Религия и философия в истории
Российского государства
До принятия христианства на территории Древней Руси проживали
племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и других славян, которые
исповедовали язычество. Суть языческого мировоззрения связана с признанием
добра и зла как двух равнозначных и самостоятельных начал бытия мира. Нетрудно
представить, каким образом эти «истины» влияли на бытовую жизнь во всех ее
проявлениях. Ведь если добро и зло равноправны и естественны для человека, то
он вправе руководствоваться ими в своей жизни. И народы, которые исповедовали
язычество, не отличались «дружелюбием» не только к другим племенам, но и к
своим соплеменникам. Исторические хроники дают немало примеров «дикой
жесткости», проявленной язычниками. Так, после победоносных походов, на земле
побежденных оставались в буквальном смысле горы трупов, далеко не всегаа
появлявшиеся в результате только военных сражений. Достаточно вспомнить
завоевательные походы чужеземного для России язычника Александра Македонского.
Не опличались милосердием и русские князья-язычники. В быту язычников также
царили жестокие обычаи. Так, вместе с умершим воином на погребальном костре
должны были быть сожжены и его жена или жены (славяне, например, признавали
многоженство).
Крещение Руси и принятие в 988 г. христианства
способствовали не только объединению на основе исповедывования одной веры
различных племен в один русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в
течение многих десятилетий), но и внесли в мировоззрение и повседневный быт
новые принципы, в основе которых находится нравственный идеал, соборность
народа и державность государственного устройства.
Первым проявлением нового религиозного мировоззрения на Руси и
одновременно философского видения мира является «Слово о законе и благодати»
русского митрополита Илариона. Условно содержание этого произведения можно
разделить на три раздела. В первом акцент сделан на религиозной трактовке мира,
мировой истории, объясняемых как переход от ветхозаветного закона, которым
руководствуется один иудейский народ, до новой благодати, заключенной в Новом
завете, открытой и доступной всему человечеству. Второй и третий разделы — это
в известной степени светская философская трактовка событий в принявшей
христианство Руси, а также восхваление деятельности князей Владимира,
Святослава и Ярослава на благо Руси. Как видим, уже в первом из дошедших до нас
произведений крещенной Руси, дано религиозное и философское видение мира. В
дальнейшем эта тенденция, вплоть до конца XIX века, постоянно присутствует и ползает
дальнейшее развитие. Приведем лишь два примера. Это, прежде всего,
подтверждается религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа Волоикого
(1439—1515) и царя Иоанна Васильевича Грозного (1530—1584), чаще всего
известного под именем Иван IV, или
Иван Грозный.
Иосиф Волоцкий, мирское имя которого было Иван Санин, «стал
русским выразителем древнего православного учения о «симфонии властей» —
церковной и государственной, об их взаимном гармоничном отношении и дополняющих
друг друга обязанностях». В своих трудах церковный мыслитель последовательно
проводил идею об общественном служении Церкви, Пропагандируемая им идея
осознания жизни народа как общего ^Божия тягла» закономерно включала в себя
царя и выступала своеобразным выражением единства религиозного мышления и
светской власти. Согласно религиозному мыслителю, единство религии и ее
церковных институтов со светской властью получает подтверждение в деятельности
монастырей на Руси, которые являлись не только средоточием просвещения,
книгоиздания, религиозной культуры в целом, но и своеобразными экономическими
центрами, которые в неурожайные и бедственные для русского государства годы
оказывали ее гражданам продовольственную помощь.
Фигура царя Иоанна Грозного в истории России отмечена явными
чертами судьбоносности. При нем произошло окончательное становление русского
государства. Его правление также венчает период формирования русского
религиозного самосознания. Именно при нем, и не в последнюю очередь благодаря
вышеперечисленным обстоятельствам, произошло окончательное оформление русского
народа как этнически однородного, завершилось формирование его взглядов на свою
сущность, свою роль в истории, на народные и государственные формы своего
бытия.
Известно, что на Руси, как, впрочем, и в большинстве других
стран мира того времени, считалось, что царская власть имеет божественное
происхождение и поэтому изначально русские православные князья короновались
сначала на княжение, а затем на. царствование. Иван IV стал первым русским царем, над которым было
совершенно высшее церковное таинство) он стал первым Помазанником Божьим на
царском троне. Тем самым единение светского и религиозных начал достигло своего
высшего уровня. Соборность народа, его державность и святость как бы слетись
воедино. Вся деятельность Ивана Грозного была направлена на укрепление
самодержавия, то есть силы и мощи русского государства и усиление позиций
Православия. Благодаря этой деятельности Россия при Грозном значительно
расширила свои территориальные границы и превратилась в мощное государство.
В последующие столетия взаимодействие религии и философии
продолжало укрепляться, что в свою очередь способствовало развитию и укреплению
русского государства, его превращению в мощную державу. Своеобразным
подтверждением этого единства являются слова графа Уварова, царского министра
просвещения, сказанные им в 1855 г. о том, что сущность и будущее российского
государства можно определить тремя словами; православие, самодержавие,
народность.
В советский период развития нашего общества позиции религии
были серьезно ослаблены, в том числе и административными мерами. В последние
несколько лет, судя по всему, церковь получила некоторые возможности для своей
деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым столом» философов
и богословов. Имеются основания считать, что в будущем контакты теологов и
философов станут более частыми, а это в целом может привести к позитивным
результатам.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru