Реферат по предмету "Социология"


Проблемы биоэтики

Проблемы
биоэтики

БИОЭТИКА
представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие
биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и
медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся
вниманием к правам человека ( в медицине это права пациента, испытуемого и т.
д. ) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших
проблем, требующих юридического и морального регулирования.
1. Этика
жизни или биоэтика

Формирование
биоэтики обусловлено прежде всего теми грандиозными изменениями, которые
произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными
сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах
генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни
пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом,
перед родственниками больных, перед медперсоналом. Существуют ли пределы и
каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли
эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого
момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты
есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые
встают перед врачом, а также и перед широкой общественностью в условиях
невиданного оснащения современной медицины. БИОЭТИКА как исследовательское
направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х нач. 70-х
гг. Термин "БИОЭТИ КА" предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка
ее разнородна. Прежде всего биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской
этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач пациент".
Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических,
социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с
отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин
"биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования
живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или
нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии
при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных
исследований.
2. Этика
жизни и традиции русской философии

Русскую
этическую мысль можно назвать э т и к о й ж и з н и. Для нее характерно прежде
всего осознание самоценности жизни, нравственное освещение жизни как
фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл
жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

Идеи
православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов ,
как Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. А.
Булгаков, С. Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях
христианства, прежде всего православия, понимаемого отнюдь не догматически.
Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической этики жизнь и смерть, история,
место человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему
отсчета этических построений русских философов от космизма этики всеединства В.
С. Соловьева до философской антропологии Н. А. Бердяева, от проекта Н. Ф.
Федорова воскрешения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.
Булгакова. Как мы видим, идеи православия послужили истоком различных
философско-этических концепций.

Этика
составляла ядро русской религиозной философии. Даже экономические и
социологические построения, осуществленные, например, С. Булгаковым и С. Л.
Франком, основывались на фундаментальных нравственных принципах этики
солидарности. Более того, в русской философии была предложена концепция
этической гносеологии, т. е. гносеологии, включающей в себя этические
регулятивы.

Этические
концепции, развитые в русской религиозной философии, не смогли стать
теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий
вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

В отечественной
философской мысли существует и другое направление, которое можно
охарактеризовать как этику жизни. Это-" живая этика", развитая рядом
представителей буддистской мысли. Наиболее известным представителем этого
направления является Н. К. Рерих-создатель так называемой "Живой этики".
Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль
психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической
энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика
взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и
философских ценностях буддизма.

Менее известно
то, что К. Е. Циолковский также связывал свою "космическую этику" с
буддизмом. В ряде своих работ он развивал философию панпсихизма, которая
исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов,
блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Существовало в
России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым
коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, трпебующим морального
выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно
ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего, хотя и указывает
на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого
направления объединяет стремленеие осмыслить жизнь как природно-исторический
феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

Наиболее
известным представителем этого направления в нач. ХХ в. был Н. А.
Умов-выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику
жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее
постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни
заключается в ее антиэнтропийности. Умов утверждает, что человеку не присуща
"нестройность" неорганизованной природы:"Прирожденные нам
стройности заключают уже в себе элементы этики. Нравственные принципы не могли
бы руководить поведением существ, природа которых была бы образована из
нестройностей". Он настаивает на том, что основная цель этики-в стремлении
устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в
жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные,
"стройные". Он выдвигает новую заповедь новой этики:"Твори и
созидай на основе научного знания". Этические идеалы должны быть выведены
из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и
развивающихся до высшей формы-этических идеалов добра и любви. Тем самым Н. А.
Умов задает новый ориентир этике-ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во
имя утверждения жизни. "Величественная задача гения
человечества-охранение, утверждение жизни на земле".

В это же самое
время П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, которая, по его словам,
представляет собой новую реалистическую науку о нравственности, освобожденную
от религиозного догматизма, суеверий и метафизической мифологии и вместе с тем
одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам
современными знаниями о человеке и его истории. Наука должна дать основы этики.
Принимая за научное обоснование этики теорию Дарвина, Кропоткин решительно
критикует ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип
принципом взаимопомощи:"Взаимная помощь важнейший фактор эволюции". В
своих работах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм
взаимопомощи в животном мире для того, чтобы показать этические нормы укоренены
в природном мире, истоки альтруизма-в инстинкте взаимопомощи и общительности,
присущих уже животным. Этика обретает сциентистское обоснование. В то же время
Кропоткин развивает этику анархизма:"Мы признаем полнейшую свободу
личности. Мы хотим полпоты и цельности ее существования, свободного развития
всех ее способностей. Мы не хотим ничего ей навязывать. . . " За обществом
отрицается право наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяется
своеволием человека. Но если исходить из интересов общества, то это неумолимо
приводит к отрицанию самоценности личности, ее свободы и нравственного выбора.
При ближайшем рассмотрении этическое учение П. А. Кропоткина раскололось на два
учения, нестыкующихся друг с другом.

В 1903 г. В.
Вересаев писал:"Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки
до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную
этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к
публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и
эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте. . . вопрос о взаимном
отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные
вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются".
Вересаев видит главную задачу этики "во всестороннем теоретическом
выяснении вопроса об отношеннии между личностью и врачебной наукою в тех
границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в
жертву интересам науки. Он подчеркивает:"вопрос и о правах человека перед
посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным
вопросом врачебной этики".

То, что было в
начале века нравственным уродством отдельных врачей, после 1917 г. стало
безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н.
А. Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной
практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское
здравоохранение держит "твердый курс на уничтожение врачебной тайны,
пережитка буржуазной медицины". Тоталитаризм подавлял права человека и
стремился разрушить профессиональную этику врачей. Он не допускал даже
обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более философских
проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных
философско-этических размышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И.
Вернадского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева.

В 1940 г.
выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу"Норма
поведения, или мораль с естественно-исторической точки зрения". Увязывая
этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на
первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительпого
поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего,
по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм
морали и поведения людей. Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов,
сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и
натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к
жизни.

В это же самое
время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.
е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике.
Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается прежде всего в
его оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат,
а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает
единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода
биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и
этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный
разум человечества с его нравсвенным разумом и техникой. В его учении разум
поднимается не сциентистски и не технократически. Это прежде всего нравственный
разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, добро и красота
едины в ноосфере.

В 1952 г. А. А.
Любищев написал статью"Основной постулат этики". Этика, развиваемая
А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и синтетическая. Основной
постулат этики заключается, по его мнению, в утверждении необходимости борьбы
за торжество духа над материей.

Подводя итог
рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли, можно наблюдать
стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и
вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей
чертой этических размышлений в России является стремление понять единство
факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей
целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс.
Жизнь-это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за
утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, -все это разные
формулировки общего исходного принципа этики. И этот общий принцип этики
просветлен одним умонастроеием, пронизывающим все нравственные поиски русских
мыслителей, -любовью к жизни.
3. Биоэтика
и традиции современной американской культуры

Биоэтика
сконцентрирована преимущественно на анализе отдельных случаев, моральных
коллизий, казусов, трудных с моральной точки зрения для принятия решения. Такая
трактовка задач биоэтики, сводящая ее, по сути, к изучению и описанию отдельных
"казусов", неразрывно связана с определенными традициями американской
культуры, прежде всего с особой значимостью правовых институтов в американском
обществе.

Биоэтика может
служить одним из ярких примеров взаимовлияния права и науки, правового и
научного дискурса, првовой системы и философии. Судебная система США основана
на праве прецедента. Американская система права не предполагает существования
правовых норм вне и независимо от социальных действий.

Биоэтика с
самого начала своего возникновения испытывает громадное воздействие и того
веса, который придается в американском обществе институту права, и
специфичности этой системы как права прецедента. Это обнаруживается уже в том,
что биоэтика ориентируется прежде всего на принятие решений в тех ситуациях,
когда существуют моральные коллизии, проблемы, трудности. Более того, процедура
принятия моральных решений организована по образу и подобию американского суда.
Для принятия решения в случае моральных конфликтов и коллизий в США создана
система так называемых этических комитетов, которые существуют в подавляющем
большинстве американских больниц.

При всей
неоднозначности отношения общественного мнения к этическим комитетам, при всей
критике бюрократизации в них, при всем неприятии завышения своих полномочий и
функций членами этических комитетов, возникающих этических коллизий внутри
этических комитетов, следует все же сказать, что созданная в США система
этических комитетов-от больниц до штатов и вплоть до еще недавно
существовавшего Президентского этического комитета - выполняет свои функции и
прежде всего способствует нахождению морального решения в трудных ситуациях.

Специфика
биоэтики в США заключается в том, что она мыслится как описание и обобщение
отдельных случаев, в которых возникают трудности решения конфликтных в
этическом отношении ситуаций. Отдельный случай, рассмотренный с точки зрения
моральных коллизий, предстает не как императивная, общеобязательная и
принудительная норма для решения аналогичных конфликтных ситуаций, а лишь как
образец, как руководство для принятия решений по аналогии. Само собой
разумеется, что моральное решение, найденное в каком-то одном случае,
индивидуализировано, ведь оно имеет дело с жизненно важными для человека
проблемами, касается в буквальном смысле слова его жизни и смерти. И это
решение может лишь выполнить функцию образца для морального решения другого
случая, касающегося жизни и смерти другого человека. Из решения-образца нельзя
вывести нравственные обязательства врача и пациента.

Формирование
биоэтики в США совпало не только с движением за альтернативную науку и
технологию, но и осознанием опасностей технократического мышления в медицине.
Возникла опасность рассмотрения человека как объект наблюдения,
экспериментирования и манипулирования. Биоэтика сформировала биоэтическое
движение и среди медиков, и среди широкой общественности, осуществила его в
реальной практике американского здравоохранения. Этот подход исходит из
фундаментальных ценностей либерализма. Фундаментальные принципы
биоэтики-автономности индивида, свободы воли и выбора, информированного
согласия-не просто несут на себе отпечаток ценностей либерализма, но являются
их выражением в конкретной области моральных решений и действий.
Список
литературы

Резникова
Татьяна. Проблемы биоэтики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Быт и бытие в произведениях литературы 60-х – 90-х годов
Реферат Проблемные вопросы борьбы с мошенничеством в современных условиях
Реферат Ситуация проведения интервью: рамки и схема проведения, типы вопросов
Реферат Традиційна народна медицина гуцулів Рахівщини XIX – початку XX ст.
Реферат Наука как форма общественного сознания.
Реферат Международная торговля
Реферат Проект реконструкции отделения "белой фильтрации" для ЗАО "Крымский Титан"
Реферат The Mexican War Essay Research Paper Against
Реферат Межбанковская расчетная система
Реферат Оптимизация снабженческой деятельности предприятия ОАО ТАНЕКО
Реферат Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики К
Реферат Технологическая оснастка для механической обработки детали Кронштейн
Реферат Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных
Реферат Московская митрополия История Русской Церкви
Реферат Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста