Реферат по предмету "Религия и мифология"


Причащение

Причащение

Причащение — это такое Таинство,
в котором верующий причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба
и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство
Причащения возрождает в человеке благодатную жизнь во Христе. Причащаясь, то
есть принимая Его Тело и Кровь, мы становимся сами частью Его Тела как члены
Его Церкви. Причащение совершается общинно в храме во время Евхаристии ( см.
"Богослужение"), то есть на литургии.

Причащение Святых Тайн
необходимо для того, чтобы войти в жизнь вечную. Господь в Святом Евангелии
говорит: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний
день."

 Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны
предварительно исповедоваться и получить разрешение от священника. К Причастию
необходимо готовиться постом, обычно трехдневным, особой усиленной молитвой,
милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже
мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.

Накануне Причащения следует быть
в храме во время вечернего богослужения, потому что церковный день начинается с
утрени, которая теперь служится вечером. После службы следует сохранить
молитвенное настроение. Дома можно немного поесть, но только до 12 часов ночи.
После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни курить (курение — вообще греховная
привычка и Русской Православной Церковью осуждается). Многие готовящиеся причаститься
(говеющие) после вечерней службы уже ничего не едят.

Вечером прочитываются каноны
Спасителю, Божией Матери и ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове.
Утро начинается с утренних молитв и правил ко Святому Причащению, хотя можно
прочитать правила и накануне. Перед Причащением следует приготовить себя и
телесно: вымыться, опрятно одеться и прочее. Причащающемуся никак нельзя
опаздывать на богослужение. Лучше даже прийти до начала службы, подать записки
(см. "Церковное благочестие"), поставить свечи и стать на удобное
место. Во время службы желательно никуда не отходить, если вы уже прежде
исповедовались, или отойти только на исповедь.

В конце литургии все
причитающиеся собмраются у амвона (см. рис. на с.19). ближе к чаше, которую
вынесет священник. Перед чащей нужно совершить земной поклон, и сложив на груди
руки крестообразно, правую на левую, подходить по очереди к Святым Дарам. При
этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть рот
для принятия Святых Тайн. После приобщения следует поцеловать край чаши и
отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для
причащающихся теплота и просфоры. Проглотив теплоту и съен просфору, нужно про
себя прославить Бога: "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе,
Боже.

После причащения желательно
сохранять тишину внутреннюю и молчание.

Дома могут причащаться только
тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться.
Для этого родственники должны пригласить священника на дом, изложив ему
обстоятельства болезни и состояния больного (см. гл. "Домашнее благочестие").
Обращаться следует в ближайший к дому храм или к знакомому священнику.

Очистившись от греховной скверны
в таинстве Покаяния, человек может соединиться самым теснейшим образом со своим
Спасителем в таинстве святой Евхаристии, без которого, по словам Искупителя,
нет спасения. "Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его,
живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и
Аз воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 53—54).

Следуя наставлению Божественного
Учителя, Задонский Святитель в своих творениях также указывает на важность и
необходимость этого Таинства в деле спасения человека. Он говорит, что
"Евхаристия есть тайна, в ней же дается нам истинное Тело и истинная Кровь
Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, в ней же истинно и господственно
присутствует существенно Иисус Христос" (1:3—4).

Святитель выдвигает и
требования, необходимые для действительности этого святого Таинства: во-первых,
священник должен быть "законно хиротонисанный" (кроме такового, никто
не может совершить это Таинство); во-вторых, хлеб должен быть чисто пшеничный,
квасный, вино — чисто виноградное, не кислое, ни с чем не смешанное (на
проскомидии, по уставу Церкви, в него должно быть влито лишь небольшое
количество воды); в-третьих, престол или же антиминс, на котором совершается
святая Евхаристия, должен быть освящен архиереем; и, наконец, в-четвертых,
священнослужитель должен с сердечным участием, с искренним благоговением,
глубокой верой произносить совершительные слова: "И сотвори убо хлеб сей
Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей Честную Кровь Христа Твоего, преложив
Духом Твоим Святым". 'Тогда хлеб и вино, — заключает Архипастырь, —
прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Христа действием Святого
Духа" (1:4). Эта тайна по своему существу непостижима не только для ума
человеческого, но и для небесных сил, желающих проникнуть в нее (1:64). В
Божественной Евхаристии под видом хлеба и вина присутствует "Сам
Спаситель" и "Дух Святый на предложенные 'Святые Дары снисходит, священнодействие
совершает, молящихся освящает" (1:64). Святые Тайны сообщают человеку
новое жизненное направление, новый образ бытия — вечное начало. Причащающийся
умирает для греха, чтобы воскреснуть со Христом... "Аще же умрохом со
Христом, — говорит апостол Павел, - веруем, яко и живи будем с Ним" (Рим.
6, 5).

Эта Божественная пища является
для христианина залогом бессмертия и нетления. Кроме того, душа его начинает
"быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение со
Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим верою о Христе
Иисусе" (5:350). Вот почему святой Отец в своем труде "Сокровище
духовное, от мира собираемое" восклицает: "О, коль велико дело сие!
Коль велика благость Божия! Коль велико и почтение к человеку! Человек, земля и
пепел, Тела и Крови Божественной касается!" (4:186).

При благоговейном причащении
Святых Тайн человек ощущает в своей душе духовно-благодатные дары, подаваемые
ему свыше от Искупителя. Он испытывает при этом внутреннее умиротворение и
спокойствие духа (5:195,281). Такое благодатное состояние причастника
объясняется прежде всего тем, что Спаситель мира дарует ему оставление грехов.
"Божественная Кровь Христова, — говорит Святитель, — всякие грехи
заглаждает" (5:292). Достойно принятые Святые Дары удаляют из души
христианина все греховное и порочное. Они действуют в душе человека как
Божественный огнь, попаляющий все терния прегрешений. Если до принятия Святых
Тайн человек находился под бременем страстей и пороков и даже смерти, то после
принятия их он обновляется и воскресает для новой, благодатной жизни в Боге.
Однако такое спасительное действие Святое Причастие производит при условии,
если христианин принимает его с глубокой сердечной верой. Тогда он, подобно
кровоточивой жене, получит исцеление душевное, и "исцелится немощь, и
иссякнет источник пагубных страстей.., мучащих душу" (4:139). Причащаясь
Тела и Крови Христовых, человек самым теснейшим образом соединяется с
Источником жизни и становится один дух. Как Сын Божий полностью воспринял
человеческую природу и воссоединил ее с Божеством, так и причащающиеся Его Тела
и Крови принимают в себя Божественное Существо и соединяются с Ним. Святые
Тайны служат христианам во "освящение, просвещение, обновление, радость и
утешение" (5:195). Небо с его благодатной жизнью водворяется в сердцах
верных, и постепенно благодать Святого Духа возводит достойных причастников на
такую степень одухотворенности и святости, что они уже здесь, живя на земле,
предощущают в своих сердцах начало жизни вечной, блаженной. Призывая христиан к
достойному причащению Святых Тайн, святой Отец весьма сокрушается и о тех,
.которые лишают себя этого спасительного Таинства. "Горе людям тем, —
говорит он, — которые хлеба и воды не имеют, ибо от глада и жажды истаивают и
умирают: наипаче горе тем душам, которые лишаются Хлеба животного, Иисуса
Христа; ибо от глада истаивают и имут умрети... Души истинное брашно и питие
есть Христос. Сим брашном и питием она оживляется и живет: без сего брашна и
пития изнемогает и умирает" (4:132).

Задонский Святитель не упускает
из виду и такой важный момент, как необходимость тщательного приготовления к
принятию Святых Тайн. Эту необходимость достойного участия верных в святой
Евхаристии он подтверждает словами апостола Павла: "Огнь бо есть не-д о
сто и ныл попаляя. Да искушает же человек себе, и тако от Хлеба да яст, и от
Чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела
Господня" (1 Кор. 11, 28—29) (4:186). Кто приступает ко Святой Чаше
недостойно, тот пренебрегает жертвенной любовью Бо-жией и тем самым попирает
святыню Тела и Крови Христовых, "ест и пиет, по слову Апостола, в
осуждение себе" (1 Кор. 11, 29). Приготовление к принятию Святых Тайн
должно заключаться прежде всего в уклонении от "всякого греха, как скверны,
которая и душу и тело оскверняет" (5:293). В пример благоговейного
отношения к св. Причащению святой Отец ставит великих святителей Василия
Великого и Иоанна Златоуста, которые "трепетали, приступая к такому
таинству" (5:293). Человек, отвергающий святое Причастие, удаляется от
Бога и пребывает в духовной смерти, но не менее опасно поступает тот, кто
приступает к Святой Чаше без должного приготовления (5:293). За недостойное
принятие Святых Тайн христианина, не раскаивающегося в этом, ожидает за гробом
вечное мучение. Святой Отец в своих поучениях призывает таковых к истинному
покаянию, дабы посредством его снова заслужить милость человеколюбивого Бога и
обрести спасение. "Како Пречистое Тело Христово, — взывает Святитель к
грешнику, — дерзнешь принять в руки твои.., которые хищением, граблением..,
лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочим греховным калом
оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его святую, в те уста, которые
злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, лукавством, лжею, язвительным
укорением, руганием, поношением и прочим смрадом не престаешь наполнять? Как
приимешь Христа в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, нечистой
похотью, сребролюбием, ли-хоиманием и прочим злом преисполнено?" (3:271).

Таким образом, для теснейшего
единения со Христом в св. Евхаристии еще недостаточно называться христианином.
Нужна еще жизнь святая и богоугодная. Без очищения от греховной скверны, без
окончательного оставления греха весьма "опасно... и страшно
приступать" к принятию Божественной Пищи (3:266; 3:257).

Мало того, христианин должен не
только с чистой совестью приступать к Святой Чаше, но и после принятия ее
строго следить за своими мыслями и поступками, направлять свой духовный взор к
спасительной пристани Христовой, в которую, по словам Священного Писания,
"ничто не может скверное внити" (Откр. 21, 27). В своих поучениях
Святитель призывает причастников удаляться от греха, "как змия, который
душу угрызает" (1:109). Принимая достойно это величайшее Таинство, человек
спасает свою душу от духовной смерти; она осеняется и одухотворяется
благодатной силой Святого Духа, необходимой в борьбе с грехом, мирскими
соблазнами и диаволом. Таким образом совершается внутреннее, таинственное
единение души со Спасителем, и этот союз любви уже не в силах разрушить
"ни смерть, ни жизнь, ни скорбь, ни горе, ни гонения (Рим. 8, 35, 38).
Такой человек может сказать словами > апостола Павла: "Живу же не к
тому аз, но живет во мне Христос" Все вышеизложенные Таинства своими
благодатными средствами возрождают человека, одухотворяют и воссоединяют его
самым теснейшим образом с Источником Жизни — Богом. Без принятия их никто не
может освободить свою душу от греховной как прародительской, так и личной
скверны; отсюда — без них невозможна духовная жизнь, без них нет освящения, а
значит и нет спасения.

Остальные три таинства – Брак,
Священство и Елеосвящения - распространяются не на всех христиан.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.