Реферат по предмету "Психология"


Теория интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин)

Теория
интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин)

Концепция
личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как
интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к
нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и
свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной
группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают
своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для
нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и
динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и
эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и
межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня
(биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее
для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное,
неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии
личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и
индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное
– это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям,
коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность
личности.

В
индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа –
свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности
психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства,
обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности
при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента
лишь количественного его сторона – степень выраженности, определяемая
соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же
сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа.
Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют
продуктивность психической деятельности (например, острота и точность
восприятия).

Ко второй
группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и
постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия,
честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение
личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является
необходимым компонентом отношения личности Во-вторых, индивид, черты характера
: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении
социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах
действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера
проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в
устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И,
наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п.,
от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными
особенностями психических процессов.

Все
индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума,
формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.
Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а
различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности
являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера,
и направленности. Таким образом, структура личности представляется как взаимная
связь и организация свойств личности. Структурные образования личности
характеризуются понятием "симптомокамплекса". Индивидуальное и
социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или
фактора личности.
Список
литературы

Л. А. Пешкова.
Теория интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.