Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религия Древней Индии

Религия
Древней Индии

Одной из самых
величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете,
является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на
территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях —
литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой
цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не
только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было
индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя
культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных
представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас
следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую
древность.
§ 1. Ведизм

О религиозных и
мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам
того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии,
ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их
изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность
этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал
лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских
племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников
(самхит).

Для ведизма
характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей)
и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и
могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог
огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским
божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3
сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих
сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к
богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к
конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом
всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество
Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже
появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа
святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны
были умереть.

Многие черты
ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т. е.
появление первой религии.
§ 2.
Индуизм.

В индуизме на
первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов.
Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это
управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных
законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну —
это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух
последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и
шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных
памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних
индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом
из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала
излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ
Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление.
Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в
индуизм, буддистских представлений.

Большую
популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов
олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными
качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-
шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные
верования.

Индийцы
считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна-
социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу
индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг»
индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в
центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.
§ 3.
Буддизм.

Значительно
позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха
Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он
достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени
появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо —
это факт.

Как и всякая
религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется
«нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь —
страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному
существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать
«восьмеричному пути» — праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям,
праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу
жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона.
Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а
неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от
которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех
земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность
отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир,
уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду
маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты
появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине
махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой,
приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не
вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом.
И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение
нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры
монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к
миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется
ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и
страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений.
Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться
на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного
морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и
обязанности людей различных каст; Артха — норм практического поведения; Кама-
ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша — учение о том, как
избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым-
таковы нравственные ориентиры древней индии.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.