Теоретические основы подготовки студентов православных
духовных семинарий к педагогической деятельности
Игум. Георгий (Шестун)
В
дореволюционных православных духовных семинариях педагогическая подготовка
студентов была обусловлена тем, что выпускники семинарии получали, кроме
основной подготовки к пастырской деятельности, и специальность законоучителя,
что давало им право педагогической деятельности в учебных заведениях,
принадлежащим различным ведомствам. Это и определяло содержание всей
педагогической подготовки. Основным предметом можно было назвать "Методику
Закона Божия", в рамках которого рассматривались многие вопросы педагогики,
в том числе: история педагогики, проблемы дидактики и воспитания, конкретные
методические разработки. Об этом свидетельствуют учебные пособия того времени,
например, протоиерея М.И. Соколова и протоиерея А.А. Дернова. Пособие А.А.
Дернова называлось "Методика Закона Божия. (Чтения по Закону Божию об
истинно-христианском воспитании)".
В
настоящее время подобная задача перед духовными семинариями не ставится ввиду
отсутствия самого предмета Закона Божия в программах учебных заведений России.
Введение
педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий в
настоящее время вызвано, на наш взгляд, следующими причинами:
–
необходимостью просветительской деятельности священника в педагогической и
родительской среде;
–
потребностью в организации в различных формах воспитательной, образовательной и
просветительской деятельности на приходах;
–
участием священников в образовательном процессе государственных учебных
заведений как в рамках образовательных программ, так и в сфере дополнительного
образования;
–
получением студентами духовных семинарий педагогического образования как
второго государственного образования;
–
потребностью в организации и проведении совместно с медицинскими работниками и
психологами реабилитационной и коррекционной работы с детьми и взрослыми,
страдающими задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом и т.п.
Названные причины определяют цели педагогической подготовки студентов в
духовных семинариях.
Для
получения студентами семинарий педагогической специальности, следует вводить не
один предмет, а цикл педагогических дисциплин, переходить на кафедральный
принцип организации учебного процесса, согласовывать учебные планы семинарии с
планами педагогических вузов и т.д. Для многих семинарий эта проблема пока трудноразрешима.
Проблемы
коррекционной работы с детьми и взрослыми следует рассматривать в курсе
психологии.
Наиболее
актуальной в наше время является просветительская деятельность, она и должна
определять основное содержание педагогической подготовки, содержание предмета
"Православная педагогика". Следует также дать возможность студентам
семинарии получать практические навыки воспитательной работы с детьми и умение
организовать учебный процесс в воскресной школе, самим участвовать в
преподавательской деятельности как в воскресной школе, так и в государственных
и в православных учебных заведениях.
Такой
подход требует особого изучения тех вопросов педагогики, которые недостаточно
или вообще не освещаются в курсах педагогики, читаемых в педагогических вузах. Это
касается истории христианской педагогики, богословского осмысления природы
человека, понятия личности, духовных основ семьи, практической постановки дела
воспитания и образования на названных основах. Требуют изучения те вопросы,
которые по сути своей и составляют предмет "Православной педагогики".
Очевидно, что нет необходимости вносить в учебные программы и учебные пособия
по "Православной педагогике" темы, достаточно хорошо теоретически
разработанные в светской педагогике. Это относится к истории педагогики,
дидактике, методам и формам воспитательной работы. Вместо общей истории
педагогики целесообразно дать анализ основных течений педагогической мысли с
православной точки зрения. А дидактику и воспитательную деятельность следует
осваивать в процессе педагогической практики, предваряемой прочтением
небольших, практически-ориентированных курсов.
На
основе вышесказанного можно предложить следующую структуру курса
"Православная педагогика":
"Введение".
Во введении следует рассмотреть правовые основы образования, необходимость
религиозного обоснования педагогики на государственном, научном и личностном
уровнях. Выделить особенности православной педагогики, предмет православной
педагогики и дать определение ее основным понятиям, таким как "воспитание",
"образование", "обучение".
"Педагогика
в Священном Писании и Предании". Рассматриваются Ветхозаветное и
Новозаветное учение о воспитании, вопросы христианской педагогики, отраженные в
творениях святых отцов, начиная с мужей апостольских. (Следует рекомендовать к
самостоятельному изучению многие вопросы данного раздела, так как творения
святых отцов Церкви изучают в курсе "Патрология" и бывает достаточно
проведения семинарских занятий по этому вопросу. Изучение аскетической
литературы целесообразнее рассматривать в курсе психологии).
"Педагогические
воззрения отцов и учителей Русской Церкви". В данном разделе предлагаем
изучить педагогические взгляды святителя Филарета Московского, святителя
Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика
Фаддея (Успенского). (По желанию преподавателей следует включить в данный
раздел труды других отцов и учителей Русской Церкви).
"Русская
религиозная философия о характере просвещения России и Европы. Возрождение
русской педагогики в трудах деятелей народной школы". Следует обратить
внимание на различие взглядов П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского и А.С. Хомякова
на характер просвещения России и Европы. Для более глубокого изучения причин
различий во взглядах возможен исторический экскурс в богословские споры между
эллинским язычеством и византийским Православием. Изучая деятелей народной
школы, следует особое внимание уделить трудам Н.И. Ильминского, С.А.
Рачинского, К.П. Победоносцева.
"Общий
исторический обзор основных педагогических течений с православной точки
зрения". В основу изучения данного раздела следует положить анализ В.В.
Зеньковского основных педагогических течений из его книги
"Педагогика". Целесообразно рассмотреть и педагогический аспект
разрушительного влияния на личность человека оккультных учений и тоталитарных
сект.
"Основные
проблемы воспитания: воспитание и свобода, воспитание и развитие".
Основное внимание следует обратить на отсутствие противоречий в православной
педагогики между воспитанием и свободой, если свобода рассматривается как
условие и результат нравственного самоопределения человека. Для более глубокого
рассмотрения влияния на развитие ребенка следует изучить особенности детского
возраста и условия его рождения для духовной жизни. В этом разделе
целесообразно рассмотреть антропологические проблемы педагогики.
"Особенности
развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни". При
рассмотрении данного раздела следует провести сравнительный анализ
психологического и святоотеческого взглядов на развитие и духовное становление
ребенка в разные периоды его жизни и кризисные возрасты.
"Православная
семья". Основными вопросами данного раздела являются: духовные основы
семьи, иерархическое устроение семьи, основы христианского воспитания детей в
семье.
"Православное
и светское образование". Рассматривая понятие "светское",
следует выделить главную особенность светского образования и на примере истории
Церкви проследить отношение отцов-проповедников к внешней учености. Анализируя
опыт современного православного образования, особое внимание необходимо уделить
проблемам образования. (Изучению данного раздела способствует экскурс в историю
становления школы в России и Западном мире).
Конкретные
вопросы дидактики рассматриваются в процессе подготовки к активной
педагогической практике и в процессе самой практики. Для работы со студентами
следует пригласить опытных педагогов-практиков.
"Учитель
и особенности его призвания". Призвание учителя рассматривается как
православное служение, как духовный дар и как личный подвиг. Обращаем внимание
на личность учителя и его нравственные качества.
"Принципы
православной педагогики". Подводя итоги всему, что было рассмотрено в
предыдущих разделах, формулируем основные положения, принципы православной
педагогики:
–
православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие;
–
наше единство в Церкви и через Церковь как начало благодатной соборности;
–
построение жизни по требованиям христианского совершенства;
–
освоение наследия родного края.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru