Реферат по предмету "Религия и мифология"


Локк

Локк

И.Вороницын

Сильный
толчок к дальнейшему развитию деизма дала философия Джона Локка (1632—1704),
раз навсегда покончившая с учением о врожденных идеях, т.-е. идеях, приносимых
будто бы душою в телесный мир и в одинаковой степени присущих всем человеческим
существам.

Главным
источником всякого познания, по Локку, является чувственный опыт; через него
прошло все содержание человеческого ума. Чувства, ощущения — вот материал,
который перерабатывается в мыслительном аппарате, в мозгу. Второй источник —
самонаблюдение, это — внутренний опыт, т.-е. наблюдение над тем, как
перерабатывается полученный через внешние органы материал, т.-е. тоже
деятельность мозга. Эти два рода опыта есть «единственные окна», через которые
проникает свет в первоначальный мрак разума.

Подвергая
критике прирожденные идеи, Локк устанавливает, что «откровение» не может дать
нам никакого простого понимания, основанного на прямом опыте, и потому не
приводит к действительному расширению наших знаний. Вера и знание различные
вещи. Но Локк, однако, не доходит до отрицания за верой всякой истины. Целый
ряд уступок религии в значительной степени ослабляет революционное (для
буржуазного общества) значение его философии.

Мораль
евангелия он считает высшей формой человеческой нравственности. Хотя понятие о
боге и не врожденное, так как существуют народы, не имеющие этого понятия, а
представления других народов и даже отдельных людей о божестве часто ни в чем
не совпадают, однако, следы мудрости и могущества, следовательно и
существования бога, видны во всех творениях. Поэтому о бытии бога мы знаем
вернее, чем даже о вещах, непосредственно открываемых нашими чувствами. Мы
существуем, следовательно существует бог. Но человеческий ум ограничен и не
может постигнуть ни свойства бога, ни его намерений. То же следует сказать и о
бессмертии души: как во всех вопросах, относящихся к божественным вещам,
человеческий ум блуждает здесь в полных потемках. Локк считает бессмертие души
очень вероятным, но разуму не дано открыть всей истины; бессмертие души — дело
веры.

Практически
вера в бога и в бессмертие души обязательна. Люди, отрицающие эти практические
требования разума, заслуживают всяческого порицания. Отсюда отрицательное
отношение Локка к атеизму, доходившее до того, что, составляя конституцию для
американского штата Каролины, он лишил прав гражданства в нем атеистов. Он был
убежден, что человек, отрицающий бога, не может считать для себя обязательными
обещания, договоры, присягу, словом, все, что служит целям общественного союза.
Как в XVIII веке Руссо, а в эпоху Великой Революции Робеспьер, выражавшие в эти
области одинаковые взгляды, он был истинным выразителем интересов буржуазии. Да
и не только в этой области. Марксистам вряд ли нужно напоминать отзыв Маркса о
Локке по поводу спора последнего с министром финансов о перечеканке монет.
Локк, говорит Маркс, «отстаивал новую буржуазию во всех формах, представителей
промышленности против рабочего класса, торговцев против старомодных
ростовщиков, аристократов капитала против государственных должников, и даже в
одном своем сочинении рассматривал буржуазный ум, как нормальный человеческий
ум». «Естественная религия» или «разумное христианство» (название одного из
сочинений Локка) было подлинной буржуазной религией: оно было выгодно, как
оружие против слишком властолюбивых замашек церкви, еще не признавшей в молодом
классе своего господина, и против народных масс, у которых безверие всегда шло
об руку с мятежом против власти. У Локка, как и у других представителей
передовой буржуазной мысли, религия была формой политики. И не чем иным.

Локк
замечателен во многих отношениях. И оттого его влияние на развитие общественной
мысли XVIII века было весьма многообразным. Ни один мыслитель, если не считать
французских просветителей, взятых в целом, не дал такого среднего, типового,
так сказать, выражения совершавшегося в то время в Западной Европе освобождения
буржуазного общества из феодальных рамок. Декларация прав Французской революция
в своем зародыше уже содержится у Локка.

Люди,
рождаются равными и свободными, всякое рабство противоестественно.
Монархический абсолютизм противоречит этим правам и потому незаконен. Право
индивидуальной собственности провозглашается священным, при чем Локк выводит
его не из законов, обычаев или просто факта захвата, а из производительной
деятельности, из труда. Этот индивидуализм противопоставляется у него
коммунизму основанному на признании верховных прав в области собственности за
государством. Далее, он устанавливает теорию разделения законодательной и исполнительной
власти, рассматривает народ, как источник власти. Эти теории в период юности
буржуазного общества и в эпоху его борьбы с феодализмом и абсолютизмом
диктовались классовыми интересами, и мы встречаем их в XVIII веке почти всюду.
Наконец, в отношении церкви Локк высказывается за отделение ее от государства и
за полное невмешательство светской власти в вероисповедные дела. Он был
проповедником полной терпимости с одним лишь исключением — для атеистов.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.