Содержание
| |Стр. |
|Введение |3 |
|1. Теория действия |4 |
|1.1. Ролевые концепции личности |6 |
|2. Теория общества как социальной системы |9 |
|Заключение |15 |
|Литература |16 |
Введение
Толкотт Парсонс (1902-1979 г.г.) родился в Новой Англии в семье
пастора.
В начале он проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к
политэкономии и социологии. Во время учёбы в Англии, в Лондонской школе
экономики, он познакомился с культурно-антропологическим функционализмом
Малиновского[1]
Особенное значение для развития мышления Парсонса имело то, что уже
Малиновский воспринимал культуру как систему действий. Функционализм ставит
перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических
и культурных феноменов и их многосторонних отношений.
Парсонс выступал против натуралистического позитивизма и влияния
Спенсера, что подразумевало не отказ от естественнонаучного
ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обоснование.
Т. Парсонс интересовался социальными проблемами, а не только
теоретическими концепциями, так он занимался проблемами: здравоохранения,
системой воспитания, семьёй, социализацией, проблемой власти и влияния,
религией, рассовой.
Вданной работе мы кратко рассмотрим теорию которую сам Парсонс называл
– "синтезом трёх направлений" – британской социальной антропологии
Малиновского и Радклифф-Брауна, социологией Дюркгейма и теорией действия
Вебера.
1. Теория действия
Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-
научных знаний, руководством для исследования и базой для социализации
социальных наук.
Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную
схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Рассмотрим
основополагающие понятия теории Парсонса.
Действие – целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное
поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и
ситуации (деятели и объекты).
Организм – биофизические основы поведения как деятельности, которые
связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.
Деятель – как Ego – Alter, как эмпирическая система действий = система
личности, часть социальной системы.
Ситуация – часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот
момент деятеля; часть мира из перспективы Ego.
Ориентация на ситуацию – значение ситуации для деятеля для его планов
и стандартов.
Мотивационная ориентация – те аспекты ориентации деятеля на ситуацию,
которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от
потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ
мотивационной ориентации.
Ценностная ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые
характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации:
когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.
Социальная система – система действий с одним или большим числом
деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация
определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые
действия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько велико
согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных
ожиданий.
Система личности – система, состоящая из совокупности действий
индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой
его потребностей и организацией целей и ценностей.
Система культуры – организация ценностей, норм и символов, которые
определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или
социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры
состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей,
системы верований и системы символов. Они институционализированы в
социальных системах и интернализированы в системах личности.
Личность, социальная система и система культуры представляет собой
перспективу и объект социологического анализа.
В центре этого находится ориентация деятелей = эмпирических систем
действия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации, которая охватывает
большое количество участников.
Понятийная схема занимается связями между "составными частями"
действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами.
Для деятелей ситуация состоит из "объектов ориентации", которые можно
разделить на:
1. Социальные объекты.
2. Физические объекты. Представляют собой средства и условия для действия, социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.
3. Культурные объекты. Являются символическими элементами культурной традиции: идеи и системы верований, символы, ценностные представления, которые обладают регулярностью и постоянством.
Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит
ситуацию со своими собственными потребностями и целями. Деятель хочет в
ситуации получить "награду".
Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо
существеннее опыт деятеля по определению ситуаций, по организации своих
действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а
вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации.
Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание
возможные реакции других участников ситуации – групп и индивидов, и они
должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.
В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие
определённый смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями
в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом,
и культурный символизм.
Конкретная система социального действия – это интегрированная система
элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные
элементы приводятся в порядок, структура которого образуется системами
личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их
действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.
В терминологии теории действия личность определяется как
организованная система ориентации индивида в своих действиях. Наряду с
"мотивированной ориентацией" это "ценностная ориентация" которая возникает
посредством интернализации "моделей культуры", и которая имеет прямое
отношение к элементам системы культуры.
1.1. Ролевые концепции личности
Парсонс различает пять "типовых переменных действия", т.е. парных
понятий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях, между
которыми должен выбрать деятель. Они являются выражением того, что действие
объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В
социальной интерактивной ситуации они представляют собой определение
взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентацией
деятелей.
1. Аффектность – нейтральность. Здесь речь идёт о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по разному, в зависимости от того, берётся за исходный пункт система культуры, личность или социальная система.
Аффектность / нейтральность в системе культуры указывает на нормативный образец, который предписывает немедленное получение удовольствия или контроль над аффектом. В системе личности это означает предрасположенность индивида в определённой ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать их. В социальной системе этим обозначаются соответствующие ролевые ожидания.
2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив. Так обозначается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой / обществом, между личными и общественными интересами.
