Гуманистический
психоанализ (Э.Фромм)
Теория личности
Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее
биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль
социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов
ее формирования.
Личность, с
точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических
свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными
свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие
проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве
жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности
человека, Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего
звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе
"Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы
характера:
Рецептивная
ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне;
он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть
любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей,
способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает
другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
Эксплуататорская
ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не
надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не
способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций,
заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян,
эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
Стяжательская
ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что
может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на
экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как
на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его
отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям,
предусмотрителен, лоялен и сдержан.
Рыночная
ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на
продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать
себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения
жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его
ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной
конкуренции.
Плодотворная ориентация
в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек
воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не
отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять
сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от
другого; силой воображения – творить.
Характер любого
чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут
выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал
еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и
противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Помимо
социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека,
в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником
активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в
преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности
и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на
других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном.
взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).
Смысл
существования чел. Фромм видит в различных способах решения основной проблемы,
заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода,
завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства
безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой
добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм
описал механизмы такого "бегства".
Авторитаризм –
тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое "Я"
с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому
индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в
мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении
обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
Разрушительность
– попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других,
средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена
на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать,
явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением
скованности и изолированности.
Автоматизирующий
конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип
личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его
хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и
окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и
бессилием.
В противовес
механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы,
благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть
автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл.
условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в
широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
Список литературы
П. П. Горностай.
Гуманистический психоанализ (Э.Фромм)