Реферат по предмету "Религия и мифология"


Беллерофонт

Беллерофонт

Беллерофонт
(B e l l e r o f w n) - один из главных героев старшего поколения, сын
коринфского (у Гомера Il. VI 152 след. - Коринф идентифицируется с городом
Эфира) царя Главка (или бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя
Беллерофонта - Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (или родного
брата) Беллера, его стали называть "убийца Беллера" (греч.
Беллерофонт) (типичный этиологический миф). Полагают, что слово b e l l e r o z
догреческого происхождения и означало "чудовище", впоследствии оно,
став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как
имя собственное. 

Опасаясь
кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно
встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (вариант: Антея) влюбилась в
Беллерофонта, но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в покушении
на ее честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет
направляет Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив ему письмо,
содержащее приказ погубить Беллерофонта. 


Чтобы
выполнить приказ, Иобат дает Беллерофонту одно за другим опасные для жизни
поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трехглавой
огнедышащей химерой - страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги,
покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса (Pind.
O1. XIII, 63 след.; Paus II 4, 1). Напав на химеру с воздуха, Беллерофонт
победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он
отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся амазонок
(Hom. Il. VI 179-186). Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту
засаду, но герой перебил всех напавших на него. Пораженный силой пришельца,
ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Беллерофонту в жены дочь
Филоною и, умирая, оставил ему свое царство (Apollod. II 3, 1 и 2). 

От
этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр,
погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона. Узнав от
тестя о письме Прета, Беллерофонт отправился в Тиринф, чтобы отомстить.
Притворившись влюбленным, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на
Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил ее в море (известно по фрагментам не
дошедшей до нас трагедии Еврипида "Сфенебея"). По другому варианту
мифа (Hyg. Fab. 57 и 243), Сфенебея сама покончила с собой. 

Дальнейшая
судьба Беллерофонта описана Гомером (П. VI 200 след.). Беллерофонт утратил
расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого Пиндар (Isthm. VII
44 след.) считает надменность Беллерофонта, решившего на Пегасе достигнуть
вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода, Пегас взбесился и сбросил седока на
землю. Хромой и слепой скитался Беллерофонт до самой смерти по Алейской долине
("долине странствий"). В не дошедшей до нас трагедии
"Беллерофонт" Еврипид рассказывал о гибельной попытке Беллерофонта
подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исцелен от своей непомерной
гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Беллерофонте была также
посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла "Иобат". 

Культ
Беллерофонта был распространен в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции. Имена
Беллерофонта и связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческого, восточного
происхождения, но все же существование в ранней Греции мифа о Беллерофонте не
вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы Беллерофонта с
химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для времени появления
письменности, рассказ Гомера о письме Прета. В раннегреческих мифах Беллерофонт
часто связан с морской стихией (изображения Беллерофонта с трезубцем,
происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе
Беллерофонта встречаются черты солнечного бога (полет в небо на крылатом коне).
Существует предположение, что в мифе о Беллерофонте объединились черты двух
богов различного происхождения. Изображения Беллерофонта и его коня (по-хеттски
Пихассассиса) часто встречаются на малоазийских печатях (в Малой Азии крылатый
конь был божеством неба и погоды). Возможно, культ Беллерофонта, первоначально
возникший в Греции, был занесен в Малую Азию, где его связали с местными
культами Пегаса, химеры и др. На возникновение встречающегося у Гомера рассказа
о Сфенебее, несомненно, повлиял распространенный по всему Средиземноморью сюжет
о преследовании героя отвергнутой им замужней женщиной (египетская "Сказка
о двух братьях", ветхозаветный рассказ о целомудренном Иосифе, мифы об
Ипполите и Федре, Пелее и жене Акаста и др.).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.