Реферат по предмету "Психология"


Понятие об ощущениях

ПОНЯТИЕ ОБ
ОЩУЩЕНИЯХ

Ощущения
считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой
осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый,
но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной
системой значимых, раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной
системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых
существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности,
доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной
нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным
путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние
сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать,
осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при
наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения
возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой
материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды
изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему
происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма,
с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль
ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной
нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о
состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых
факторов.

Ощущения в
своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека
свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения
приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме
стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других
воздействий).

Виды ощущений
отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи
связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения
разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения,
давления^ боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о
состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептив-ные ощущения,
отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела
относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия.
Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы,
поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за
исключением болезненных, не осознают-ся^нотакже^воспринимаются и
перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют
интероцептив-ными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком
поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие
в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический
состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть,
кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе
информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких
явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг
человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и
одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и
прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием
поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает
решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все
существующие виды энергии, даже если они жиз--ненно значимые, человек
воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он
психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и
ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона,
вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления
воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее
значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.

Порождают
ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона
— от коротких космических лучей с длиной волны около 4х10 ^ см до радиоволн с
длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная
характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в
виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны,
которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780
миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть
электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и
различающиеся по длине, ророждают в свою очередь ощущения различного цвета
(табл. 7).

Ухо человека
реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с
изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с
определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей
высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты
и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается
частота колебаний воздуха в секунду,— герц, численно равная одному колебанию,
совершаемому за секунду.

Чем больше
частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек
обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления
воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для
сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, спосо-бен порождать
звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха,
воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весьма различен.
Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки чем человек.
'

Заметим, что
субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты
колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его
интенсивность, т. е. разность давлений между самой высокой и самой низкой
точками отражающими величину давления воздуха (рис. 33, параметр амплитуды) .
Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот.

Для оценки
субъективной громкости воспринимаемого звука так-

Его
воспринимаемая громкость в децибелах же предложена специальная шкала, единицей
которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего
этой единице, обратимся к табл. 8, где в децибелах показана громкость ряда
известных нам звуков. Заметим, что длительные и сильные воздействия физических
стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их
функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в
течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных
и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить
временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и
исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на
электромузыкальных инструментах.

Обоняние — вид
чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из
наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган
обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте—
впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых
структур, где принимаются и 'перерабатываются получаемые от них импульсы,
наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов,
непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг,

Часть мозга,
которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже
живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе
головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает
практически всю поверхность полушарий, у собак—около одной ее трети, у человека
его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной
двадцатой части. Указанные различия соответствуют развитости других органов
чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущение имеет для живых
существ. Для некоторых видов животных значит ние обоняния выходит за пределы
восприятия запахов. У насекомые и высших обезьян обоняние также служит
средством внутривидового общения.

Следующий вид
ощущений — вкусовые — имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое,
кислое и горькое. Все остальные.^ ощущения вкуса представляют собой
разнообразные сочетания этих), четырех основных,

Кожная
чувствительность, или осязание,— это наиболее широко представленный и
распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее
при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет
собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного
комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли,
тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид
рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наличие таких
рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако
специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось.
Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия
одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли,
холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в
зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики
воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных
ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на
поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается
по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний
участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение
тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как
правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине
воздействия, но не отзываются на средние.

На примерах
кинестетических ощущений и ощущений равнове-.-д сия можно подтвердить тот факт,
что далеко не все ощущения являр'^ ются осознаваемыми. В повседневной речи,
которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие,
например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокра'
щении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же суще' ствуют,
обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения,
величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и
регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке
принято слово, которое происходит от понятия "движение",— кинетика, и
их поэтому называют кинестетическими. Без ощущений подобного рода мы бы
испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений
различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных
непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т. п.),
потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые
выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических
ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые
способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию
особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих
рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Существуют
данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает
раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти
раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на
осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости
к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы
уточняем, например, локализацию звука. Физиолог Г. В. Гершуни, в частности,
пишет, что "сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностью
отсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков,
возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной
электрической активности коры головного мозга — появление ритмов более высоких
частот ... изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) и
улитко-зрачковый рефлекс — изменение диаметра зрачка при действии звука"'.

Зона неслышимых
звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни
"субсенсорной областью". На стадиях постепенного восстановления слуха
эта зона увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же
образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые в ходе
патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно
зависят от состояния человека и для улитко-зрачково-го рефлекса колеблются в
пределах от 5 до 12 дб.

Все виды
ощущений возникают в результате воздействия соответствующих
стимулов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу,
как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя
и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным
периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии
воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и
неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня
нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об
афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем
попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.
Восприятие,
его виды и свойства

Внешние
явления, воздействуй на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде
ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к
воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым
существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же
воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она
у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от
ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений
или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда
выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас
существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с
иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает
простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к
какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения
находятся в нас самих, воспринимаемые же свойств-а предметов, их образы
локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в' его
отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно
отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом
возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости,
громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате
восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных
ощущений, приписываемых человечку ским сознанием предмету, явлению, процессу.
Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в
отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его
исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как
правило, не требуется.

Отдельные
ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и
достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы,
чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса
восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу
нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает

активнее,
перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки,
свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды
восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное
восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще
всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие,
таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и
означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от
целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез
выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в
ходе активного их отражения.

Предметность,
целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) —
это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате
восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде
набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга
предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность
восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в
полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно
достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора
элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета
человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно
постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от
меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого
восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый
воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному
классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и
видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в
объеме и содержании этого понятия.

Описанные
свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия
с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте,
частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической
деятельности мозга.

Чаще и больше
всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств
у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно
воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ,
внесли представители гештальтпсихологии — направления научных исследований,
сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов,
влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии
предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость
друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения.
Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются
соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с
другом и создают единый образ.

2. Сходство
элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы
обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор
"естественного продолжения". Он проявляется в том, что элементы,
выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей
вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и
контуры, чем в другие.

4. Замкнутость.
Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов
зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Принципы
перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе
друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в
нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных,
разно-направленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга
вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в
них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты.
Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится
необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.

Выяснилось, что
восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит
по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и
мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места,
на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем
составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А.
Л. Ярбусом', показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих
внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и
полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких
элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе
рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают
процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании
человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и
носу (рис. 37, 38). Глаза и губы человека действительно являются наиболее
выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых
мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать
наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим
людям и многом другом.

Нередко при
восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих
элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии.
Таких иллюзий известно множество. Две из них для примера показаны на рис. 39.
Это — иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на
фоне веерообразно расходящихся линий (А), и искажение изображения квадрата на
фоне концентрических окружностей (Б).

Наличием
иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными
причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от
особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки,
в том числе "видения" так называемых неопознанных летающих объектов
(НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся
кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые
совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур
плоскостного типа

образуют черно-белую
перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.
Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до
предметов, расстояния между предметами.

В восприятии
формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная
способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на
элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию,
конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря
свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне
определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и
наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы
образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные
выше.

3. Жизненный
опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов,
перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие
величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке
глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов,
то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют
на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя
на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых
на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как
возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не
происходить. Однако если человек в состоянии правильно оце-нить расстояние до
объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым
видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях
расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае,
если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только
величина его изображения на сетчатке.

В восприятии
величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с
ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше
сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или
поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет. Следовательно,
восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В
этом, в частности, проявляется роль деятельности в восприятии.

Движения мышц
также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительно правильной оценке
глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация — это изменение
кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и
отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке).
Конвергенция — это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при
восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов.
Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе
информацию о расстоянии до объектов.

Однако с
помощью аккомодации и конвергенции невозможно полностью объяснить восприятие и
оценку расстояния до объектов, так как эти процессы "работают" в
ограниченных пределах расстояний: 5—6 метров для аккомодации и до 450 метров
для конвергенции. В то же самое время человек способен различать удаленность
объектов от себя на гораздо большие расстояния, до 2,5 км. При оценке больших
расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении
объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие и
оценка движения также основаны на последовательном использовании информации,
исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить
сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или
отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения
или новизны, входящими в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции
(рефлекса). Эти нейройы обладают генетически заданной способностью генерировать
импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность
движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на
поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью
сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при
выполнении прослеживающих движений за объектом.

То
обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически
связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается
существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле
зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два
светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно
небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго
объектов становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового
источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем
зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего
"движения". Это явление получило название "фи-феномен".

Еще одним
аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме
восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это
явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной
светящейся точки. На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей,
который рассматривался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект
возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле
является единственным видимым объектом, т. е. если ее положение невозможно
идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо
другого видимого объекта.

Скорость
движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета
на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих
движениях.

Механизм
восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми
"биологическими часами" — определенной последовательностью и ритмикой
биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве
наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм
сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее
частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на
скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин
и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а
кофеин ускоряет его.

Субъективная
продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более
короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо
дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными
и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции
четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем
хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и
интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что
в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил
для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало
вперед почти на четыре часа. Затем его "внутренние часы" начали
постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже
ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют
большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода
времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут
варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического
состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в
состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.