Греческая
мифология
Доклад по
культурологии
Сущность греческой мифологии
становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя
греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе
обобщавших всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений.
Греческую Мифологию стоит рассматривать не как привычную и неподвижную картину,
но в постоянно изменяющимся социальным и историческом контексте античного мира.
Образцы Аполлона, красивого юноши с лирой, Афродиты, исполненной женственности
и привлекательности, Афины Паллады – воительницы, относятся к определённому
периоду развития Греческой Мифологии.
Такими периодами являются:
древний хтонический или дофессалийский, доалимпийский, фессалийский,
олимпийский, классический или героический.
В героический период происходит
централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп,
и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере
разложения общинно - родовой формации складываются уточнённые формы героической
гомеровской мифологии. В дальнейшим наивная миоралогия – своего рода
единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное
творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного
выражения разного рода религиозных, социально – политических, моральных и
философских идей рабовладельческой идеологии, превращается в философскую
аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.
Мифографы – собиратели и
излогатели мифов – появились в Греции не позднее IV в. до н. э. К ним относятся
софист Гиппий, а также Геродор Гераклейский, Гераклит Понтийский и др. Доинисий
Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
При рассмотрении Греческой
Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются
разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые существуют с
ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины
Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшею
супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и
канибализма предшествовавшие развитому патриорхату, примат мужского
индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества –
свидетельства патриарха.
Греческая Мифология в её
развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а не
стихийно – фетешистскую. Греческая Мифология связана с периодом патриархата,
однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде
всего гинетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской
богини. Субстанциальные рудименты основаны на отжествление разного рода
предметов или существ : солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.
Огромное количество рудиментов
имеет метаморфорный характер : Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого
дождя.
Из иконографических рудиментов,
т. е. Относящихся к внешнему виду определённого мифологического персонажа, к
примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры.
Мифологическому образу
сопутствуют функциональные рудименты : перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.
Если рудимент мифа отражает его
прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие мифа : к примеру у Гесиода
эхидна – полузмея – полурева, она прекрасна , но зловредна, ненавистна людям,
Этот матив отвержения эхидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека
обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии
мифологические комплексы:
1. Комплекс – литерполяции.
Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно
разного происхождения, никак между собой не связанные. Их объединение – Аполлон
и Артемида как дети Лето от Зевса.
2. Комплекс компиляций. К
примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения
европейских и малоазиатских божеств.
Существует ещё и полярный
комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс вступает в брак с самой «тёмной»
богиней Персефоной.
В Греческой Мифологии необходимо
учитывать её географическое положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от
Афин, о Менелае и Елене – относятся к Спарте.
Доолимпийский
период
Процесс жизни воспринимается
первобытным соединением в беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие
материализуется, одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми
силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному
сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей,
включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой
рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли
понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т.
е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено
чувствительным восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм.
Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой
силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической
силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от
предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства
человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и
принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от
самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу
демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.
Первоначально анимизм связан с
представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной,
определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно
уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого
представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в
какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица,
никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о
которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует,
но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).
Олимпийский
период
В мифологии олимпийского периода
(или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляется герои,
которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение
человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон
убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо
мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому
поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется
теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает
циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа.
Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини –
матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей
браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной,
открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты.
Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые
славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью.
Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая
скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь
получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается
природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека
силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет
находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Но всем
правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и
ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому
можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали
больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли
Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К
олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса,
которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен
и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.
Поздний
героизм
Поздний героизм это процесс
разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции
нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в
гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым
героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их
свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в
состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и
пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными
богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал
раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные
встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической
эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких
поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом
этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки
собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И
это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.
Вся Греческая Мифология
пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой.
Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от
глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её
в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз.
Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для
освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия а
литературе и искусстве.
Список
литературы
1. Н. А. Кун «Легенды и Мифы
Древней Греции»
2. Г. В. Штоль «Мифы
классической древности»
3. «Мифы народов мира»
энциклопедия гл. редактор С. А. Токарев.