«Пополь-Вух»
“Пополь-Вух”
(“Книга народа”) - эпос индейцев киче (народ майя; Центральная Америка).
Вероятно, первоначальная версия книги, написанная пиктографическим письмом,
погибла в ходе испанского завоевания. Дошедшая до наших дней рукопись написана
уже латиницей. В середине прошлого века Ш.Э. Брассер де Бурбур обнаружил
рукопись “Пополь-Вух” и опубликовал в 1861 г. вместе со своим переводом. С
этого времени памятник (иногда его называют “Библией Центральной Америки”) стал
достоянием мировой культуры.
Издатели
разделили “Пополь-Вух” на четыре части: первая - космогония и борьба героев с
демонами, вторая - нисхождение героев в преисподнюю, третья - антропогония,
сотворение человека и деяния праотцев, четвертая - завершение жизни праотцев и
дальнейшая судьба народа киче. С точки зрения происхождения, книга включает в
себя три произведения: собственно история народа от сотворения мира, рассказ о
чудесном рождении героев Хун-Ахпу и Шбаланке после гибели их отцов в преисподней
и о мести юных героев за них, сказание о борьбе Хун-Ахпу и Шбаланке с демоном
Вукуб-Какишем и его сыновьями. Вероятно, эти три произведения в доиспанское
время существовали самостоятельно, и только составитель позднейшей рукописи
объединил их, поставив оба эпических сказания о Хун-Ахпу и Шбаланке в середине
истории о сотворении мира и человека.
Индейские
мифы поражают сходством с Библией, при том что ее влияние на “Пополь-Вух”
большинству исследователей видится маловероятным. Прежде всего обращает на себя
внимание то, что и там, и там триединый бог-громовержец творит мир Словом. Это
отражает общечеловеческие мифологемы о противопоставлении небесного земному как
нечетного четному (небесное единство или триединство - и земная парность);
понятие о триединстве как знаке совершенства и представление о небытии как
тишине, когда жизнь возникает с первым звуком (ср. “Мемфисский теологический
трактат”). Творение человека также происходит трижды: поколения глиняных и
деревянных людей погибают, тогда из зерен кукурузы возникают четыре прародителя
киче, которые, в соответствие с мифологемой первопредка, являются не только
учредителями обычаев племени и посредниками между людьми и богами, но и
источником бед своего народа, встающего на путь вражды с ними и в конце концов
вынуждающего их уйти. Борьбой героев с титанами можно назвать сказание о победе
Хун-Ахпу и Шбаланке над Вукуб-Какишем и его сыновьями. Противники героев
связаны с силами земли и гор, Хун-Ахпу и Шбаланке уничтожают их по приказу
громовержца Хуракана, причем дистанция между богами и героями здесь практически
отсутствует; все действующие лица - герои и титаны - выглядят не рожденными, а
бывшими всегда.
Совершенно
иная картина в сказании о борьбе с владыками Шибальбы (преисподней). Здесь
подробно описываются происхождение рода героев и обстоятельства гибели их
отцов, чудесное рождение братьев-близнецов от девы, их месть владыкам Шибальбы,
причем испытания, которые герои проходят в преисподней, имеют ярко выраженные
черты инициационных мифов.
Несмотря
на свою уникальность как источника по религии, культуре и языку индейцев киче и
выдающиеся литературные достоинства, эпос “Пополь-Вух” в России мало известен.
Перевод, сделанный К.Д. Бальмонтом с французского издания и опубликованный в
его книге “Змеиные цветы”, далек от оригинала. Современное издание эпоса
Р.В.Кинжаловым прошло незамеченным. Но, несмотря на незаслуженную безвестность,
“Пополь-Вух” был и остается не менее значимым для мировой литературы
произведением, чем “Теогония” Гесиода, “ Эдда”, “Гильгамеш” и другие эпические
памятники.
Список литературы
Кинжалов
Р.В. Книга народа киче // Пополь-Вух. М.;Л., 1959. Холл М.П. Энциклопедическое
изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской
философии. Новосибирск; М., 1997. С.755-762.