Реферат по предмету "Религия и мифология"


Понять Ислам

Понять Ислам

Ф. Шюон

Пророк сказал:
'Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им
пренебрегает'. И еще: 'Бог прекрасен и возлюбил прекрасное'. Оба эти изречения
весьма характерны для Ислама: мир представляется ему огромной книгой,
исполненной символов и знаков (айат), то есть элементов красоты, взывающих к
нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной
музыки; познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая
таящуюся в них внутреннюю мелодию[2]. Здесь уместно вспомнить тот стих из
Корана, где говорится о 'скалах, откуда брызнут источники', и о сердцах,
которые 'тверже скал'; эти образы сопоставимы с 'живой водой' Христа и с 'потоками
живой воды', которые, согласно Евангелию, истекают из святых сердец.

Эти
'источники', эти 'потоки живой воды' не подвластны формообразующим и
разделяющим силам кристаллизации; они струятся в области 'сущностной истины'
(хакика), к которой ведет 'путь' (тарика), ответвляющийся от 'общей дороги'
(шариат), то есть от основного Закона; на этом уровне истина перестает быть
совокупностью понятий, превращаясь в 'стихию', подобную воде или огню.
Вышесказанное позволяет нам перейти к другому рассуждению, а именно:
существование различных религий, каждая из которых говорит на своем языке,
считая его абсолютным и, следовательно, исключительным,- это существование
оправдывается тем, что различия между религиями полностью соответствуют
различиям между отдельными людьми; иначе говоря, религии истинны, потому что к
каждой из них было обращено слово Божие; они различны, потому что Бог говорил
на разных языках в соответствии с разницей восприятия, и, наконец, все они
абсолютны и исключительны, потому что каждый раз Бог провозглашал: 'Я семь'.
Вполне понятно и естественно, что такого рода мысли неприемлемы на уровне
экзотерического правоверия[3], но созвучны тому вселенскому правоверию, которое
проповедовал, например, Мохийдин ибн Араби, великий глашатай мусульманского
гнозиса: 'Сердце мое открыто всему сущему: оно - пастбище для газелей[4] и
христианский монастырь, капище идолопоклонников и Кааба паломника, скрижали
Торы и стихи Корана. Я исповедую религию Любви[5]. Куда бы ни шли ее
караваны[6], она останется моей религией и моей верой' (тарджуман
аль-ашвак)[7].

'Бог любит
краткость', говорят раввины, и именно этой краткостью объясняются смелые,
непонятные с первого взгляда эллипсы, а также напластования смысла,
встречающиеся в богодухновенных текстах. Истина, с точки зрения Бога, состоит в
духовной и социальной действенности того или иного слова или символа, а не в их
фактической точности, когда она психологически неэффективна или даже вредна.
Бог прежде всего хочет спасти нас, а уже потом-заняться поучениями. Его цель -
мудрость и бессмертие, а не внешнее знание, не говоря уже о простой
занимательности. Христос назвал свое тело 'Храмом', и это может удивить нас,
если мы подумаем, что данным словом изначально и небезосновательно обозначается
каменное строение; но сложенный человеческими руками из камней храм куда менее
достоин называться храмом, нежели тело Христа, вместилище живого Бога. Можно
даже сказать, что Храм Соломона или Ирода - это всего лишь образ тела Христова,
ибо временная последовательность не имеет для Бога никакого значение так в
священных Писаниях слова и даже факты подчас меняются местами ради прояснения
высшей, ускользающей от людей истины. Но при чтении богодухновенных Книг
приходится сталкиваться не только с этими трудностями. Нельзя забывать о том,
насколько они удалены от нас во времени, о различиях менталитета в разные эпохи
и, вообще говоря, о качественном неравенстве различных фаз человеческого цикла.
В древности - будь то эпоха индийских риши или времена Мухаммада - язык был не
тот, что в наши дни; слова еще не были затерты, они заключали в себе куда
больше смысла, чем это может показаться нам теперь; многие очевидные для
древнего читателя вещи можно было обойти молчанием, тогда как теперь их
приходится 'привносить' в текст[8].

Любой священный
текст со всеми своими бросающимися в глаза противоречиями и темнотами имеет
нечто схожее с мозаикой, а иногда - даже с. анаграммой, но достаточно заглянуть
в традиционные, а стало быть, богодухновенные комментарии, чтобы уяснить, с
какой целью было выдвинуто то или иное утверждение, в каком смысле его надо
понимать и с помощью каких намеков можно сгруппировать разрозненные и
противоречивые с первого взгляда элементы текста в единое целое. Такого рода
комментарии основываются на устной традиции, сопровождающей Откровение с самого
начала, или исходят из того же самого сверхъестественного источника, что и само
Откровение; их задача, стало быть, заключается не только в том, чтобы
восполнить недостающие, но необходимые для понимания фрагменты текста и
уточнить, в каком смысле они должны пониматься, но и пояснить его подчас
сложную и запутанную символику; короче говоря, комментарии составляют
провиденциальную часть традиции, являясь теми живыми соками, которые
поддерживают ее существование во времени даже в том случае, когда они
закрепляются в письменном виде. 'Чернила ученых подобны крови мучеников',-
сказал Пророк, указывая тем самым на ту огромную роль, которую в традиционном
мире играют ортодоксальные комментарии[9].

Согласно
еврейской традиции, не буквальный текст Священного Писания, а именно
ортодоксальные комментарии составляют силу закона; Тора сама по себе 'закрыта'
и не поддается вразумительному прочтению; 'открыть' ее дано лишь мудрецам; сама
природа Торы требует соответствующего комментария, Мишны. Считается, что Мишна
хранилась в Ковчеге Завета, когда Иисус Навин перенес его в синедрион, тем
самым освятив его; отсюда следует, что синедрион основан самим Богом и
составляет с Торой единое целое. И вот что еще важно: устные комментарии,
полученные Моисеем на Синае и переданные им Иисусу Навину, были отчасти
утрачены, и мудрецам пришлось восстанавливать их на основе Торы; из этого
следует, что гнозис обладает как 'горизонтальной', так и 'вертикальной'
длительностью или, точнее говоря, он служит сопровождением Закона, написанного
одновременно как 'горизонтальным' и прерывным образом, так и 'вертикальным',
непрерывным. Пусть тайны переходят из рук в руки, но священная искра всегда
готова вспыхнуть от простого соприкосновения с богооткровенным текстом, если
это будет угодно Духу Святому. Говорится также, что Тора была явлена днем, а
Мишна - ночью[10], что Тора необъятна сама по себе, а Мишна неисчерпаема в силу
своего существования во времени; ко всему можно добавить, что Тора подобна
беспредельному и спокойному океану, а Мишна - стремительному потоку. Все
вышесказанное, mutatis mutandis, приложимо к любому Откровению, а в особенности
- к Исламу.

Все эти
рассуждения о священных Писаниях естественным образом подводят нас к
необходимости определить понятие самого слова 'священный'. Священно то, что,
во-первых, связано с трансцендентным порядком, во-вторых, обладает характером
абсолютной достоверности и, в-третьих, не поддается пониманию и контролю со
стороны обычного человеческого рассудка. Вообразим себе дерево, чьи листья, не
имеющие никакого непосредственного понятия о корнях, вздумали бы обсуждать
вопрос о том, существуют ли эти корни или нет, и если да, то какой они формы и
так далее. Если бы в разгар спора до них донесся голос самих корней,
подтверждающих, что они и впрямь существуют и что форма у них такая-то и
такая-то, это сообщение и было бы подобием священного Послания Священное - это
присутствие центра на периферии, незыблемого - в движении; абсолютного - в
относительном; это то, что придает преходящему и тленному свойства бессмертия.

Чтобы понять
все значение Корана, следует остановить внимание на трех предметах: на его
доктринальном содержании, которое объясняется в великих канонических трактатах
Ислама, принадлежащих, например, перу Абу Ханифа и Ат-Тахави; на его
повествовательном содержании, обнимающем все многообразие человеческого
духовного опыта, и на божественной магии, то есть на его чудесной и в известном
смысле чудотворной[11] мощи. Эти истоки метафизической и эсхатологической
доктрины, мистической психологии и теургической мощи скрыты покровом
отрывистых, сталкивающихся между собой слов, кристаллических и огневых образов,
величественных речей, отражающих все стороны человеческого существования.

Но
сверхъестественный характер этой Книги состоит не только в ее доктринальном
содержании, ее психологической и мистической достоверности, ее преобразующей
магии; он проявляется также в ее чисто внешней действенности, в чуде ее
распространения; результаты воздействия Корана в пространстве и во времени несоизмеримы
с тем чисто литературным впечатлением, которое может произвести на
неподготовленного читателя его буквальный текст. Подобно любому священному
Писанию, Коран является 'закрытой' книгой, которая 'открывается' лишь с
определенной точки, с точки зрения истин, ведущих к спасению.

В Коране
следует различать общее совершенство божественного Слова и частное совершенство
заключенного в нем содержания; например, совершенство, с которым разбирается
вопрос о Боге и его качествах. Точно таким же образом мы различаем совершенство
золота и совершенство украшения, изготовленного из этого металла. Как
произведение ювелирного искусства непосредственным образом демонстрирует нам
благородство золота, так и благородство той или иной строки священного текста
раскрывает нам саму благородную суть Корана, нерасчленимого божественного
Слова, но не увеличивает его бесконечную ценность; все это также соотносится с
той 'божественной магией', с той преобразующей и подчас чудотворной силой
божественного текста, о которой уже упомянули выше.

Эта магия
теснейшим образом связана с самим языком Откровений, то есть с арабским, откуда
проистекает каноническая необоснованность и ритуальная недействительность
переводов. Священным можно считать тот язык, на котором говорил Бог[12]; а для
того, чтобы Бог говорил на нем, нужно, чтобы он обладал известными
особенностями, которые не встречаются в поздних языках; наконец, следует
понять, что, начиная с определенной циклической эпохи и сопровождающего ее
'сгущения' духовной атмосферы. Бог перестает говорить, по крайней мере вслух.
Иначе говоря, начиная с определенной эпохи все явления, выдающие себя за новую
религию, оказываются ложными[13]; Средние века были, grosso modo, тем последним
рубежом, за которым уже невозможно появление новых Откровений[14].

Подобно самой
вселенной. Коран едан и в то же время множествен. Вселенная - это
множественность, объединяющая и ведущая к Единому. Множественность священной
Книги - разнообразие ее слов, изречений, образов, рассказов - переполняет душу,
а затем захватывает ее и мало-помалу возносит в атмосферу ясности и
непреложности. Душа, привыкшая к наплыву феноменов, отдается им без
сопротивления, ими она живет, ими расчленяется и распыляется и, более того,
становится тем, о чем она думает, и тем, что делает. Богооткровенное Слово
использует эту нашу особенность, обращая ее, разумеется, на пользу души
благодаря небесному характеру своего содержания и языка: мы, подобно рыбам,
доверчиво заплываем в божественную сеть[15]. Пуская в ход мозаичную пестроту
текстов, фраз, слов, Бог гасит наше умственное возбуждение, хотя для этого Ему
самому приходится прибегать к видимости такого возбуждения. Коран - это
отражение всего того, что может помыслить и почувствовать человеческий разум;
посредством этого отражения Бог исчерпывает человеческие тревоги и приобщает
верующего к тишине, ясности и миру.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "История Руссов": идеология казачества и его место в истории Украины и России
Реферат Steroids Essay Research Paper SteroidsShould steroids be
Реферат Балансовые модели экономического роста
Реферат Архитектор Эммануил Ходжаев (1834-1906)
Реферат Денежный рынок в макроэкономике
Реферат Использование товарных знаков
Реферат Організація та методика проведення уроку з теми Створення і редагування макросів в інтерактивних
Реферат совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия
Реферат Конкуренция, как важное условие функцирнирования рыночной экономической системы
Реферат Методы оценки персонала при приеме на работу
Реферат Живі організми як особливе середовище існування Тип взаємозв язків між організмами 2
Реферат Радіотехнічні системи залізничного транспорту
Реферат Realism
Реферат Machiavelli Locke Plato And The Power Of
Реферат Man And Ocean Essay Research Paper The