Друиды:
Жрецы и маги кельтов
Ольга Лосева
Кто из нас не
слышал о кельтах, заселивших большую часть современной Западной Европы?
Исторические памятники, археологические раскопки, увлекательные саги, монолиты
предоставляют, казалось бы, исчерпывающие сведения об этих племенах. И, тем не
менее, предания о друидах, кельтских жрецах, и их религии, представляют для нас
еще не раскрытую тайну.
Согласно
нордической традиции, магические способности и знания друиды обрели на далеких
северных островах, где первоначально проживали кельты, и которые они покинули,
очевидно, из-за того, что не могли справиться с наступавшим морем. Эти
мифологические острова соединяются с потусторонним миром, в котором обитают
боги. Границей же этого мира является остров Туле, служивший примордиальным
(первоначальным) духовным центром человечества, функцию которого затем
выполняла Атлантида. Первым друидом был бог Дагда - «добрый бог» или
«наибожественный», владелец знаменитого котла, в котором никогда не кончалась
еда. Многие исследователи выводят этимологию слова «друид» из греческого drui -
«дуб» (священного дерева кельтских жрецов), хотя более правильно ассоциировать
этимологию друидов с индийскими дервишами - мудрецами и хранителями древних
знаний.
Друиды и
друидессы составляли особое сословие священников в кельтском обществе и
обладали всеми правами духовной власти. Они руководили различного рода
ритуалами, были судьями (филидами), прорицателями, целителями, советниками
короля и учителями молодежи. Взаимоотношение друидов с сословиями воинов
регулировалось гейсами - сложным комплексом пожизненных запретов, имевших силу
законов. Гейсы помогали сохранить сложившуюся иерархию и во взаимоотношениях с
королем. В королевстве уладов (второй цикл ирландских легенд), например, все
вопросы государственной важности сначала адресовались друиду и только потом
королю. Кроме того, жрецы зачастую влияли на выбор нового правителя и имели на
него впоследствии огромное воздействие. Друиды были освобождены от воинской
службы, но их присутствие в битвах считалось обязательным: священники,
традиционно одетые в белые одежды, поддерживали дух войска и использовали магию
против врагов.
Друиды, будучи
самыми образованными людьми своего времени, обучали и воспитывали молодое
поколение аристократов. Это была прекрасная и целостная система подготовки
будущих королей. Жрецы обладали глубокими знаниями по астрономии и астрологии,
познаниями природы и человеческой жизни. Они были сведущими даже в философии.
Молодые люди узнавали от друидов о своих обязанностях, главная из которых
заключалась в том, чтобы стать смелыми воинами и не страшиться смерти.
Вообще
отношение к смерти у кельтов, очевидно, благодаря друидам, было особенное.
Жрецы исповедовали бессмертие души и метемпсихоз - идею реинкарнации. Идея о
бессмертии души оказывала положительное влияние на кельтов, и многие
исследователи считают даже, что психологический кризис греческой культуры
напрямую связан с пессимистичной и мрачной картиной загробного мира. Кельты же
не страшились смерти, будучи уверенными, что и после нее их ждет спокойная и
веселая жизнь. Известны случаи, когда возвращение долгов откладывалось до
встречи в потустороннем мире. Это не похоже на валгаллу германцев, это
продолжение земной жизни, только в улучшенном ее варианте. Но, если бессмертие
гарантировалось всем жителям, то метемпсихоз был уделом немногих.
Способность к
реинкарнации является качеством бога или героя, приближенного к ним.
Изначально, все боги - друиды, а все друиды - в чем-то боги. Тем не менее, в
сагах описываются случаи, когда особо выдающиеся личности переживали
метемпсихоз, чтобы вновь совершить благородные деяния. Так, например, вся раса
Партолона - первая из пяти рас, заселивших Ирландию, погибла от болезни, за
исключением единственного человека Туана, «сына Сдарна, сына Сера, сына брата
отца Партолона». Туан жил триста лет в облике человека, триста лет в облике
дикого быка в пустынях, двести лет в облике дикого козла, триста лет в облике
птицы, сотню лет в облике лосося. Один рыбак поймал его в свою сеть, отнес
королеве - жене Муиредаха Муиндерга. Она съела рыбу и зачала Туана. Он
возродился в облике Финтана Финеолаха, который поведал знания и историю,
рассказал о завоеваниях Ирландии и обо всех произошедших за это время событиях.
Как тут не вспомнить сказку про Ивана Быковича, могучего воина, сына коровы,
которая, вслед за королевой и кухаркой съела пойманную в сети рыбу?!
Особенностью
обучения друидов было то, что они не пользовались письменностью, а заставляли
своих учеников заучивать уроки наизусть, чтобы тренировать их память.
Исследователи приходят к выводу, что, возможно, по мнению друидов, подобная
передача знаний не делала их статичными и остановленными в одной непреходящей
фазе. Любая запись фиксирует и как бы замораживает человеческую мысль, в то
время как каждое поколение заново переосмысливает полученные сведения и вносит
свежую струю в историческое наследство. Друиды вообще ничего не записывали,
кроме ряда заклинаний и проклятий - того, что должно было действовать в течение
длительного времени.
Впрочем, есть
еще одно объяснение этому факту. Дело в том, что вся жизнь кельтских жрецов
носила скрытый характер. Уроки проходили вдали от людей, в пещерах и лесах, где
друид был единственным толкователям знания, которое доверял по секрету наиболее
достойному ученику. Та же часть учения друидов, которая соприкасалась с
религиозной доктриной, была доступна только неофитам своего рода друидического
«ордена», и известна в меньшей степени. Даже Цезарь, проживший в Галлии 8 лет,
не смог получить от своего друга, кельтского друида Дивитиака, те сведения,
которые прояснили бы тайны друидического культа. Да и все древние
путешественники, непосредственно сталкивавшиеся с друидами, имеют весьма
туманные представления о пантеоне их богов. Недаром символом жреческого
сословия был вепрь. Это животное всегда считалось «одиноким», что роднит его с
традиционной удаленностью друидов от внешнего мира. Вепрь выступает и в образе
друида, созданного преданиями. Самым знаменитым из них является Мерлин - друид
и вепрь Бросселиандского леса, воспитатель, друг и мудрый советчик короля
Артура.
Сама магия
друидов была связана с сакральными силами природы: наиболее могущественные
жрецы могли управлять природными стихиями, превращаться в животных и растения,
ограждать себя непроходимыми чащами, ходить, не оставляя следов. Впрочем,
легенда всегда тесно переплетается с реальностью.
Друиды
действительно проводили большую часть жизни в лесу. Там они обучались и давали
уроки, там находились их алтари - «омфалы» или «неметоны», где друиды совершали
богослужение и приносили жертвы богам (иногда человеческие). В каждом регионе
были свои священные растения, имевшие сакральное значение. Это были дуб,
рябина, орешник, и, конечно же, омела, сорезать которую полагалось золотым
серпом. Жрецы использовали растения и для медицинских целей. По преданию,
усталые и израненные воины опускались в освященные друидами пруды и озера,
специально наполненные целебными травами, после чего войско снова могло идти в
бой. Для возвращения силы годилось и молоко, обладавшее магическими свойствами.
Обладали друиды
и черной магией - любой король больше всего на свете боялся возможного
проклятия, которое мог наложить на него жрец. Подобное проклятие грозило
человеку страшными болезнями и уродствами. Очень часто проклятие фиксировалось
при помощи специальной огамической письменности, использовавшейся древними
ирландцами. Эта письменность, сохранившаяся на камнях или деревянных палочках,
представляла собой насечки или горизонтальные и косые линии. Чаще всего
резчиками были друиды (реже воины), которые использовали ее для своих
магический операций. Изобретение огамы приписывается владыке магии Огмию, а
записанное таким образом проклятие имело колоссальную силу. Право на это жрец
получал только в том случае, если правитель был несправедлив и жесток, что
влияло на плодородие земли и достаток народа.
Очевидно,
впрочем, что магия друидов придавала огромное значение числам. Знаменитая
«триада друидов» определила тройственный взгляд кельтов на устройство мира,
состоящего их трех сфер: Неба, Земли и Преисподней, соединенных между собой
центральной осью, символом которой было копье. А в эпической традиции это число
имеет куда более значимый подтекст: ирландская легенда любит изображать того же
самого бога или индивидуума в трех лицах. Также для кельтов было важно понятие
центра мира - «пупа земли». Друидические алтари и священные рощи являли собой
культурные центры каждой земли, а знаменитый кельтский крест, помещенный в
круге, означает, помимо четырех реально существующих провинций Ирландии
(Коннахт на Западе, Ульстер на севере, Лейнстер на востоке и Мунстер на юге),
священный центр каждой из них.
С приходом
христианства друиды постепенно исчезли, очевидно, навсегда удалившись в свои
сокровенные рощи. Они больше не имели влияния на королей, у них практически не
осталось учеников. Учение друидов, которое существовало только в устной
традиции, стало забываться людьми. Впрочем, христианство сыграло и
положительную роль: впервые были записаны истории, передаваемы придворными
поэтами из уст в уста, что, в частности, составило цикл ирландских саг.
Несмотря на
новую религию, страны, бывшие костяком культуры кельтов, сохранили свою древнюю
традицию, обогатив ею мировую литературу и историю. Но самое сокровенное знание
о нашем мире друиды навсегда унесли с собой.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/