Она определяется как норма и как ролевое ожидание в определённых ситуациях.
3. Универсализм – партикуляризм. Речь идёт о проблеме, проявляются ли в определённых ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые отношения между субъектом и объектом.
4. Достигнутое – приписываемое. В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его
"достижениям" больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.
5. Специфичность - диффузность. Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же "непредубежденно" предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия.
Парсонс сформулировал компоненты социального действия как часть
системы; они сами также обладают системными свойствами, т.е. личность,
культура и интерактивная структура представляет собой не неразделимые
единства, а организованные ценности с внутренней структурой, которая,
однако, важна лишь до тех пор, пока между её элементами и частями структуры
других систем существуют процессы обмена. Структурные элементы формируются
как подсистемы вышестоящих систем, т.е. системы личности, системы культуры
и социальной системы действий.
Действия складываются из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных
элементов, однако вовне выступает как целое и как таковое выступает во
взаимодействие с окружающим миром. Поэтому само действие можно считать
системой.
Теперь перейдём к теории общества как социальной системе.
2. Теория общества как социальной системы
Система для Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимо-
стью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов
система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием
системы, если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо
происходит исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются
к нему.
Систему личности и социальную систему Парсонс считал эмпирическими
системами, которые настолько разнятся друг с другом, что не могут быть
сведены друг к другу. Тем не менее, между ними существует
взаимопроникновение, т.е. невозможно себе представить систему личности, не
включённую в социальную систему, и социальную систему, которая не является
составной частью системы личности.
Социальная система представляет собой в тоже время подсистему
действий, поскольку каждое "отдельное действие" складывается из элементов,
как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной
системы. Социальная система возникает через интерактивные процессы,
которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия.
Социальная система состоит из отношений между деятелями и
интеракциями, определяемыми её структурой. Мельчайшей единицей социальной
системы является роль, т.е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля,
который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на
основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми
ценностями представлениями, они являются частью институтов, где они
"осуществляют" распределение власти и престижа; они основываются на
процессах дифференцирования и распределения, которые, в свою очередь,
делают необходимым интегративные процессы.
Проблемы интеграции касаются сохранения и развития коллективности как
таковой, и определяется переменными ориентации на себя / ориентации на
коллектив и их соотношением. При этом речь идёт о солидарности группы
внутри общества и о солидарности всего общества как такового. Интегративная
стратегия социальной системы – это институционализация. Интегративный
аспект институтов может провялятся, с одной стороны, в нормах, которые
ограничивают частные интересы, а с другой стороны, в позитивном акценте на
коллективность.
Парсонс различает:
- "институты отношений" – которые касаются дифференциации деятелей и ролей, их распределение в системе;
- "регулятивные институты" – регулируют распределение средств производства и вознаграждения;
- "культурные институты" – охватывают идеологию, религию, символы и приводят их в систему культуры и институты
"интегративной структуры", которые непосредственно касаются проведения коллективных интересов и выражения социальной системы как коллективности.
Интерактивные системы должны решать четыре функциональные задачи: они
должны приспосабливаться к миру в любой ситуации, достигать поставленных
перед ними целей, сохранять свою структуру и преодолевать напряжённость
между своими членами, сплотить группу в единое целое. Итак, они должны
выполнять адаптивные, инструментальные, экспрессивные и интегративные
функции. Эти четыре функциональные проблемы Парсонс затем проецировал на
четырёхмерное пространство, как его четыре измерения. Концепция системы
действий была объединена с пространственным представлением, которое
позволило перенести физические законы на системы действий. Главным законом
является сохранение границ системы, и отсюда – интеграции системы. Закон
инерции обуславливает тенденцию к сохранению структуры; принцип действия /
противодействия и равновесия сил свидетельствует о присущей элементам
системы тенденции к приспособлению, а принцип ускорения – о потоке энергии
в системе, которая приводит в движение процессы в системе действий
указывает цели и средства для их достижения.
Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в отношении
системы и некоей ситуации и являются функциональными требованиями для
сохранения границ системы. Тем самым четыре функциональные проблемы, с
которыми сталкиваются малые группы, были обобщены и переосмыслены в
функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и
изменения систем действий.
Четырёхмерное пространство поделено двумя осями , осью ориентации
цели – средство и осью отношений система – окружающий мир. Функции
структурируют систему на подсистемы.
Подсистема А обеспечивает непрерывное структурное изменение в системе
и в отношениях с внешним миром. Подсистема G определяет цели системы и
средства для их достижения и применяет их. Подсистема L действует в
направлении сохранения структуры системы и преодолевает возникшие
противоречия и напряжённость. Подсистема I осуществляет интеграцию
системообразующих единиц. Таким образом, каждой части структуры
соответствует определённая функция, которая должна выполнятся системой.
Парсонс определяет общество как, социальную систему, которую
характеризует высшая степень саморавновесия относительно окружающего её
мира, другими словами, степень открытости социальной системы "общество"
мала. Общество – это сложная социальная система как с вертикальным, так и с
горизонтальным дифференцированием.
Социальная общность – это стержень общества; его внутрисоциальной
средой является: система ценностей (сохранение институционализированных
культурных структур), политическая общественность (форма правления),
характер экономики. Внесоциальной средой является система культуры, системы
личности и формы действия.
Структура системы общества
|Подсистемы |Функции |
|Социальная общность |Интеграция (I) |
|Система ценностей |Сохранение структуры и преодоление |
| |напряжений (L) |
|Политическая общественность |Осуществление цели (G) |
|Экономика |Приспособление (A) |
В своих работах Парсонс дополнить статистический анализ социальных
систем анализом протекания процессов. Процессы в социальных системах
вначале представляют собой интеракции. Поскольку социальные системы
являются системами действия, интеракции происходят с помощью языковых и
неязыковых символов, становятся коммуникациями.
Понятие функции объединяет структуру и процесс с точки зрения системы.
Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной
дифференциации в подсистемах и как процесс интеграции в целях сохранения
границ социальной системы, а также её подсистем как функциональной
специализации. В таком плане Парсонс анализирует развитие процессов
дифференциации в обществе и связанных с ними процессов приспособления,
интеграции и обобщения ценностей.
Функции социальных систем не только могут быть привлечены как
инструменты для установления структурных элементов, но и сами
рассматриваются как процессы: поскольку они, в общем, формализованы в
направлении постоянно растущих дифференциации и специализации, они
представляют собой принципы эволюционного развития.
Общественная эволюция интерпретируется Парсонсом как кибернетические
коммуникационные процессы между обществами, вызванные ростом способности
приспособления. Результатом этого становится изменения типа общества с
точки зрения формы экономики, режима, общественной структуры и системы
ценностей.
Ведущею роль в эволюции общественной системы Парсонс отводит системе
культуры, поскольку в кибернетической иерархии она имеет наивысший ранг.
Таким образом, он считает культурно-институциональные факторы наиболее
самостоятельными и независимыми.
Парсонс считает нормативные элементы более важными для изменения
социальных систем, чем материальные интересы. Парсонс придаёт
первостепенное значение "общественному объединению" и трактует это как
нормативно-институциональную систему , в контексте исторического анализа
это понятие.
Развитие системы современных обществ шло по пути трёх революций:
промышленной, демократической, образовательной. Эти революции вызвали
прогрессивные изменения в принципиально эволюционном развитии.
Образовательная революция последовала за промышленной и демократической
революциями и дополнила их. Главным её аспектом является равенство шансов,
которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В
центре этой революции находится – университет. Поэтому образовательная
революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое
опирается не на власть и богатство как таковое, а является следствием
способностей и образования.
Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования
социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса
горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе
их эволюционного развития. Она является выражением определённого уровня
эволюции, типа общества и его функциональных требований.
Заключение
В заключении хотелось отметить критическое отношение Парсонса к
своей теории и неприемлемости некоторых его постулатов к современности. Для
его теории были характерны абстракция и формализм. Парсонс это связывал с
развитием современных обществ, особенно с тенденциями американского
общества, и считал, что его теоремы могут предложить альтернативную
интерпретацию этих явлений. Он объясняет изменение в отношении к
религиозным организациям не секуляризацию и падение религиозности, а как
дифференциацию; он также признаёт за масс-медиа интегративную функцию, в то
же время негативно оценивает массовую культуру.
После двух десятилетий резкой критики и отрицания в конце 80-х гг.
вновь появился интерес к теории Парсонса, отчасти с узко исторической точки
зрения, отчасти с намерением модифицировать и развить дальше его теорию.
На сегодняшний день большинство ведущих социологов мира признают
большую роль Парсонса и его теорий на формирование социологии как науки в
целом.
Литература
1. Под редакцией Ю.Г. Волкова. Социология. Курс лекций.:Ростов- на-Дону. 1999 г.
2. А.И. Кравченко. Социология: М., 1999 г.
3. В. Харчева. Основы социологии. Учебник: М., 1999 г.
-----------------------
[1] Бронислав Малиновский (1884-1942) – основоположник современной
культурной антропологии. Его имя связанно с функциональным анализом
первобытных культур. Он применил функциональный подход к человеческому
обществу и определил культуру как инструментальный аппарат, с помощью
которого человек может справится с конкретными проблемами окружающего его
мира.
-----------------------
Цель
I
Интеграция
G
Осуществление цели
Система
Окружающий мир
L
Латентность и сохранение структуры
А
Адаптация
Средство