Сущность и
возможности системного подхода.
1.1 Методические основания системного подхода.
Мир, в
котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы
объективной действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными
формами существования материального субстрата являются пространство и время.
Важнейшая особенность нашего мира состоит в неравномерности распределения в
пространстве и времени вещества, энергий и информации (разнообразия). Эта
неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата
(элементарные частицы, атомы, молекулы и т.д.) группируются, объединяются в
относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс
объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс
разъединения, дезинтеграции. Но факт существования объединений на всех уровнях
организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В
неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах
- генетические, морфологические и другие взаимодействия, в обществе -
производственные, экономические и другие социальные отношения.
1.2. Сущность системного подхода.
Система -
слово греческое, буквально означает "целое, составленное из частей".
В другом значений - это порядок, определенный планомерным, правильным
расположением частей в целом, определенный взаимосвязями частей. Термином
"системный подход" обозначается группа методов, с помощью которых
реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти
методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных
синтезов и общенаучных концепций. Необходимость системного подхода обусловлена
укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями в управлении
системами и интеграции знаний. Системный подход применяется ко множествам
объектов, отдельным объектам и компонентам объектов.
1.3. Уровни системного подхода
Существует
несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный,
целостный. Необходимо развести эти понятия.
Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или
применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни
отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с
целым.
Структурный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур
объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы
(целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единственным
образом. При целостном подходе изучаются отношения не только между частями
объекта, но и между частями и целым.
От слова "система" можно образовать другие - "системный",
"систематизировать", "систематический". В узком смысле под
системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения
реальных физических, биологических, социальных и других систем. Системный
подход в широком смысле включает, кроме этого, применение системных методов для
решения задач систематики, планирования и организации комплексного и
систематического эксперимента.
1.4. Цели системного подхода в психологии.
Методологические
основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах
Ананьева Б.Г. (I), Кузьмина B. П. (7), Ломова Б.Ф. (8).
Системные описания являются средством решения многих теоретических и прикладных
задач, встающих сегодня перед психологами (8). В теоретическом, плане - это
интеграция и систематизация психологических знаний, устранение излишней избыточности
в накопленной информации и сокращение за счет этого объема описаний, выявление
инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода,
уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход
позволяет выявлять пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их
неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях (путем
интерполяции и экстраполяции) предсказывать свойства отсутствующих частей
описания. Прикладные задачи, решаемые с помощью системного подхода - это задачи
психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами,
повышение эффективности процесса обучения, совершенствование психологического
образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в
адекватном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание
предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от индуктивного пути к
индуктивно-дедуктивному. Системный подход не самоцель: в каждом конкретном
случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект.
Общими задачами системных исследований анализ и синтез систем. В процессе
анализа система выделяется из среды, определяются состав и структура системы,
ее функции, интегральные характеристики (свойства), системообразующие факторы,
взаимосвязи со средой. В процессе синтеза строится модель реальной системы.
Человек как предмет познания изучается многими фундаментальными и прикладными
науками (Ананьев). Установлены уровни описания: биологический, физиологический,
психологический, социологический. Выделению этих уровней в значительной степени
способствовало то, что каждому из них соответствует определяющий его целостный
объект: биологическому – клетка, физиологическому – организм, психологическому
– сознание, социальному – личность. Интегралом этих уровней является человек.
1.5. Функции системных описаний.
Системные
описания могут отражать статику и динамику систем, процессы, состояния,
поведение и развитие. Такие описания представляют собой множество знаковых,
символических и образных компонентов, сгруппированных и упорядоченных в
соответствии со структурой объектов. Эта упорядоченность находит свое отражение
в терминах слоистости, стадийности, периодичности, фазности и т.д.
Описания объектов как систем выполняют те же функции, что и любые другие
научные описания: объяснительную и показательную. Но главная их функция состоит
в интеграции информации об объекте.
В прикладных областях (инженерной психологии, педагогической) системные
описания выполняют трансляционную функцию, функцию, функцию оптимизации
представления информации пользователю.
Список литературы
Ганзен В.А.
Сущность и возможности системного подхода.