Реферат по предмету "Религия и мифология"


Относительность и абсолютность в нравственности

Относительность и абсолютность в нравственности

Все ли относительно?

Силуянова
И. В.

Долго
ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?

Исх.
16, 28

Релятивизм
утверждает историчность и изменчивость норм и стандартов человеческого
поведения. «Все ценности и нормы относительны»,— вслед за Ницше и Марксом,
классиками морального релятивизма, повторяют многие наши учителя и
преподаватели, даже не отдавая себе отчета в том, что следует из их слов. При
этом исходят наши учителя из несомненной реальности — относительной, не
абсолютной нравственности житейских поступков и поведения человека.

Этимология
слова «нрав» восходит к исконно русскому норов. Это как нельзя лучше
свидетельствует о том, что словами «нрав», «нравственность» описывают
эмоционально-психический склад человека, который отнюдь не постоянен и не
всегда оценивается положительно. «Норов», или «нрав», человека может быть
вспыльчивым, угрюмым, жестоким и т. д. За понятием же «мораль» закрепилось
значение отклассифицированных нравов, приемлемых (должных, добрых) и
неприемлемых (недолжных, злых) для общества.

Каждый
поступок человека является результатом взаимодействия (включая противоборство)
его нрава и моральных норм. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти
моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того
не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу,
делаю(1). Бесконечно разнообразны проявления этого взаимодействия, они
определяются многообразием характеров, ситуаций, эмоциональных состояний и
образуют сложную реальность нравственных отношений. Исходное многообразие
нравственной реальности и фиксируется в этике понятием относительности, вполне
уместным при таком подходе. Однако перенос этого понятия с уровня многообразия
проявлений нравственных отношений дальше — на уровень моральных норм и
принципов — методологически некорректен. Это типичный для релятивистского
подхода лукавый прием. Можно ли говорить, например, об относительности
библейского декалога (десяти заповедей Моисея), который существует уже свыше
трех тысяч лет? Он принят разными народами, придерживающимися разных духовных
традиций, как основа нравственной жизни. Сама история культурных сообществ
неоспоримо свидетельствует о том, что существует фундаментальное единообразие в
главнейших моральных универсалиях, а удивительное разнообразие культур и
духовных традиций с этической точки зрения отличается поразительным согласием в
важнейшем и принципиальном. Современные исследования свидетельствуют, что
«индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они
считают конечными этическими ценностями»(2). К абсолютным этическим ценностям
относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни и другие: Носите
бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов(3).

Независимо
от того, на каком континенте трудится или в какой стране живет человек,
несмотря на временную и пространственную отдаленность людей и их культурно-национальные
различия, фундаментальные ценности жизни и милосердия принимаются всеми. Именно
эти ценности являются центральными для морали и определяют ее универсальность,
абсолютность и всеобщность. Приведем пример, подтверждающий сказанное. В Токио
в 1998 году проходил Всемирный конгресс по биоэтике. На нем был поставлен
вопрос: возможно ли определить некие общие и разделяемые всеми странами и
народами нравственные принципы, которые смогли бы регулировать научную, в
частности медицинскую, деятельность? Если исходить из позиций классического
релятивизма, то это невозможно по определению. Однако опыт реальной работы
доказал обратное: это вполне возможно! Вот принципы, единодушно одобренные
конгрессом в Токио: «не навреди», принцип автономии личности, принцип справедливости
и принцип «твори благо».

Кому
не известно, что на протяжении не только целой жизни, но даже одного дня
человек способен совершить самые разные поступки: достойные и недостойные,
низкие и великие, справедливые и несправедливые? Вот эта, как правило, всегда
несовершенная, «материя» человеческого поведения и рассматривается
релятивистами как реальность, единственно значимая для человека. Если принять
эту релятивность за непреложную истину, то подлинный духовно-нравственный мир —
реальность истинных христианских ценностей: любви, добра, мира и милосердия —
лишается не только своего абсолютного значения, но и права на существование.
Парадоксальность релятивистских убеждений поражает в особенности в том случае,
когда их придерживаются учителя. Ведь именно для них наиболее очевидна
жизненная истинность моральных ценностей, без которых если и возможно
выдрессировать животное, то человека уж никак не воспитать.

Не
извращай закона.

Втор.
16, 19

Достаточно
всего лишь представить себе последовательное существование нескольких поколений
людей, совершенно лишенных веры в моральные абсолюты, чтобы ясно осознать
тупиковость и безысходность подобной цивилизации. Если все же допустить
возможность продолжения ее существования, то, очевидно, что к ней, по меньшей мере,
нельзя будет применить определение «человеческая». Это прекрасно понимал Ницше,
когда называл будущее звероподобное состояние «белокурых бестий»
сверхчеловеческим существованием. Современный американский релятивист Ричард
Рорти в своей работе «Релятивизм: найденное и сделанное» четко и прямо
определяет свое кредо: «...прагматисты исходят из Дарвинова описания
человеческих существ как неких животных, которые стараются как можно лучше
приспособиться к окружающей среде, совладать с нею, стараются создать такие
инструменты, которые бы позволяли испытывать как можно больше удовольствий и
как можно меньше страданий»(4).

Как
можно больше удовольствий, как можно больше пользы и выгоды, как можно более
полное удовлетворение эгоистических желаний — вот почему, по мнению Р. Рорти,
«выгоды современной астрономии и космонавтики перевешивают преимущества
христианского фундаментализма» (5).

Именно
истины христианского фундаментализма не дают покоя теоретикам релятивизма. Ведь
ради сокрушения христианской этики он и был придуман. Если в марксизме речь об
относительности нравственных начал жизни велась исподволь, под прикрытием
пышных одежд якобы объективного (!), научного (!) исследования истории, учета
меняющихся классовых потребностей и интересов, то Ницше и не думает скрывать
подлинные задачи релятивизма, который вовсе не направлен на то, чтобы
независимо исследовать существующие ценности, осмыслить их и систематизировать,
создать их перечень или каталог. Подлинная цель релятивизма — собрать все, что
противостоит традиционной идеалистической этике и духу христианской морали,
чтобы основательно дискредитировать их, лишить доверия, очернить и разрушить.
«Странствуя по многим областям и утонченных и грубых моралей, господствовавших
до сих пор или еще нынче господствующих на земле, я постоянно наталкивался на
правильное совместное повторение и взаимную связь известных черт — пока наконец
мне не предстали два основных типа и одно основное различие между ними. Есть
мораль господ и мораль рабов»(6).

Мораль
господ противостоит морали рабов. «"Рим против Иудеи, Иудея против
Рима" — до сих пор не было события более великого, чем эта борьба, эта
постановка вопроса, это смертельное противоречие»,— пишет Ницше(7). Ценность
сострадания и мораль сострадания должны быть отброшены. Ницше рассматривает
«мораль как болезнь»(8). Вера в мораль, убежден он, пошатнется при выявлении
условий и обстоятельств, из которых она произросла. Из каких же? Из превращения
слабости в заслугу, бессилия — в доброту, трусливую подлость — в смирение и т.
д. и т. п.(9). Мораль — симптом вырождения, и она должна быть отвергнута
имморализмом борьбы за власть и господство, имморализмом физиологических
(природных) потребностей и интересов.

После
Ницше, скончавшегося в 1900 году, накал страстей вокруг теории атеистического
релятивизма несколько снижается. На удивление мало новых аргументов появилось в
ее базе данных. Причем все новое — это более или менее безголосые перепевки
того главного, что сделано немецким имморалистом. Самые шокирующие утверждения
постницшеанских европейских философов и американских прагматистов таковы:
«моральный выбор — это не выбор между абсолютно правильным и абсолютно ложным,
а всегда лишь компромисс между конкурирующими принципами» и вообще «нет ничего
абсолютно правильного или абсолютно неправильного»(10). Есть одна лишь
относительность правильного или неправильного. Безапелляционность Ницше
сменяется и смягчается готовностью на любой компромисс. Границы между добром и
злом все больше размываются, нет и не должно быть никакой борьбы между ними в
каждом человеке, в каждой душе. Индифферентность, равнодушие, безучастность,
безразличие — это молчаливый компромисс со злом. Но возведение молчаливого
компромисса со злом в ранг «новой» нормы — вовсе не норма морали, а всего лишь
стандарт релятивистского аморализма.

Закон
Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает
очи.

Пс.
18, 8-9

Попытки
современного релятивизма путем все более далеко идущих компромиссов и
соглашений нейтрализовать зло устраняют границы, разделяющие зло и добро,
неблагоразумие и благоразумие, подлость и доблесть, предательство и подвиг.
Возможно ли это? Куда может привести людей осуществление трагической
возможности разрыва благодатной связи души с небесными источниками добродетели
и духовных совершенств? И сказал Он им: «остерегайтесь всякой неправды»(11).
Одна из неправд релятивизма — нивелирование добра и зла, то есть выработка
многочисленных операций и приемов достижения онемения сердца. Ибо лишь
добившись сердечного бесчувствия, можно обеспечить повседневное торжество
выгоды и целесообразности, расчета и пользы, удовольствия и интересов.

Можно
ли и как можно противостоять молчаливому соглашательству релятивизма? Но вы,
дети мои,— учит нас Священное Писание, — крепитесь и мужественно стойте в
законе(12). В чем состоит этот закон? Весь закон в одном слове заключается:
люби ближнего твоего, как самого себя(13). Нет ничего более абсолютного и
непреложного, нежели эта идеальная реальность нравственного закона и заповедей
Божиих.

В
чем же заключается абсолютность этой идеальной реальности, и почему она не
может быть относительной по своей сущности? Потому, что ее уничтожение было бы
равнозначно уничтожению мира, общества и человека. Она реальнее, чем, что бы то
ни было иное, ибо за ней стоит многотысячелетняя история укрепления душ, у
мудреная простых людей, веселия сердец, просвещения очей...

Говоря
о законе Божием, нельзя не обратиться к одному удивительному тексту. Это 118-й
псалом царя Давида. Блаженный Августин писал, «что... долго не мог взяться за
толкование этого псалма, будучи поражаем его глубиною. Он говорил, что и другие
псалмы содержат нравственные уроки: но те — как звезды, рассеянные по небу, а
этот — как солнце, изливающее в полдень обильный свет»(14). Этот псалом
отличается от всех других. Он содержит самое большое количество стихов: 176. И
каждый из этих стихов говорит только об одном — о законе Божием, называя его
разными наименованиями: «словеса», «пути», «советы», «заповеди», «оправдания»,
«стези», «суды», «уставы», «откровения», «повеления», «определения», «правда»,
«истина». 176 различных черт, характеристик, оттенков закона раскрывает
псалмопевец Давид. 176 стихов поет он «об исполнении воли Господней, о том, как
надо жить»(15).

Вот
эти 176 абсолютных сокровищ христианского сердца:

1
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

2
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3
Они не делают беззакония, ходят путями Его.

4
Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

5
О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

6
Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

7
я славил бы Тебя в правоте сердца, по-учаясь судам правды Твоей.

8
Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

9
Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

10
Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

11
В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

12
Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

13
Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

14
На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

15
О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

16
Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

17
Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

18
Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

19
Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

20
Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

21
Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

22
Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

23
Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах
Твоих.

24
Откровения Твои — утешение мое, [и уставы Твои] — советники мои.

25
Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

26
Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

21
Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

28
Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

29
Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

30
Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

31
Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

32
Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

33
Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

34
Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

35
Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

36
Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

37
Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

38
Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

39
Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

40
Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

41
Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему,—

42
и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

43
Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

44
и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

45
буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

46
буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

47
буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

48
руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об
уставах Твоих.

49
Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50
это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

51
Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

52
Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

53
Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

54
Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

55
Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

56
Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

57
Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

58
Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

59
Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

60
Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

61
Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

62
В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

63
Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

64
Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

65
Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66
Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67
Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68
Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим.

69
Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70
Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71
Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72
Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

73
Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям
Твоим.

74
Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

75
Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

76
Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

77
Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение

мое

78
Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях
Твоих.

79
Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

80
Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

81
Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

82
Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

83
Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

84
Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

85
Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему.

86
Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

87
едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

88
По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

89
На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

90
истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит..

91
По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

92
Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

93
Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

94
Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

95
Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

96
Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

97
Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98
Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100
Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101
От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

102
от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104
Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105
Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

106
Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

107
Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

108
Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим
научи меня.

109
Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

110
Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

111
Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.

112
Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

113
вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

114
Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

115
Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

116
Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

117
поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

118
Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

119
Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения
Твои.

120
Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

121
Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

122
Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

123
Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

124
Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

125
Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

126
Бремя Господу действовать: закон Твой разорили.

127
А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

128
Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

129
Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

130
Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

131
Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

132
Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

133
Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

134
избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

135
осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

136
Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

137
Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

138
Откровения Твои, которые Ты заповедал,— правда и совершенная истина.

139
Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

140
Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

141
Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

142
Правда Твоя - правда вечная, и закон Твой – истина.

143
Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

144
Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

145
Взываю всем сердцем [моим]: услышь меня, Господи,— и сохраню уставы Твои.

146
Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

147
Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

148
Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

149
УСЛЫШЬ голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня.

150
Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

151
Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

152
Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки.

153
Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

154
Вступись в дело мое и защити меня;

155
Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

156
Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

157
Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

158
Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

159
Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

160
Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

161
Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

162
Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

163
Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164
Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

165
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

166
Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

167
Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

168
Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

169
Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170
Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.

171
Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172
Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173
Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174
Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175
Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176
Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не
забыл.
Спастись — это утолить жажду вечной любви к другим и
других к тебе

Прими
из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое(16).Закон жизни — это закон
любви. Жизнь не прекратится, пока люди способны любить. Всякий любящий знает
Бога(17). Абсолютное большинство людей в той или иной степени обладает
благодатным опытом любви. Но каждому человеку ведом и опыт ее потери. Впрочем,
утрата любви так же не может освободить человека от желания вернуть любовь, как
и пребывание в болезни не освобождает его от жажды исцеления. Чем сильнее
страдания, вызванные болезнью, тем очевиднее ценность дара здоровья. Исчерпать
себя в любви — значит иссушить свою жизнь. И лишь благодатная живая вода веры в
Божественную любовь Христа к человеку в состоянии вернуть нас к жизни.
Невозможно не ответить на всепрощающую, бескорыстную любовь к тебе, нельзя не
любить Любовь. Спастись и означает обрести вечную любовь к Богу, которая, как
благодатный источник, утолит твою жажду любви к другим и других к тебе.

«Всегда
в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто
исходит из одного верховного закона — закона любви. Все остальные законы ничто
перед любовью, которая не только руководит сердцами, но и "движет солнце и
другие звезды". В ком есть этот закон, тот живет, кто руководится только
философией, политикой, разумом, тот умирает»(18).
Список литературы

1.
Рим. 7, 18-19.

2.
Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 87.

3.
Гал. 6, 2.

4.
Рорти Р. Релятивизм: Найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда
Рорти и российский контекст / Отв. ред. А. Рубцов. М., 1997. С. 24.

5.
Там же. С. 29.

6.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 381.

7.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 436.

8.
Ницше Ф. К генеалогии морали. С. 412.

9.
См.: Там же. С. 432.

10.Рорти
Р. Релятивизм: Найденное и сделанное. С. 34, 35

11.Сир.
17, 12.

12.Мак.
2, 64.

13.Гал.
5, 14.

14.Псалтирь
в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1998. С. 421.

15.Там
же. С. 422.

16.Иов
22, 22.

17.Ср.:
1 Ин. 4, 7.

18.Александр
Ельчанинов, священник. Записи. М., 1996. С. 28


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольная работа по Бухгалтерскому учету 14
Реферат О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли
Реферат Визнання та виконання рішень іноземних судів в Україні
Реферат Аргиопа Брюнниха
Реферат Эфедра хвощевая (эфедра горная, хвойник хвощевой)
Реферат Лелеющая душу гуманность в поэзии Александра Сергеевича Пушкина
Реферат Оценка конкурентоспособности товара (на примере арланской и западно-сибирской (мегионской) нефти)
Реферат Эмпатическое взаимодействие
Реферат Вариативность тактики проведения спортивно-оздоровительного тура
Реферат Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе управления
Реферат Парило звичайне папороть чоловіча паслін солодко-гіркий 2
Реферат Разработка стратегии позиционирования сайта VK.com (зеркало vkontakte.ru) на рынке Японии
Реферат Краткое содержание Дубровский Александр Сергеевич Пушкин
Реферат Рекреационные ресурсы Северо-Кавказского района
Реферат Анализ стратегий финансирования оборотного капитала предприятия