Категории
сферы целостности
Всеобщее,
особенное и единичное. Для того, чтобы соединить две предыдущие сферы категорий
(и стоящие за ними формы реальной действительности), т.е. всеобщее (сущность) и
единичное (проявление сущности в бытии), необходимо идею единства мира
соединить с идеей развития. А для этого любая отрасль человеческого знания
необходимо переживает период поиска особенного опосредствующего звена:
валентности в химии, информации при изучении живых систем, трудовой
деятельности - при изучении социальной системы явлений.
В отличие от
традиционного, формально-логического понимания особенного, которое можно
изобразить в виде промежуточной окружности, вписанной в большую окружность (всеобщее)
и вписывающей в себя маленький кружочек (единичное), особенное в диалектическом
понимании - это такое единичное среди других единиц, которое обладает
уникальной особенностью в силу того, что оно есть всеобщее для всей этой
системы единичностей. Все три понятия совпадают в одной точке. Таким образом,
всеобщее - ив начальной стадии, и в развитом состоянии предмета - выступает не
как "разлитая" по всем элементам системы схожесть, а как особенное,
собирающее эти элементы в единую систему. Любая история при этом проявляет себя
как переход единичного через особенное во всеобщее.
Отрицание.
Существует два вида отрицания. Первый вид - это уничтожение, отбрасывание,
прекращение существования, смерть. Второй вид - это отрицание как момент
развития и как момент связи этапов развития. Первый вид отрицания входит во
второй как подчиненный момент. Отрицание в диалектическом понимании - это
самоотрицание, а последнее - это импульс развития, поскольку некое единичное,
вызревающее в лоне некоего всеобщего, способно со временем отвергнуть
породившую его всеобщую связь и превратить ее в рядовой орган своего
собственного существования и функционирования. Так поступил в момент своего
возникновения человек, разорвав связывающие его с природой чисто природные узы
и превратив ее (натуру) в материал развития культуры. В связи с вышесказанным,
отрицание в диалектическом процессе выступает своей противоположностью -
полаганием, утверждением нового качества.
Развитие. Эта
категория призвана характеризовать наиболее богатое понимание неотъемлемого
способа существования материи-субстанции. Именно поэтому эта категория и
завершает систему категорий содержательной логики. Категории
"движение" и "становление", впрочем, как и все
"обслуживающие" их категории, включаются в категорию "развитие"
как "снятые" моменты. Объективными формами направленности процесса
развития являются прогресс и регресс. Универсальный критерий прогресса и
регресса состоит в следующем: если линия развития форм движения материи ведет к
возникновению субъекта, то эта линия прогрессивна; с другой стороны, прогресс
деятельности любого субъекта (и человечества как совокупного субъекта) есть
освоение универсальных характеристик материи-субстанции и превращение их в свои
собственные формотворящие творческие силы. Из сказанного следует, что
диалектика как теория развития есть логика творчества.
К тому, что уже
было сказано о законах развития, следует добавить следующее: если закон
перехода количественных изменения в качественные и обратно указывает на то, как
возникает новое в ходе развития, а закон единства и борьбы противоположностей
указывает на источник развития, то закон отрицания отрицания охватывает процесс
развития в его целостности и полноте, во взаимосвязи его основных фаз,
осуществляющихся через разрешение внутренних противоречий. Почему речь идет
именно о двух отрицаниях? Дело в том, что если первое отрицание - это снятие
первоначальной целостности, непосредственности предмета, возникновение
противоречия, более того - предельное обострение его, то второе отрицание есть
разрешение этого внутреннего противоречия, восстановление единства
противоположностей.
Таким образом,
тройственный ритм здесь - это логическое выражение полного цикла развития:
исходное единое- разнообразие многого, доведенное до резкого противоречия - и
возврат в единое. Завершенный цикл имеет не форму круга, а форму спирали, так
как возвращение в единство есть фактически возвращение к нему на новой,
обогащенной основе. (Закон отрицания отрицания неопровержимо доказывает: метод
восхождения от абстрактного к конкретному (движение от непосредственного к
опосредствованному, а затем к целостности) есть "слепок" с
действительного процесса развития, демонстрирующий принципиальную возможность
совпадения субъективной диалектики с диалектикой объективной.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/