Метод экспертной оценки
Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное
интервью, безличностный опрос с помощью возможностей InterNet или E-mail предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенность заключается в
том, что они направлены на выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки
резидентов, их отношения к каким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть
весьма субъективна, отнюдь не противоречит научнообразному способу её получения. Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи
соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования.
Вышеуказанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт – это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте
исследования.
Как сформировать группу экспертов? На самом первом этапе обора в качестве критериев целесообразно использовать два
признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, возраст.
Центральный среди критериев отбора экспертов – их компетентность. Для определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка
экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.
Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами
своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями “высокий”, “средний” и “низкий”. При этом первой позиции присваивается числовое значение
“1”, второй – “0,5”, третий – “0”. В таком случае совокупный индекс –коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле.
Коэффицент уровня компетентности коеблется в интервале от 0 до 1. Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого
индекс компетентности не менее среднего 0,5 и выше –1.
Метод коллективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае,
когда они иеют представление друг о друге как специалисты. Такая ситуация характерна для учёных, творческих деятелей, политииков, эономистов.
Прогноз. В нём наиболее наглядно проявляется отличие экспертной оценки от информации,
получаемой в результате массового опроса. Оно заключается в стремлении к согласованности, единообразию суждений и оценок, высказываемых эспертами.
Действительно, взможно ли использовать дя пракических целей, скажем, мнение тидцати экспертов, если они включают 5-7 взаимоисключающих прогностических
оценок? Далее достоверность данных в массовом опросе как и некоторых среднестатистических показателей тем выше, чем больше совокупность опрошенных. В принципе
прогностическая экспертная оценка осуществима для любых социальных процессов и явлений.
Вприкладной социологии разработан ряд приёма опросов экспертов, используемых для получения
прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методические приёмы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою
значимость при опросе такой спецефической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет
смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять
в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, имеющие своей целью выявить “скрытые” позиции респондента. Более
того, использование таких приёмов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова – активный участник научного
исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к
организаторам исследования.
Основной инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, разработанные по
специальной программе.
В отличие от массового опроса, программа прогнозированного опроса экспертов не
столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление,
предусматривается в виде гипотиз возможные варианты его исхода.
Весьма часто применяется в прикладной социологии и такой метод экспертного прогноза,
как “дельфинийская техника”[1]. Он заключается в выработке согласованных мнений путём многократного повторения
опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторный
опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в
себе 3-4 прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто после
неоднократных опросов остался на своей точке зрения.
Оценка степени достоверности результатов массовых опросов. В процессе выработки
управленческих решений при помощи социологических исследований зачастую возникает вопрос о достоверности массового исследования и соответственно о
правомерности сформулированных на их основе выводов. Словом, речь идёт об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами.
Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по
структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете репондента. Задача эксперта – с учётом объективной ситуации и интересующих исследователя факторов
всказать по поставленным вопросам непредвзятую, весторонне взвешенную оценку.
Аттестация членов коллектива. В последние годы в практике исследования состояния
идейно-воспитательной работы широко применяется такая разновидность метода экспертной оценки, как аттестация. При этом в роли экспертов вступают
руководители коллектива, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия.
Список литературы
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru
[1] Название данной техники прогноза заимствовано от названия древнегреческого
города Дельфы, получившего свою известность ещё до нашей эры как центр предсказаний.