Реферат по предмету "Религия и мифология"


Социокультурные предпосылки распространения масонских идей в России в XVIII веке

Социокультурные предпосылки распространения масонских
идей в России в XVIII веке

Ю.С. Крюкова

Масонство
было привнесено в Россию с Запада. Явившись, таким образом, ещё одним
новшеством, оно тем не менее было востребовано русской общественностью и
оставило значительный след в истории мысли.

В
исторической традиции наблюдается достаточно широкий диапазон версий по поводу
времени проникновения масонских идей в Россию: с конца XVII века до 50-х и даже
начала 70-х годов XVIII века. Некоторые исследователи указывают на связь первых
упоминаний масонства в нашей стране с именем Петра I [1]. Несомненно, личность
великого реформатора, его проевропейская ориентация в проведении преобразований
как нельзя лучше вписываются в подобную трактовку. Но, согласно документальным свидетельствам,
начало масонства в России датируется 1731 годом: в этом году Джон Филиппс,
находившийся на русской службе, получил назначение от гроссмейстера Великой
Лондонской ложи в качестве провинциального великого мастера «для всей России».
Он распространял масонские идеи в узком кругу своих соотечественников. Первые
вступления русских людей в масонский союз относят к 1740 году, когда был назначен
новый гроссмейстер для России – генерал Джеймс (Яков) Кейт. Имеется упоминание
ложи, управляемой Кейтом, относящееся к 1732 году. Указано также, что эта ложа
собиралась в близости «теперешнего Аничкова моста» [2]. Джеймс Кейт был принят
на русскую службу в чине генерал майора в феврале 1728 года по рекомендации
испанского посла при российском дворе герцога Дука де Лирия. В 1747 году он
«взял абшид» и поехал в Англию. В.А. Нащокин в своих «Записках» даёт высокую
оценку личным и служебным качествам Кейта, заметив, что «с толикими от Бога
дарованиями редко в рождении человек бывает» [3].

Вольные
Каменщики, по-видимому, тоже высоко ставили заслуги Кейта, посвящая ему
хвалебные песни. Отрывок из подобной песни, помещённой в сборнике масонских
песен первой четверти XIX века, приводит в своей работе С.В. Ешевский: По нём
(по Петре Великом) светом озарённый Кейт к россиянам прибег; И усердием
воспалённый Огнь священный здесь возжёг.

Храм
премудрости поставил, Мысли и сердца исправил И нас в братстве утвердил.

Кейт
был образ той денницы, Светлый коея восход Светозарныя царицы Возвещает в мир
приход… [4].

Упоминание
Кейта в данном отрывке свидетельствует о том, что во время его гроссмейстерства
в ложах принимали участие и русские братья. Примечательно также обращение к
личности Петра I в этой песне. Русские масоны высоко оценивали деяния Великого
реформатора. В своих преданиях они связывали начало масонства в России с его
именем [5]. Тогда, как записано в донесении Розенкамфа и Фесслера, «работы
масонские» «под названием Тамплиеров были» [6]. Достоин упоминания тот факт,
что Пётр I познакомился с Джеймсом Кейтом во время своего пребывания во Франции
в 1717 году и даже приглашал его на русскую службу, но тот отказался. Однако это
также не может служить доказательством масонства Петра I. Скорее следует говорить
о том, что благодаря петровским реформам были созданы условия для проникновения
западных идей в Россию, для распространения европейских образцов поведения в
русском обществе.

Установив
тесные контакты с европейскими державами, прорубив «окно в  Европу», привлекая в Россию иностранных
специалистов, Петр I обусловил тем самым проникновение западного культурного
элемента в жизнь русского общества. Иностранцы привозили с собой не только опыт
и знания, но и продолжали вести привычный для них образ жизни. Видимо, одной из
таких «привычек» и было участие в масонских ложах. Это вполне объясняет, почему
в первые десятилетия своего существования в России масонство распространялось в
основном среди иностранцев. Примером тому может служить история с ложей в
Петрозаводске, относящаяся ко времени правления Павла I, но отражающая
определённую тенденцию распространения масонских лож в XVIII веке. Так, в
донесении новгородского губернатора Митусова за 1797 год значится, что в Петрозаводске
была обнаружена ложа, состоящая из 20 членов, «по большей части англичан и немцев,
находящихся там на литейном пушечном заводе» [7]. «Масонские дипломы служили
отличными паспортами для проникновения в среду петербургской иностранной
колонии» для вновь прибывших иностранцев [8]. Впоследствии, когда прибывшие на
русскую службу стали обзаводиться новыми знакомствами в обществе Москвы и
Петербурга, информация о масонстве стала распространяться и среди русских,
после чего и они начинают вступать в ложи. Не случайно поэтому, что первые ложи
возникают в Петербурге, где количество иностранцев было значительно выше и они пользовались
большей свободой, чем в древней столице. В Москве же масонские мастерские
распространяются с 1770-х годов.

Кроме
того, преобразования Петра Великого способствовали европеизации русской
культуры. Одним из европейских новшеств стали ассамблеи. Их учреждение можно
рассматривать в качестве попытки внедрить практику светского обхождения, умение
общаться, беседовать на «отвлечённые» темы. И хотя «ассамблеи напоминали
своеобразную светскую службу» [9] и основное внимание на них уделялось танцам,
это был первый опыт общественного развлечения, способствовавший созданию групп
«по интересам», что впоследствии приведёт к стремлению «уединиться» в узком
кругу единомышленников.

Благодаря
Петровским преобразованиям повысился образовательный уровень дворянства.
Отпрыски дворянских родов получили возможность обучаться за границей, где они
впервые знакомились с идеями европейского просвещения. По мнению
Иванова-Разумника, «петровская революция… дала первый толчок к образованию
внесословной и внеклассовой интеллигенции. Дворянство помимо своей воли
вынуждено было войти в жизнь Европы…» [10]. Таким образом была сделана
«прививка европейского просвещения», не оставшаяся без последствий и давшая о
себе знать при преемниках Петра I, особенно во второй половине XVIII века,
когда масонство достигает наивысшего расцвета.

Следует
отметить, что проникновение масонства в Россию совпадает по времени с его
распространением на континенте. Родиной спекулятивного, иначе говоря,
гуманистического и символического масонства считается Англия. 1717 год –
отправная дата его истории. Но не следует забывать, что это начало второго
этапа развития Вольного Каменщичества. Масонство оперативное, то есть строительные
цеха и гильдии, имеет более древнюю историю, ведя своё происхождение от
средневековых корпораций.

Отсюда
такая богатая строительная символика и этика, сохранённая в умозрительном
масонстве, как, впрочем, и само название «Вольное (или Свободное) Каменщичество».

В
1717 году в Англии была образована первая Великая ложа, члены которой не имели
никакого отношения к профессии строителей. Это было объединение в основном
выходцев из аристократических слоёв общества, видевших своей целью содействие
распространению более нравственной жизни. В 1723 году основные постулаты
масонства были зафиксированы в Книге Конституций, составленной пресвитерианским
пастором, доктором богословия Джеймсом Андерсоном. Её можно считать первым
масонским уставом, в котором была определена позиция масонов по отношению к «внешнему
миру»: к религии, к государству и правительству – и основные принципы их
деятельности. Таким образом, идеи Вольных Каменщиков получили документальное
оформление. Начиная с этого времени, масонство распространяется во Франции (с
1725 года), в Испании (с 1728 года), в Германии (с 1733 года) и в других
странах, охватив Европу «как пламя сухой стог сена» [11]. Проникает масонство и
в Россию.

Некоторые
исследователи ставят под сомнение наличие в России условий, необходимых для
распространения масонских идей, утверждая, что для этого не было никакой
основы, что масонство так и не смогло утвердиться на русской почве [12].
Наиболее ёмко эту мысль сформулировал немецкий исследователь Георг фон Раух:
«Масоны в России? Могло ли это типично западноевропейское образование, выросшее
из традиции средневековых строительных корпораций, этот продукт европейской
духовной и социальной жизни вообще развиться на фундаменте византийско –
татарской автократии?» [13] Ответом на его вопрос является факт всё
возрастающего интереса в обществе к масонству и как следствие этого –
увеличение числа русских в ложах 50-60-х годов XVIII века.

Распространение
масонства в России свидетельствует о том, что его идеи соответствовали духу
времени, отвечали нравственным запросам общества. Вполне закономерно, что для
разрешения назревших противоречий, в поиске ответов на вопросы нарождавшейся
интеллигенции, происходит обращение к европейскому опыту. В данном случае
следует учитывать уровень образования в России второй половины XVIII века,
соответствие нравственных потребностей и имеющихся возможностей для их
удовлетворения.

Для
понимания своеобразия общественного развития России указанного периода
необходимо вновь обратиться к петровским преобразованиям.

Начиная
со времени Петра I, происходят значительные изменения в области образования.
Сам реформатор, как известно, много способствовал повышению образовательного
уровня населения. При нём были созданы первые светские школы. Правда, знания,
которые должны были получать ученики этих школ, имели в большей степени
практическую направленность. Не было создано системы народного образования, не
было единого руководящего центра, единых программ, не было учителей, способных
привить любовь к учению. Но была огромная потребность в решении насущной
задачи: получении грамотных специалистов, способных ковать вместе с императором
мощь державы. При Петре I начинается распространение научных знаний, в основном
прикладного характера. Была создана первая Академия наук, первая газета
«Ведомости», введён новый, гражданский шрифт, сделавший книгу более доступной.
Изменяется и характер книги, расширяется круг чтения. Если в конце XVII века
печатались исключительно церковные книги, то теперь русский читатель получает в
своё распоряжение учебники, научные издания, романы, в том числе и переводные
пьесы. Всё это приводит к развитию общественной мысли, нашедшей отражение в
трудах И.Т. Посошкова, Феофана Прокоповича.

Таким
образом закладывается основа для дальнейшего просвещения нации.

При
проведении этих новшеств в жизнь реформатор постоянно обращается к западному
опыту, поскольку иначе было бы невозможно такими быстрыми темпами форсировать
развитие нашей страны, поставить её в один ряд с европейскими державами. В это
время и берёт своё начало традиция использования западных образцов. Правда, это
не было бездумным заимствованием, нельзя сказать, что «честью и достоинством
россиян сделалось подражание» [14] в полном смысле этого слова. Бралась лишь
форма,  получавшая в России новое
наполнение, соответствующее своеобразию общественного развития. Кроме того,
реформы Петра I привели к тому, что «преобразованная культура стала отчётливо
государственной, выполняя… определённые государственные функции по обслуживанию
потребностей власти самодержца» [15], что обусловило стремление передовой
общественности второй половины XVIII века найти иную сферу для самовыражения,
независимую от желаний власти. Начинания Петра были продолжены при его
преемниках.

В
30-50-е годы появляются закрытые дворянские военно – учебные заведения (в
частности, в 1731 году был основан Сухопутный шляхетский кадетский корпус),
складывается система дворянского сословного образования [16].

Наблюдаются
важные сдвиги в литературе, искусстве, науке. Были основаны первый университет,
Академия художеств.

Сухопутный
шляхетский корпус и Московский университет сыграли важную роль в развитии
мысли: первый может быть обозначен как «рассадник культуры дворянской
аристократии» [17], сыгравший «важную роль в развитии дворянского самосознания
на основе европейских представлений о социальной роли благородного сословия»
[18], второй стал центром формирования передовой общественности и плацдармом
для деятельности масонов в 80-е годы XVIII века.

Меры,
предпринятые в сфере образования в первой половине XVIII века, приводят к тому,
что в России появляется слой высокообразованных дворян и происходит дальнейшее
развитие российской общественной мысли, которая формулирует новые вопросы и, не
находя ответов, вновь обращается к западным образцам. Ко времени правления
Елизаветы Петровны относится увлечение всем французским, в том числе и идеями французских
просветителей, получивших широкое хождение в России при Екатерине II, которая
считала себя их ученицей. Двор при Екатерине не только «обычаями» и
«внешностью» напоминал парижское общество [19], но «каждый русский, читающий по
французски, носил книгу в своём кармане, словно молитвенник или катехизис.
Особы высшего круга не только бредили Вольтером и божились не иначе как его
именем. Прочитав его, они считали себя обладателями знаний самобытных и
всесторонних…» [20] Европейские просветители постепенно завоёвывали авторитет в
русском обществе 60-70-х годов. Мысли об общественном договоре, разделении
властей, главенстве закона и гарантии политических свобод граждан со стороны
просвещённых монархов будоражили умы общественности. «Наказ» Екатерины вселил в
сердца передовых мыслителей надежду на воплощение в действительность новых
идеалов. Но, как известно, «Наказ» так и остался рекомендацией к действию.
Идеи, предложенные в нём императрицей, не были в полной мере восприняты
делегатами Уложенной комиссии, деятельность которой зашла в тупик из-за
возникших споров и консервативности её участников. Впоследствии и сама
императрица отказалась от них. Мысли французских просветителей о свободе и
равенстве оказались радикальными для дворян, которые в основном отличались консервативными
взглядами. В своих «либеральных» воззрениях они не доходили до отмены
крепостного права, существование которого входило в явное противоречие с идеями
просвещения.

Идеология
французских просветителей привела многих «вольтерианцев» в масонские ложи.
Первый русский гроссмейстер, основатель масонской системы И.П. Елагин
«прилепился к писателям безбожным…». Буланже, Даржанс, Вольтер, Руссо,
Гельвеций стали на какое-то время его «учителями и проповедниками» [21].
Известный масон И.В. Лопухин до вступления в ложу «охотно читывал Вольтеровы
насмешки над религиею, Руссовы опровержения и прочие подобные сочинения» [22].
Н.И. Новиков принимал участие в переводе трудов энциклопедистов. Но в
определённый момент  все они оказались на
распутье между верой и безверием, официальной церковностью и «вольнодумством».
Не найдя искомой опоры в первой и разочаровавшись в последнем, они выбрали третий
путь – масонство.

Далеко
не все идеи французских просветителей находили сторонников в русском обществе.
Особенно болезненно воспринимались выпады Вольтера в адрес церкви. В этом
сказалась глубокая религиозность русских людей. Некоторые исследователи указывают
на то, что распространению масонства в России рассматриваемого периода много
способствовал идеологический кризис и как его составляющая – кризис
церковности, начавшийся ещё в XVII веке [23]. Церковная реформа, проведённая в
России в XVIII веке, лишила православную церковь её прежнего исключительного
влияния на общество. Превращение священнослужителей в «чиновников в рясах», несомненно,
привело к утрате ими былого авторитета. А провозглашённая Петром I и Екатериной
II веротерпимость привела к всё возрастающему влиянию западных идей на русское
общество.

Следует
также отметить, что людей верующих и придерживающихся строгой морали ужасали
господствующие нравы.

Иностранные
и русские мемуаристы оставили свои впечатления о современном им обществе.
Согласно свидетельству Г.С. Винского, в это время «нравы начинали умягчаться,
но с тем вместе и распута становилась виднее», «была приметна роскошь», и
корыстолюбие «со всем своим пламенем…имело всю свою деятельность» [24]. Кроме
того, он отмечает невежество дворян, которые не только не стыдятся его, но
«почитают своим правом. Человек со сведениями не только не уважается, но, можно
сказать, некоторым образом обегается… Хотя и будет он терпим, но в доверенности
не будет никогда» [25]. Е.Р. Дашкова в своих «Записках» также отмечает, что
«придворная атмосфера губительна для честных людей» и «правду при дворе
говорить опасно» [26]. Причём подобное впечатление двор оставлял не только у
русских. Ш. Массон, француз на русской службе, указывает также, что «в России при
дворе и особенно у сановников часто преуспевает самый наглый, бесчестный…
Человек здравомыслящий, с благородной душой и развитым умом, не понравится при
дворе» [27]. Повсеместно процветали пьянство, разврат. Это было характерно не
только для столицы, но и для провинции. Так, Г. Добрынин повествует о том,
каким забавам предавалась «подпора отечества» в Могилёве [28].

Положение
усугублялось тем, что и «вера начинала слабеть…Чему виною можно поставить
теснейшее сообщение с иностранцами и начавшие выходить в свет сочинения
Вольтера, Ж.Ж. Руссо и других, которые читались с крайней жадностью» [29].

В
данной обстановке некоторые священнослужители также оказывались не на высоте,
были подвержены пагубным привычкам, что можно видеть из записок Г. Добрынина. В
частности, им были не чужды «обеды и вечеринки с хором певчих до бела-света»,
злоупотребление спиртным доходило до того, что «телесные их лица потеряли образ
свой и подобие» [30], к этому добавлялась страсть к подаркам, а также
жестокость в отношении других лиц.

Пытливый
ум и истинная вера не могли претендовать на симпатии и понимание при дворе. Это
приводило к поиску новых форм для воплощения нравственных запросов и выплеска
нереализованной религиозности. Поэтому не случайно взоры многих образованных
людей обращались в сторону масонства, предлагавшего универсальные идеи:
братство, гуманность, нравственное самоусовершенствование, которые можно было трактовать
достаточно широко.

Таким
образом, начиная со времени петровских преобразований, складываются условия для
проникновения и распространения масонских идей в русском обществе. Реформы в
сфере просвещения приводят к повышению образовательного уровня российского
дворянства, а дарование свободы от обязательной службы в 1762 году способствует
созданию «мира  дворянской усадьбы»,
вследствие чего возрастают нравственные потребности, возникает общественная
мысль, ищущая сферы для самовыражения независимо от власти. Распространение
идей европейских просветителей приводит к поиску альтернативы, позволяющей
реализовать религиозные чувства, а господствующие нравы побуждают к бегству в
узкий круг единомышленников. Для некоторых выдающихся людей это становится
поводом для вступления в масонские ложи. В результате происходит увеличение
числа масонских мастерских в 70-80-е годы XVIII века, и деятельность Вольных
Каменщиков достигает небывалого размаха, что позволяет говорить о расцвете
масонства в указанный период.
Список литературы

1.
См. об этом: Брачёв  В.С. Масоны и власть
в России (XVIII – первая четверть XIX в.). СПб., 2000. С. 223; Верба И.А.
Масонство в России//Школа. 2001. No1(40). С. 37; Лотарева Д.Д Масонство в системе
русской культуры второй половины XVIII – первой четверти XIX в.//Вестник
Московского университета. Сер.
8. История. 1995. No6. С. 41; Lennhoff, Eugen. Die Freimaurer.
– Geschichte. – Wesen. Wirken und Geheimnis der koeniglichen Kunst. Wien. 1932.
S. 162; Schleufer, Karl. Freimaurer in Russland. Von Peter dem Grossen bis
Lenin//Eleusis. 1958. No4. S. 165.

2.
Сведения, относящиеся к истории русского франкмасонства, извлечённые из Архива
Собственной Его Императорского величества Канцелярии, изданные под ред. Н.
Дубровина в 1902 г.//Масонство или великое царственное искусство братства
Вольных Каменщиков как культуроисповедание. СПб., 1911. С. 75.

3.
Нащокин В.А. Записки В.А. Нащокина//РА. 1883. Кн. 2. Тетрадь 4. С.300.

4.
Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. М., 1900. С. 189.

5.
Иванина Н.С. К истории масонства в России (перевод с немецкой рукописи)//РС.
1882. Т.35 (сент.). С. 533.

6.
Из донесения Розенканфа и Фесслера касательно существующих масонских лож в
СПб.//НИОР РГБ. Ф. 147. Ед. хр. 6/M. 1883/. Л. 110.

7.
РГАДА. Ф. 1239. Оп. 1. Ед. хр. 62731.

8.
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб.,1999. С.
32.

9.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 360.

10.
Иванов – Разумник. История русской общественной мысли: В 3 т. Т.1. М., 1997. С.
39.

11.
Замойский Л.П. Масонство и глобализм. Невидимая империя. М., 2001. С. 136.

12.
См. об этом: Брачёв В.С. Масоны и власть в России (XVIII –первая четверть XIX
в.). С. 538; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т. IV. СПб., 1913. С. 178.

13. Von Rauch Georg. Johann Georg
Schwarz und die Freimaurer in Moskau//Befoerder der Aufklaerung in Mittelund
Osteuropa: Freimaurer, Gesellschaften, Clubs. Berlin. 1979. S. 212.

14.
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском
отношениях. М., 1991. С.35.

15.
См. об этом: Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999; Гордин Я. Наследие
Петра и судьбы наследников // В борьбе за власть. Страницы политической истории
России XVIII века. М., 1988. С. 6-21; Краснобаев Б.И. Очерки истории русской
культуры XVIII века. М., 1987.

16.
Анисимов Е.В. Указ. соч. С. 363.

17.
де Мадариага Исабель. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.,2002. С. 142.

18.
Гуковский Г. Очерки по истории русской литературы XVIII века. М., 1936. С. 16.

19.
Дама Р. Мемуары//Екатерина II и её окружение. М., 1996. С. 253.

20.
Записки венецианца Казановы о пребывании его в России. 1765-1766. М., 1991. С.
11.

21.
Записка И.П. Елагина//РА. 1864. No1. С. 594.

22.
Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного
советника, сенатора И.В. Лопухина, сочиненные им самим//РА. 1884. No1. С.15.

23.
См. об этом: Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.,
1987. С. 9; Новиков В.И. Российское масонство: потаённая перекличка
веков//Общественные науки и современность. 1994. No2. С. 80; Пахомова Л.М.
Российское масонство XVIII века как феномен общественно политической и
философской жизни России. Дис. … канд. ист. наук/ Пермский гос. унт. Пермь,
1998. С. 139.

24.
Винский Г.С. «Моё время». Записки //РА. 1877. Кн. 1. Тетрадь 1. С. 104.

25.
Там же. С. 189.

 26. Дашкова Е.Р. Записки княгини
Дашковой//Записки княгини Дашковой. Письма сестёр Вильмонт из России // Под
общ. ред. С.С. Дмитриева; Вступ. ст. Г.А. Веселовой и С.С. Дмитриева; Сост., коммент.
и имен. указ. Г.А. Веселовой. М., 1991. С. 37, 54.

27.
Массон Ш. Секретные записки о России времени царствования Екатерины II и Павла
I. М., 1996. С. 137.

28.
Добрынин Г. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина, им самим
писанное в Могилёве и Витебске. 1752-1823. СПб., 1872. С. 260.

29.
Винский Г.С.Указ. соч. С. 103.

30.
Добрынин Г. Указ. соч. С. 42,39.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка конструкции топологии и технологического процесса изготовления интегральной микросхемы
Реферат Отчет о практике (ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» )
Реферат Методика и результаты применения георадиолокатора 17-ГРЛ-1 на закарстованном участке россыпи
Реферат Костюм скифов
Реферат Филипп Младший
Реферат Роль ценных бумаг в коммерческих банках
Реферат "Я лиру посвятил народу своему" ( по поэзии Н.А.Некрасова)
Реферат Расчет барабанной сушилки, обогреваемой воздухом
Реферат Исторические параллели развития финансово–экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
Реферат Экологические факторы. Закон оптимума
Реферат Договор на выполнение работ подряд на основе материалов УП Минский
Реферат Babies Essay Research Paper I am against
Реферат Налоги и дотации и их роль в регулировании рыночной экономике
Реферат Vi международная конференция рка коммуникация-2012 Communication-2012
Реферат Naturalism In Of Mice And Men Essay