Древние религии и мифология Латинской АМЕРИКИ – ИНКИ
Алекс Громов
У
инков было множество богов, часть из которых «досталась им в наследство» от их
предшественников, более ранних циклизаций, а сами инки обожествили Природу,
давшую им жизнь, и даже их немногие жестокие ритуалы можно понять как одну из
форм естественного отбора, сохраняющего для потомков лучшее. К богам инки
относились скорее как к родителям. Большинство религиозных ритуалов инков было
связано с культом плодородия.
Небесная
иерархия богов инков была по-военному строгой – так во главе небес стоял
верховный бог Кон Тикси Виракоча (или просто Виракоча), это слово-термин можно
было перевести у инков как «Господь», который мел множество имен, и был великим
богом-создателем, сотворившим когда-то не только землю и людей, но и других
земных богов. При создании вселенной Виракочи использовал три основополагающих
элемента – воду, землю и огонь. Связь между Средним миром – людей и Высшим
миром – богов, осуществлялась при помощи Великого инки, сына Солнца. В числе
тех богов, которых Виракоча сотворил, был и бог Тауантинсуйсу, нечто вроде
«государственного бога» инской империи. Это был прекрасный бог Инти, золотое
солнце, легендарный основоположник правящей династии инков. Тот, по чьему
желанию и возникли сами Великие инки и их империя.
Ниже
его «по положению» были небесные святила – Солнце, Луна, Венера, сама Земля,
Океан и другие, они считались живыми, у них просили помощи и покровительства.
Особенно почитали Солнце – без него бы погибли все урожаи, все люди. Среди
других великих богов был Ильяпа – бог погоды, грома и молнии, посылающий
спасительный дождь на поля.
Мама
Килья – богиня Луны, считалась женой Солнца, поэтому тоже была окружена у инков
особым почетом. Ее верховной жрицей была койя – жена Великого инки. К
знаменитому Храму Солнца в Куско примыкало и Святилище Луны, куда ни один
человек, кроме койи, не имел права безнаказанно войти. Среди женских божеств
были популярны одни из древнейших культов – матери-земли (Мама Пача) и
матери-моря (Мама Кочи). Обожествлялась также и матерь-кукуруза – ее дух
называли Мама Сари и в мае устраивали посвященный ей специальный праздник.
Инки
не разрушали чужие культы, и даже включали местных богов и богинь в свой
пантеон (сборище богов), заботясь лишь о том, чтобы их собственные боги были
главными. Местные святыни, называемые на языке кечуа - уака, могли иметь
совершенно различный облик – ручьи, камни, холмы, утесы, одиноко стоящие скалы,
пещеры и даже мумии предков. Самой главной уакой по легенде было Солнце, с
которого спустился Инка.
Особо
ценились мумии правителей – наверное потому, что в их жилах текла божественная
кровь. Неслучайно для мумии умерших владык Куско оставляли их дворцы, строя
наследникам новый, и специальный чиновник надзирал, чтобы никто без разрешения
не потревожил покой умершего владыки (или «ушедшего к своему Великому отцу –
Солнцу). С мумиями обращались как с живыми, вынося наружу как амулеты во время
больших праздников или даже беря с собой в поход. Главным жрецом храма в Куско
был верховный жрец империи инков. Его рангу соответствовала даже особая одежда
- специальная красная туника без рукавов и особый головной убор, украшенный
перьями редких амазонских птиц. Именно он проводил все главные религиозные
церемонии – обращения к Солнцу, чьими детьми были высшие инки, и проведение
обрядов бракосочетания правителя империи. Для этого он должен был в
совершенстве владеть тем, что сегодня мы бы назвали «медитационной техникой»,
но при этом этот верховный священнослужитель, был обязательно родственником
Великого инки – как правило, братом или дядей. Но это родство не «спасало» его
от всех ограничений, накладываемых на эту «должность» - верховный жрец не имел
права вступать в интимные связи с любой женщиной и не мог есть мясную пищу и
многое другое.
Наиболее
интересная тайна мифологии инков – ее цикличность, существуют целые мифы о
четырех поколениях, сменяющих друг друга.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.americalatina.ru