Метод кататимного переживания образов
(символдрама) Х.Лейнера.
1. Методика и техника проведения.
Психотерапия кататимного переживания образов - форма
имажинативной психотерапии, основанная на переработке образов фантазии,
всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или
наркотическом состоянии.
Разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом
Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его "активного ступенчатого
гипноза".
По его мнению, подобные образы, (образы фантазии,
кататимные образы) возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических
представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов,
образующих содержание бессознательного. Образы , связанные с бессознательным,
достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов , соотносимых с
экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор
стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди
и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта
является убеждение пациента в том, что по отношению к его "символам
возможны иные операции". По ходу терапии создается сценарий действий которые
пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам . Весь
психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит
ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, эйдетическая проработка
универсальных образов, проработка личностно значимых образов.
С технической стороны метод основан на том, что у лежащего
в расслабленном состоянии на кушетке ли удобно сидящего в кресле пациента
История создания метода восходит к 1948 г. Лейнер изучил результаты
эксперимента, проведенного в 1932 г. C. Haappich. Суть его заключалась в
использовании представления образов в психотерапевтических целях.
В 1954 г. Лейнер обобщил свои многолетние системные
эксперименты со сновидениями наяву в первой программной публикации. Созданный
метод он назвал Экспериментальным кататимным переживанием образа (ЭКПО).
Основное положение, метод и результаты психотерапии с
использованием символдрамы были обстоятельно освещены в 1955 г в публикации под
название "Клинический метод психотерапии".
Что представляет собой символдрама?
Символдрама - это метод глубинно-психологически
ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным
при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при
психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Обухов
метафорично называет символдраму "психоанализом при помощи образов".
Основу метода составляет свободное фантазирование в форме
образов, "внутренних картин" на заданную психотерапевтом тему,
называемую мотивом. Психотерапевт при этом выполняет контролирующую,
сопровождающую и направляющую функции.
Психотерапию по методу символдрамы можно представить как
некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с
конфликтами (первая составляющая), другую - работа. направленная на
удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая) и третью -
работа, нацеленная на развитие креативности пациента ( третья составляющая). В
каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в
этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя
различные техники символдрамы.
Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву
представления образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый
неопределенный мотив представления, то это, как было показано Лейнером,
получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают
последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами
ландшафта, животных и человека.
При этом представляющий образы человек часто может прийти к
почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно
речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят
сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевт о содержании появляющихся
образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя сновидения
наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное
эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение. Этим символдрама
отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии,
например, таких как образная медитация, активное воображение, по К. Г. Юнгу, и
высшая ступень аутогенного тренинга., по Шульцу.
Концепция символдрамы базируется на традициях европейской
глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое
представление бессознательных или предсознательных конфликтов.
Из дидактических соображений вся система разделена на три
ступени: основную, среднюю и высшую. При помощи техники основной ступени можно
и дополнений из курса средней ступени можно проводить полноценное лечение в
ограниченной области.
Система символдрамы основывается на двух основных
положениях:
- человек способен развивать в своем воображении
фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения,
но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек
может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать
себя в ходе четкого диалектического процесса.
- в результате эмпирических наблюдений за фантастическими
образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые
закономерности. Они подчинены первичному процессу, неинтерпретирующемуся
воздействием.
В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок
глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику
сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования "Я",
инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы).
С феноменологической позиции можно выявить параллели
символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Морено и в элементах
гештальт-терапии. В техническом плане символдраме близки элементы ведения
психотерапевтических бесед по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой
терапии по Й. Вольпе.
В основу обработки материала может быть положена
практически любая глубинно-психологическая концепция в том числе даже
экзистенциально-аналитический метод.
2. Первый методический шаг.
Лейнер сформулировал три возможных альтернативных метода
введения пациента в состояние контролируемой регрессии, в котором легче всего
могут возникнуть сновидения наяву.
- во-первых, можно использовать введение через основные
упражнения аутотренинга по И.Х. Шульцу. (переживание тяжести, понижение
мышечного тонуса, переживание тепла во всем теле путем концентрационной
саморелаксации плюс упражнения по регуляции дыхания).
- индукция состояния расслабления психотерапевтом. Этот
метод менее маскирует конфликты и позволяет добиться более скорой реализации.
Пациенту, в соответствии с формулируемыми психотерапевтом указаниями,
предлагается самому расслабиться в его присутствии.
Благодаря стандартному тексту за несколько минут удается
вызвать у пациента необходимое для символдрамы состояние базального
расслабления.
- единственное побуждение к представлению образов
(имагиниция).
достижение состояния расслабленности можно осуществить
путем прямого предложения представить один из мотивов симводрамы. В качестве
прототипа для этого на первом ознакомительном занятии подойдет тест
"цветок". Этот тест показывает, способен ли пациент вообще и
насколько, если способен, образовывать полноценные кататимные образы.
Простая неформальная просьба к сидящему пациенту
предотвращает появление напряженного ожидания. Почти все пациенты, даже с
относительно тяжелыми нарушениями, справляются с этим тестом и представляют
себе цветок.
Корреляцию между представлением образов и расслаблением
можно определить как круговой процесс. Предложение представить образы повышает
расслабление, более полное расслабление углубляет переживание образов в плане
их большей цветовой насыщенности и пластичности и усиливает регрессивное
погружение с внутренним "раскрытием" для эмоционального тона.
3. Второй методический шаг.
На этом этапе образные представления вызываются в погруженном
состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно
"устанавливается" кататимный образ. Пациенту предлагается представить
себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Не следует определять
какие-либо детали образа.
Образы переходят из одной промежуточной ступени к другой и
обратно. Этот круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние
погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще
более приближаются к реальному восприятию их другими органами чувств. Например,
пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может
чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса,
смотреть на бегущие в синем небе белые облака.
После того как проведена вводная процедура и пациент начал
представлять образы, его просят повнимательнее присмотреться к тому, что
окружает предложенный мотив, например, появившийся луг, так, как это было бы и
в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а терапевт в
заключение спрашивает его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте,
и о том, какое настроение вызывает у него этот ландшафт.
Мотив луга, как начальный, имеет большое значение для
символдрамы. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом
связаны с лугом. Пациент может найти ручей, который протекает через луг. Ручей
тоже необходимо описать. Если захочет пациент, он может приблизиться к ручью и
сделать с водой то, что ему захочется: свесить в воду ноги, смочить лоб,
спуститься в ручей или искупаться в нем, половить рыбу и т.п.
Задача психотерапевта при этом - занимать по отношению к
пациенту принципиально разрешительную позицию. Пациенту предоставляется
возможность осуществить его желания, дается свобода следовать спонтанным
импульсам. Тем самым пациенту дается возможность открыто проявить дремлющие в
глубине души тенденции поведения и в соответствии с ними творчески оформить и
развить предлагаемый каждый раз мотив.
Во время занятия терапевт предлагает пациенту по
возможности сообщать подряд обо всех всплывающих образах. Психотерапевт
постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере луга
терапевт учится оптически срисовывать в своем собственном воображении образы
фантазии пациента и весь мир его образных представлений. Это необходимая
предпосылка для более глубокого понимания и эмпатийного переживания с
пациентом.
Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто
описываемые пациентом сцены символдрамы действительно реальны. Воздействие
психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из
квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных
образов пациента. Возникают новые образы и усиливаются уже существующие. При
этом психотерапевт не должен, закрыв глаза, представлять себе образы вместе с
пациентом, ибо из-за этого он часто впадает в управляемый бессознательными
импульсами мир собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии
наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта. Он
должен уметь время от времени критически дистанциировать себя от своего
пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со
своими теоретическими занниями - и таким образом иметь возможность руководить
психотерапией в интересах пациента.
Пациент должен описывать свои переживания образов во время
имагинирования. Диалог о деталях представляемых в образах сцен не мешает.
