Система
формального образования как объект социологического изучения
В процессе функционирования и развития общества довольно
важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого
уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без
овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека
к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование
- обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных
ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно
самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое
обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,
навыками, нормами поведения, содержание которых определяется
социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его
материально-технического развития.
В социологии принято проводить различие между формальным и
неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает,
во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем
получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные
трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,
традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому
поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее
совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков.
Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как
раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение
его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса
социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи
накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно
охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией
которой является систематическое обучение и воспитание членов общества,
ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых
определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем
его материально-технического развития В социологии принято проводить различие
между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное
образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе
специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы,
институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения.
Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система
образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы
"задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и
действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности
(гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям
исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть
функционирование системы формального образования определяется господствующими
в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками,
которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области
образования. В социологии объектом изучения выступает прежде всего система
формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом,
поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же
касается термина "неформальное образование", то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно
осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями,
сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям,
усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование
также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему
осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по
отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет
вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования,
мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru