Философско-психологическая
концепция (С.Л.Рубинштейн)
Будучи пионером
в использовании онтологического подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн
впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др.
уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.
Познание и
деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения
человека с миром, помимо которых выделяется также отношение – не только к
бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. человека,
необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его
к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собственную сущность, обретаемая
через другого.
В отличие от
большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к
отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к
миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны,
не существуют в себе, а принадлежат личности Связь сознания и деятельности
становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом
измерении личности способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием
личность особым образом строит свои отношения с миром.
Прослеживая
единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший
психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в
деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три
взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию
отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной
Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности
деятельности - потребности, способности, направленность.
В "Основах
общей психологии" личности определяется через триединство – что человек
хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может
(способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют
целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в
жизнедеятельности человека проявляет свою направленность, реализует дарования,
формирует характер.
Условия жизни
человека, жизненные обстоятельства не является чем-то постоянным, статичным,
покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего
условия своей жизни и свои отношения к бытию человека Условия жизни становятся
решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.
Личность
рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется,
претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется
целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней
структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром.
Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая
свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личность
целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как
субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад человека. Она
самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь
все более избирательной и уникальной.
Самосознание не
есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями
субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно
проявляющегося субъекта – это понимание самосознания как рефлексии активности
субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практических достижений.
Самосознание
возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально
становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания являются
этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром,
овладения этими связями и отношениями посредством действий. Человек осознает
свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к
самосознанию через познание др. людей. Самосознание – не только рефлексия себя,
но и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личности,
масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом
в жизни каждого конкретного человека. Жизнь – особое измерение личности, то, в
чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает
клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества ,
социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество
своей жизни.
Каждая личность
по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть
ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от
цепи внешних событий, другая творит и охраняет свой внутренний мир, уходя в
события внутренние, осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и
ускоряет внешние события, реализуя в них свой внутренний мир.
На жизненном
пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или
иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую
траекторию развития. На таком поворотном этапе личность может перевести свою
жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек
является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом
жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и
общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях,
пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время
для труда, познания, коммуникации.
Жизнь является
для человека проблемой. Жизненные противоречия создаются соотношением добра и
зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как
субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия,
изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.
Только та жизнь
является подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных
случаях, даже если физическое существование продолжается, оно не является
жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.
Ответственность,
или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о
том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным
поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего
содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности,
свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.
Список
литературы
Т. М.
Титаренко. Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн)