряли подвижность кистей или рук, не могут
работать на стандартной клавиатуре компьютера. Специальные клавиатуры с
большими сенсорными клавишами предоставляют в распоряжение этих людей все
возможности компьютера. А люди, не способные работать вообще ни с кокой
клавиатурой, могут голосом управлять компьютером при помощи устройства
распознавания речи. Для людей, имеющих серьёзные нарушения голоса и
двигательных функций, разработаны специальные устройства ввода, позволяющие использовать компьютер для общения и других целей. Другие системы, как уже
созданные, так и находящиеся в стадии разработки и испытаний, включают
портативные терминалы, позволяющие глухим людям посылать сообщения с любого
телефона и принимать их. Портативные и гибкие устройства для общения людей,
которые не могут говорить; системы, управляющие средой обитания, используя
которые физически неполноценные люди могут управлять с помощью компьютера
телевизором, осветительными и другими приборами; управляемые компьютером
роботы и системы ввода, определяющие, на каком объекте сфокусирован глаз
человека, что позволяет сделать выбор определенных полей на экране, просто
фокусируя на них взгляд в течение нескольких секунд.
Уже существуют экземпляры всех этих компьютеризированных систем, но во
многих случаях они очень дороги и не имеют широкого доступа. Я надеюсь, что
в течение нескольких лет появятся более мощные, надёжные, портативные и
доступные варианты этих систем, а также будут созданы новые мощные средства
помощи людям с физическими недостатками.
Развитие техники в большой степени влияет на наше представление о том, что
считать физическим недостатком. Например, многие люди, которые плохо видят
или слышат, могут нормально работать только благодаря очкам или слуховым
аппаратам, компенсирующим недостатки их органов чувств. По мере того как
компьютеризованные системы для неполноценных людей будут
совершенствоваться, и становиться широкодоступными, другие физические
недостатки, весьма серьёзные сейчас, могут быть отнесены к незначительным
неудобствам, а не к серьёзным недостаткам.
Компьютеры, как средство обучения.
Широкие возможности компьютера по обработке информации делают их в принципе
пригодными для разнообразного использования в области образования. Они
могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях - от
дошкольников, овладевающих алфавитом, до врачей, изучающих новые методы
диагностики. Компьютеры пригодны для использования в таких областях, как
языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная
подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо.
Компьютеры открывают новые пути в развитие навыков мышления и умение
решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. С
помощью компьютеров можно сделать проведение уроков, упражнений,
контрольных работ, а также учёт успеваемости более эффективными. Это
разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным
занятиям. Компьютеры могут сделать многие уроки более интересными и
убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Компьютеры
можно запрограммировать так, чтобы они создавали различные изображения,
воспроизводили музыку, выполняли расчёты, служили пишущими машинками,
разбирались в классном журнале, преобразовывали написанный тест в речь,
замеряли время реакции обучаемого, управляли магнитофонами и
проигрывателями видеодисков и вообще создавали обстановку для творческого и
весёлого обучения. Возможности использования компьютеров для обучения
безграничны. Их общедоступность могла бы привести к фундаментальным
изменениям в школьной программе, к более полному решению проблем
образования, к новым средствам обучения неполноценных людей, к расширению
возможностей самообразования и домашнего обучения. В дополнение к их
потенциалным возможностям, как средств обучения компьютеры сами должны
стать важным объектом изучения. Понимание их возможностей и ограничений
необходимо каждому образованному человеку.
Компьютер- это инструмент, но от всех других инструментов отличающихся тем,
что он перерабатывает информацию и может быть запрограммирован на
выполнение множества работ. Но так же, как и другие инструменты, он
способен служить хорошим и плохим целям. Компьютер может быть использован
для создания оригинальных рассказов, музыкальных произведений, картин, для
изучения сложных взаимосвязей в области естественных наук или для
бездумных, в большинстве своем, игр. Степень влияния компьютеров на
учащихся зависит от того, как учащиеся их используют.
Преимущество компьютеров как средств обучения.
Последнее достижение в технике и ранее часто находили применение для целей
обучения и привлекали к себе всеобщее внимание. Так что компьютеры не
являются исключением. Обучающие машины, телевиденье и кино до последнего
времени считались основными достижениями в области обучения. Все эти
новшества не оправдали надежд своих сторонников, и поэтому имеет смысл
спросить: почему компьютеры должен ожидать большой успех?
Одно из преимуществ компьютера - гибкость. Обучающиеся машины 60-х годов
навязывали один способ обучения - по шаговое обучение, когда учащиеся
должен правильно ответить на очередной вопрос, прежде чем перейти к
следующему. Компьютеры можно запрограммировать и для такого метода
обучения, но лучше их использовать для того, чтобы сделать обучение более
активным, чтобы оно приобрело характер исследования, чтобы подавать
материал с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, чтобы
обучать письму, музыке, изобразительному искусству и многому другому.
Компьютеры в принципе способны на большее, чем простое повышение
эффективности существующих методов обучения: они открывают совершенно новые
возможности для обучения.
Другое преимущество компьютеров состоит в том, что их можно
запрограммировать так, чтобы они реагировали на действие обучаемого. В
отличие от книг, телевизионных программ или фильмов, компьютер может дать
немедленный отклик на ответ ученика, повторить, разъяснить урок для слабых
учеников, перейти к более сложному материалу, если ученик хорошо усвоил
предыдущий. Таким образом, компьютер позволяет каждому ученику выбрать
наиболее подходящий темп обучения. Он всегда готов принять ответ от более
сообразительных учеников и в тоже время готов повторять материал и
дожидаться ответа от детей, соображающих туже. При надлежащем использовании
компьютеры могут сделать возможным индивидуализированное обучение- каждый
ученик занимается по своему, в наиболее удобном для него темпе, работая с
материалом, наиболее подходящим к его способностям и уровню знаний.
Применение компьютеров для обучения находиться сейчас на той же стадии, что
применение телевидения для этих же целей несколько десятилетий назад.
Огромный потенциал телевидения для целей обучения хорошо известен;
большинство детей очень много узнают с помощью телевидения. К сожалению,
большая часть того, что они узнают, состоит из рекламных песенок, стишков и
тому подобной чепухи. За некоторыми примечательными исключениями,
телевидение не реализовало свой потенциал как средство образования. Так как
в настоящее время компьютеры только начинают широко применяться, путь,
который мы выберем в ближайшие несколько лет, будет определяющим при
использовании их возможностей для целей образования.
Компьютеры и творчество.
Компьютеры с соответствующим программным обеспечение являются мощным
инструментом для творческого выражения в литературе, живописи и музыке.
Программы обработки текстов делают написание и их редактирование менее
утомительными, предоставляя возможность писать больше и лучше. Программы
построение графических изображений способствуют созданию картин,
мультипликации и специальных зрительных эффектов. Программы сочинения
музыки открывают новые возможности для её изучения, причём даже для тех,
кто не умеет играть на музыкальных инструментах.
Для персональных компьютеров разработано много программ обработки текстов,
построение графических изображений и сочинения музыки. Для литературного
творчества требуются два вида деятельности: умственный процесс сочинения
фраз, выражающих мысль, и физический процесс записи слов на бумаге.
Компьютеризованная система обработки текстов упрощает физический процесс
настолько, что писатель теперь не отвлекается от умственной работы на такие
действия, как печатанье, стирание, вырезание и склеивание. В любой момент с
помощью компьютера можно напечатать чёткую, с правильными полями копию
Вашей работы. Компьютер, следую Вашим указаниям, установит поля и
интервалы, заместит в центре заголовок, подчеркнёт ключевые слова,
напечатает номера страниц и другое.
Программа обработки текстов может быть объединена с программой проверки
орфографии, которая автоматически проверяет, соответствует ли написание
каждого слова в тексте в словаре компьютера. Программа обработки текстов
может работать в месте с информационой системой или системой связи, что
позволяет, например, передавать сообщения, подготовленные с помощью системы
обработки текстов, не посредственно в другой компьютер без распечатки на
бумаге.
Применение компьютеров для обработки текстов очень популярно в деловой
сфере; всё шире используются они для этого в школе и в быту. Для
персональных компьютеров разработана много программ обработки текстов. Они
различаются командами, простой использования и наличием дополнительных
функций. Наиболее совершенные программы поднимают возможности персональных
компьютеров до уровня систем обработки текстов, используемых во многих
учреждениях. ( В действительности, системы обработки текстов - это ЭВМ, в
которых постоянно записаны программы обработки текстов.) Для детей и
подростков, пользующихся программами обработки текстов эпизодически,
разработаны упрощенные варианты этих программ.
Школа Беббиджа.
Школа Беббиджа демонстрирует, как компьютеры могут использоваться в
обучении и, как меняется сам процесс обучения. Учителя в этой школе
стремятся развить у учащихся общие навыки исследования, мышления и общения.
Большую часть времени учителя в школе Беббиджа занимаются с небольшими
группами детей индивидуально с каждым ребёнком. Так как использование
компьютеров позволило повысить эффективность обучения, улучшить учёт и
оценку знаний, у учителей стало больше времени для указания помощи учащимся
в решении отдельных задач, создания новых уроков, руководства ученикам и их
поощрения и, наконец, для самообразования. Учителя понимают, что компьютеры
никогда не заменят их, но могут быть очень полезны для целей образования.
Уроки с использованием компьютеров - это нечто среднее между уроком,
который ведёт учитель, и обучением с помощью книг. Компьютер способен в
гораздо большей степени взаимодействовать с учеником и приспосабливаться к
нему, чем книга, но до хорошего учителя ему далеко.
Компьютеры помогают учителям готовить задания, соответствующие уровню,
темпу
Обучения и стилю каждого ученика. Концентрация внимания на индивидуальных
занятиях способствует снижению важности оценок и сравнения успеваемости
учащихся. Это, в свою очередь, побуждает учащихся к совместным занятиям,
взаимной помощи и совместным проектам. Ученики школы Беббибжа общаются друг
с другом и с учителями чаще, чем учащиеся большинства обычных школ.
По мнению учителя, компьютеры все же не могут решить всех проблем
образования, хотя и являются чрезвычайно полезным средством обучения.
Например, компьютер не в состоянии решить, какие дисциплины должны быть
включены в школьную программу, и обеспечить сбалансирование и занятия по
всем предметам. Кроме того, работать с компьютерами не всегда просто.
Преподавателям самим пришлось много учиться, чтобы приобрести опыт работы с
программами, которые, кстати сказать, часто их разочаровывали. Они
сталкивались с неисправным оборудованием, с рекламными обещаниями фирм-
изготовителей компьютеров, не соответствующими действительности, и с
другими трудностями. Но зато теперь каждый учитель и ученик школы Беббиджа
– настоящий профессионал в использовании компьютеров. Некоторые учителя и
даже создали свои собственные обучающие программы для школьников.
Информационная экономика.
Научно-техническая революция, развернувшаяся в середине нашего века в
большинстве развитых промышленных стран, привела к серьёзному
переосмыслению роли и значение информации в жизни современного общества.
Побудителями этого стали: информационный взрыв – не бывалый по своим темпам
роста объемов научно-технических публикаций в мире; бурное развитие
информационных секторов в экономике ряда ведущих стран капиталистического
мира; стремительный рост объёмов производства оборудования для сборов,
передачи, хранение и обработки данных, включая компьютеры. Информатика,
понимаемая как совокупность всех информационных связей и процессов в
обществе, стало рассматриваться как важная часть общественного организма. В
70-е годы капиталистическая экономика столкнулась со многими трудностями:
впервые на результатах экономического развития сказалось ограниченность
запасов сырья и энергии. Энергетический кризис 1973 года и последовавшая
за ним серия сырьевых кризисов вызвали к жизни новые взгляды на
экономическое развитие капиталистического общества. Теперь буржуазные
экономисты обратила свои взоры к «информационной экономике», которые, по их
мнению, принадлежит будущее. Они утверждают, что одним из компонентов
любого произведенного товара или услуги, наряду с энергией и веществом,
является «информация». В современных условиях, считают они, когда возникли
существенные ограничения в использовании энергии и сырья, наиболее реальным
путём развития производства может быть увеличение количества «информации» в
единице производимой продукции. Производитель должен искать пути
качественного совершенствования продукции, ресурсы экономии энергии и
затрат труда. Это могут быть поиски лучших материалов, улучшения
конструкции изделия или применение новой производственной технологии;
использование ЭВМ для обработки информации, разработки узлов и деталей;
применение роботов для выполнения повторяющихся механических операций;
изменение способов распространение готовой продукции и т.д. В качестве
примера того, «информация» заменяет материально-вещественные факторы,
приводится микроэлектроника. Современный микропроцессор, сложнейший прибор,
и имеет объём в несколько кубических миллиметров и весит граммы.
Сама практика компьютеризации опровергают многие теоретические построения
сторонников «информационной экономики» столкнувшись с явлением
компьютеризации, институты буржуазного общества оказались не в состоянии
обеспечить освоение новой технологии во имя интересов всех членов общества.
Техника как универсальный усилитель высветила в очередной раз наиболее
острые противоречия. Находясь в руках разных экономических и политических
группировок, техника служит для дальнейшего закабаления как личности, так и
целых социальных групп. В отличие от традиционных средств массовых
коммуникаций (СМИ, радио, телевидения), в которых информация имеет вид
печатного документа, зрительного или звукового образа, в «электронной
среде» все сведения записаны в памяти машин в виде унифицированных
электронных сигналов. Такая «электронная среда» создаёт возможность
объединить не только печать, радио и телевидение, но и другие общественные
системы информационного обеспечения. Особое распространение практика
создания специальных «банков данных» получила в сфере аренды товаров
длительного пользования, недвижимости, кредитном деле. Существование
«банков данных» безусловно способствует повышению эффективности как
отдельных процессов, так и экономики стран в целом. Обмен информацией в
современной жизни идёт полным ходом. Информация стала таким же продуктом,
как и любой другой товар.
Компьютер и человек.
Компьютерные игры: свет и тени
Ни одно нововведение последних лет в области электроники не вызывало в США
таких дискуссий, как компьютерные игры. Как отмечают социологические
психологи- исследователи проблем компьютеризации, именно игры выполняли
роль передовых рубежей в распространении компьютерной культуры. На игры
была направлена первая волна неприязни старшего поколения, и они же вызвали
восторженное обожание молодёжи. Персональный компьютер делает возможным
разнообразные игры, в основу которых положено моделирование
действительности. С их помощью можно, например, не только тренировать и
вырабатывать отдельные навыки, но и проверять правильность альтернативных
решений, возникающих ситуаций. Роль и значение игр в деле ускорения
процесса компьютеризации трудно переоценить. Часто проводиться параллель
между электронными играми и тренажёрами. Последние нужны для того, чтобы
уменьшить риск при подготовке специалистов, работа которых связана с
повышенной опасностью, а также снизить затраты на их обучение. Игры - это
тоже своеобразный тренажёр человеческих отношений.
Игры вырабатывают навыки общения с новой техникой. После нескольких часов
игр с ЭВМ проходит предубеждение к непонятной ранее машине. Это
обстоятельство сейчас широко используется корпорациями. Компьютерные игры
там, куда они проникают, создают особую эмоциональную среду,
соответствующую современному этапу развития научно-технической революции
Сегодняшние дети растут вместе с компьютерами. Дети родителей, которые
могут позволить себе приобретать дорогие компьютерные игры и игрушки,
получают преимущество в темпах освоения знаний и умений, так необходимых в
«информационном» обществе завтрашнего дня. Игры с компьютером, ребёнок
может учиться писать, считать, играть в шахматы и т.д. Одна из самых
распространённых игрушек на базе микропроцессора – «Спик-н-спелл». Новое
поколение компьютерных игр раскрепощает мышление, позволяет переместиться в
любой мир, каким бы сказочным он ни был.
Важной особенностью компьютерных игр, усиливающей их притягательность,
является способность автомата запоминать прошлый опыт, самообучаться.
Следует также сказать, что программирование игр стало популярным способом
проведения досуга для «серьёзных» программистов и способом получить
всеобщее признание для начинающих. Игра рассматривается в настоящее время
как начальная ступень проникновения в мир отношений человека и машины,
которые подчинены законам программирования. В ходе игры между игроком и
машиной устанавливается сложный комплекс различных связей. Очевидно, что
компьютерные игры соответствуют веку научно-технической революции. Их роль
в истории культуры в целом в настоящее время серьёзно изучается, и теперь,
в эпоху компьютеризации, представляется, что она значительно более
существенна, чем ранее считалось. Но в этой связи возникает естественный
вопрос, как используется образовательный и воспитательный потенциал
компьютерных игр, на что направляется поток фантазий детей и взрослых.
Наиболее распространёнными являются игры типа «Звёздного трека» или
«Звёздных войн», в которых игрок выполняет функции капитана межзвёздного
корабля, подвергшегося нападению инопланетян. Для достижения успеха
играющему приходиться использовать довольно сложную стратегию.
Сфера использования аналогичных игровых моделей практически не имеет
пределов. Они выходят за границы чисто развлекательных и становятся важным
элементом системы образования, позволяя учащемуся проводить различные
химические и физические опыты на экране компьютера, проникать в недра живой
клетки, проводить вскрытие мышей и лягушек и т.п. С другой стороны,
подобные игры позволяют имитировать альтернативные курсы действия и тем
самым способствуют снижению риска в обычных жизненных ситуациях.
Но широкое распространение видео- и компьютерных игр имеет и свои теневые
стороны. С гораздо большей силой, чем стимулирование процессов обучения и
познания, они породили стремление людей уйти от реального мира с его
трудностями в иллюзорный мир игры. Компьютерные игры покоряют воображение и
нередко превращают игроков в безвольных рабов своей страсти. Экраны
становятся тюремными стенами, и у их пленников остается всё меньше шансов
выкарабкаться оттуда. Безрассудное пристрастие к играм стало подлинным
проклятием информационного общества.
Социологи, исследующие феномен компьютерных игр, сравнивают их действие с
наркотиками, называют духовным дурманом. Социологи достаточно чётко
отличают игры от развлечений. Развлечение- это самоцель, игра есть
средство овладения некоторыми правилами поведения в рамках определённых,
строго заданных условий. Играя, человек, с одной стороны, уходит от
сложностей реального мира, но с другой-вырабатывает механизмы поведения в
некоторых стандартных ситуациях, которые по своему описанию близки к
игровым. Поэтому далеко не безразлично, во что играет население той или
иной страны и, какие правила заложены в основу игр. Тем более что
большинство игр подразумевает обязательную победу над противником.
Особенно опасно, что в компьютерные забавы играют в основном молодые люди,
школьники, для которых они превращаются в основной источник их знаний.
«Фабрика будущего»
Уже в недалёком будущем широкое применение совершенно новых методов
технологии (информационных технологий) приведёт к тому, что если, например,
у потребителя возникает необходимость в паре туфель, то он скорее
(информационных технологий) приведёт к тому, что если, например, у
потребителя возникает необходимость в паре туфель, то он скорее всего
должен будет обратиться не в универмаг, а в автоматический центр по
индивидуальному изготовлению обуви. Там с помощью специального
компьютерного устройства снимут все необходимые мерки и занесут их на
магнитную карту, которая будет использоваться в дальнейшем каждый раз,
когда у клиента возникнет потребность в новой паре обуви. Магнитная карта
будет передана в автоматизированную систему конструирования. Далее, по
изображению на экране компьютера покупатель выберет фасон, цвет ,
материал. Все данные потом вводятся в систему. Она автоматически сделает
выкройки, с помощью автоматизированной системы подготовки производства
выберет технологию изготовления изделия и составит задания различным
станкам с числовым программным управлением и роботам. Весь процесс от
появления покупателя до окончания изготовления готовой пары туфель будет
контролироваться ЭВМ. Это описание новых методов обслуживания потребителя
воспринимается пока как нереальное, но для претворения их в жизнь уже
существуют все принципиальные технические решения.
Как же относятся к идее «фабрики будущего» рабочие и высшие управленческий
персонал –менеджеры? Рабочим «фабрика будущего» представляется в виде
производства, в котором машины вытеснили полуквалифицированных и
неквалифицированных рабочих. Управляют же этими машинами с командных
пунктов специалисты. Вполне естественно, что отношение рабочих к
роботизации отрицательное. Сегодня работник, обслуживающий обрабатывающий
центр, в который входят несколько станков с числовым программным
управлением и робот, отвечает не за выполнение отдельной операции, как это
было прежде, а за полную обработку детали, узла и соответственно за
качество получаемых результатов. Переход от конвейерного производства к
гибкой автоматизации сделал эту тенденцию повсеместной. Сложность
технологического процесса, контролируемого одним рабочим, неизмеримо
возросла.
«Офис будущего»
В 80-е годы компьютеризация проникла в сферу управления частных
капиталистических компаний и государственных организаций. Традиционный
офис, учреждение, где осуществляется обработка, составление различных
бумаг, где принимаются решения, облекаемые в печатную форму, перестал
способствовать эффективности производства.
В настоящее время в капиталистических странах на первый план выдвинута
задача ограничить рост численности административно-управленческого и
конторского персонала и повысить производительность его труда. В 80-е годы,
когда появления микропроцессоров и персональных компьютеров позволило
создавать относительно не дорогие автономные системы управления, начался
бурный процесс компьютеризации административно-управленческого труда.
Научно-технический прогресс в области информационной технологии
предоставляет возможность передавать информацию в самых различных видах,
коренным образом меняет технологию составления текстовых документов и
способны её хранить. Поэтому «офис будущего» представляет собой оснащённую
сложнейшим электронно-вычислительным оборудованием «фабрику» по переработке
информации в различных формах. От офиса прошлого его отличает, по выражению
его разработчиков, «интеллектуальность», выраженная в металле.
Заключение.
Компьютеризация стала не просто фактом научно-технического прогресса. Она
властно вторглась в социальную жизнь общества, затронула его самые
глубинные пласты: быт, досуг, образование. Будучи одним из наиболее
выдающихся достижений современного этапа научно-технического прогресса,
компьютерная технология рассматривается как катализатор скачкообразного
роста производительности труда во всех сферах общественного производства.
Она является усилителем интеллектуальной мощи общества, проявляющейся в
ускорении темпов развития науки и техники, литературы и искусства, фактором
ускорения процессов производства и распространение знаний и перехода к
новым технологиям. Компьютеризация начала оказывать влияние на многие
социальные процессы. Противоречие между усилением общественного характера
новых технологий, основанных на интенсивном использовании знаний, и
попытками частнособственнического контроля за их применением и
распространением становиться всё более острым. Микроэлектронные схемы
вытесняют больше производственных рабочих и служащих, чем любое прежнее
техническое изобретение. Это ведет не к улучшению экономического и
социального положения рабочих, а к его дальнейшему ухудшению и росту
хронической безработицы.
Список литературы.
1.Г.М. Клейман «Школы будущего компьютеры в процессе обучения»
2.Г.Б. Кочетков «Могущество и бессилие компьютера»
3 Д.Мичи , Р.Джонстон «Компьютер – творец»