Психотерапевт может в осторожной форме задавать промежуточные вопросы,
приспосабливаясь к стилю представления образов каждого отдельного пациента.
Промежуточные вопросы должны, прежде всего, служить уточнению деталей образов и
формированию сопутствующего эмоционального тона. В этом отношении
структурирование плодотворно в ходе первых сеансов символдрамы, связанных с
процессом обучения. На последующих этапах пациент уже сможет лучше использовать
деятельность своей творческой фантазии, а структурированные психотерапевтом
построения отходят на задний план.
В конце каждого сеанса символдрамы Лейнер, в соответствии с
указаниями Шульца для аутогенного тренинга, просит пациента "вернуться
обратно". Пациента просят при этом сжать кулаки, три раза с силой согнуть
в локтях и разогнуть руки, сильно напрягая мышцы. Затем он должен глубоко
вздохнуть и открыть глаза.
Этот своеобразный ритуал не является самоцелью. Уже в ходе
десятиминутного упражнения по методу символдрамы может возникнуть довольно
глубокое гипноидное состояние. Часто оно вызывает ощущение особой тяжести в
руках и ногах, а также ведет к изменению состояния сознания. "Возвращение обратно"
физиологически активизирует ослабившуюся во время символдрамы деятельность коры
головного мозга и относительно быстро возвращает пациента в состояние
бодрствования. Это важно, так как иначе пациенту потребуется длительное время,
пока он сможет совершенно бодро и ясно ориентироваться и действовать в реальном
окружении.
После сеанса символдрамы пациент также мало способен
когнитивно делать рассудочные умозаключения или внимательно воспринимать
окружающее. Поэтому предлагаемое психотерапевтом пациенту последующее
обсуждение в большинстве случаев не заходит очень далеко. Пациент еще сильно
захвачен миром внутренних образов и охвативших его чувств и аффектов. Ему не
следует поэтому выходить сразу на улицу с оживленным движением и садиться за
руль машины. Лучше предложить ему 10-15 минут побыть в комнате для ожиданий и
полностью прийти в себя.
В случае работы с пациентом, отягощенным проблемами,
психотерапевт должен быть готов к непредвиденному развитию и реакциям, а также
должен уметь осторожно и дозировано производить воздействие, учитывая
глубинно-психологические и психотерапевтические аспекты.
4. Стандартные мотивы основной ступени
символдрамы.
На основной ступени символдрамы и в случае работы с
необученным пациентами предварительное задание мотива является технической
необходимостью, способной создать стабильные и возобновляемые условия для
введения имагинаций.
С предложением мотива всегда естественным образом связана и
тематизация поля переживания. Хочет человек или нет, но с каждым мотивом
представления при помощи соответствующего ему символического значения
детерминируется определенная тема. Иногда это может быть что-то имеющее
общезначимую природу и подходящее многим людям. В другой раз это может
затрагивать специфическую тему, касающуюся только индивидуальных обстоятельств
мотива.
Часть мотивов задумана очень широко, как сцена, на которой
может разыгрываться символдрама или могли бы спонтанно представляться
всевозможные давлеющие конфликты. Другие мотивы - более узкие, а некоторые
тематически специально сужены и определены.
Основной ступени символдрамы соответствуют мотивы,
символическое значение которых представляет широкое пространство для
спонтанного развития индивидуальных проекций. Это:
1) мотив луга, как начало сновидения наяву и сцена,
плоскость проекций актуальных конфликтов;
2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по
течению, до его истока, либо вниз, до его устья;
3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом
на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;
4) мотив дома, который осматривается самым тщательным
образом;
5) мотив опушки леса, видимой со стороны луга. Надо
заглянуть в глубину темного леса, чтобы увидеть, какая символическая фигура
выйдет оттуда.
Луг.
Его можно использовать после теста с цветком в качестве
вхождения в метод и как начало каждого отдельного сеанса сновидений наяву.
Мотив задается пациенту в совершенно неопределенной форме.
"Попробуйте представить себе луг, ведь представить себе что-то - несложно,
это Вам будет совсем нетрудно. Так же и любой другой образ - это тоже
хорошо".
Сценарий луга отражает часто более или менее осознанное
настроение пациента. В соответствии с этим детали образа луга могут изменяться
от сеанса к сеансу. Фактор настроения может быть представлен в самых разных областях,
но чаще всего он представляется в погоде. Солнце - приподнятое оптимистическое
настроение, угрюмое небо - от задумчивости до депрессии.
Время года указывает на прочно укорененную базовую
настроенность. Осенняя ситуация - печальное, плохое настроение, весенняя -
оптимистическое ожидание, летняя - чувство удовлетворения от исполнения
чего-то.
В случае с идеально здоровыми испытуемыми мы ожидаем
приветливого, ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие
которого представлено обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная
благодаря общему приятному окружению.
Луг - выражение добродушного, уравновешенного, относительно
бесконфликтного, лишенного соперничества, плодородного материнского мира.
Однако гармоничный образ луга в сиянии солнца может
возникать не только у идеально здоровых испытуемых, но нередко и у пациентов,
которые обращаются из-за невроза. В этом выражается умение скрывать конфликты и
внутренние психические проблемы, то есть умение сильно их вытеснять у людей с
развитыми сильными защитными механизмами "Я".
Но такой парадокс, в случае с мотивом луга, встречается все
же относительно редко.
Большой интерес представляют частные детальные проекции
конфликтов на мотив луга. Это формы нарушений, в результате которых нарушается
идеальный луг с его плодородием и добродушием (луг обглодан, иссушен солнцем,
крошечный, стеснен колючей проволокой, обнесен забором; бесплодный, топкий,
мокрый).
У людей, находящихся в острой кризисной ситуации или с
невротическими нарушениями, могут проявляться определенные признаки нарушения
образа луга, на которые следует обратить внимание. Вместо луга появляется
сжатое поле, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. Скопление
похожих сцен может означать особенно тяжелое нарушение, которое ставит под
сомнение возможность психотерапии по методу символдрамы.
Работы с лугом не исчерпывается описанной диагностической
стороной.
В психотерапии предлагается пациенту, если мотив луга более
или менее приемлем, сначала делать то, что он хочет, задавая ему вопрос:
"Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У него могут появиться желания
погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т.д.
Терапевт должен занимать разрешительную, все дозволяющую позицию. Иногда этот
вопрос ввергает пациента в растерянность. Ему не приходит в голову, чтобы он
мог сделать? Это характеризует те тенденции поведения, которые свойственно
данному человек и в реальной жизни, хотя они им не всегда осознаются. Кому
ничего не приходит в голову, тот, наверное, и в обычной ситуации не знает, что
ему способно доставить радость. Не привыкший следовать собственным желаниям и
импульсам человек склонен скорее к пассивной установке и привык получать от
других людей указания и инструкции. Предоставление свободы может вызвать столь
тягостное и беспомощное состояние и поставить пациента перед внутренней
дилеммой.
В случае неблагоприятной картины луга логично поставить
вопрос о вмешательстве психотерапевта. Он может попросить пациента представить
другой, географически удаленный ландшафт, излучающий положительное настроение.
Может предложить попробовать перелезть через сужающийся забор, посмотреть, что
за ним.
Структурирующие воздействия психотерапевта концентрируются
прежде всего вокруг стимулирования представляемых образов. Основная идея при
этом - исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности во всех подробностях,
выяснить все связанные с ним настроения. Восприятие осуществляется в двух
направлениях: с одной стороны, в когнитивном направлении, с рассмотрением
фактических признаков образа, с другой, в области настроений, чувств, аффектов.
Мотив луга совсем, что с ним связано, может занять собой
как первый, так и многие последующие сеансы. Он может также остаться только
одним коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.
Ручей.
В этом же или в следующем сеансе пациенту предлагается,
опираясь на мотив луга, переключиться на ручей. Это - структурное предложение,
с мягким внушением, содержание которого остается, однако, совершенно
неопределенным. Обычно этого достаточно, чтобы побудить пациента найти какой-то
ручей. Конечно же, может произойти и обратное - мотив ручья не установится. В
этом случае можно сделать вывод о некотором сопротивлении или защите. В
положительном же случае мы даем сначала пациенту возможность описать детали
ручья. Не спрашивая о деталях, терапевт просит рассказать о впечатлениях.
Ручей может быть и маленькой канавкой , и широким потоком,
и рекой. Терапевт просит сообщить о таких признаках, как скорость течения,
чистота воды, характер берега и его растительности. Можно опять спросить, что
пациенту хотелось бы здесь сделать. В то время, как одни не проявляют
инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, побродить по ручью, поискать
рыб и т.д.
Какое символическое значение мы можем приписать мотиву
ручья? Ручей - это текущая вода, которая из источника устремляется по различным
потокам в сторону моря и вливается в него. Основной мотив ручья - мотив
постоянно текущего потока, в котором в то же время проявляется развитие.
Мотив ручья является выражением текущего психического
развития, беспрестанного развертывания психической энергии.
Вода как "элемент" несет в себе жизненную силу.
Конец реки, море - особый случай мотива "воды" - считается обычно
символом бессознательного в целом.
После того, как пациент подробно рассмотрел и описал ручей,
ему предлагается на выбор - пойти вверх по течению к источнику или вниз по
течению на такое расстояние, на какое он сможет. Идти вверх по течению легче,
чем вниз. Для идеально здорового человека проследить ручей вниз по течению не
будет особенно трудным. Он расскажет, как ручей становится все шире и шире, как
он протекает через различные ландшафты, появляются большие деревни и города,
потом он, может быть, впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце
концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само по себе
станет особым мотивом.
Практически всегда по ходу движения возникают характерные
мотивы возникновения препятствия-недопущения. Они дают сигнал о существующих
проблемах, и их можно считать признаком нарушения психики.
Признаками нарушения, указывающими на существование
внутреннего конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится и- песка,
источник течет тонкой струйкой или многочисленными ручейками растекается по
лугу. Если у пациента с каким-то невротическим нарушением вода из источника
вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена
витальность (жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность.
Пациенту предлагается смочить водой лицо, попробовать воду
на вкус. При этом обращается внимание на то, чувствует или нет пациент
какую-либо влагу, в какой степени он может описать декорации окружения, какой
эмоциональный тон и какое настроение они создают.
Если обратиться к глубинной символике, то источник - это
оральное материнское обеспечение, материнская грудь. Когда в картине источника
существует серьезное нарушение, можно с большой вероятностью сделать вывод о
фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями "мать-ребенок",
то есть идущими из области оральных потребностей. Неудовлетворение этих
потребностей вызывает эмоциональные пробелы.
Признаками нарушения психики считается не только
недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием
воды источника. Пациент отказывается пробовать воду, объясняя отказ свой тем,
что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он
все же ее пробует, то вода может иметь неприятный, плохой или кислый вкус, она
может оказаться горячей или крайне холодной. Терапевтически эффективно
использовать прием медленного привыкания к родниковой воде, прием постепенной
адаптации к ней.
Рекомендуется использовать такое упражнение - проследить,
как ручей превращается в реку, потом в большую реку и , наконец, вливается в
море. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные
конфликтами мотивы препятствия-недопущения. Он может обнаружить запруду,
бетонную стену, дощатую перегородку, вода может постепенно просачиваться в
песок, исчезать в отверстии, в земле и явно продолжать свое течение под землей.
Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой Лейнер считает
исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Встречаются маневры
сопротивления, когда пациент, следуя по течению реки, через некоторое время с
удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое
развитие не наступает.
Еще одна противоестественная ситуация возникает, если
временами ручей в фантазии пациента течет в гору, преодолевая закон тяготения.
Такое встречается у пациентов с несколько наивными или детскими
представлениями, часто истерически структурированными. Это указывает на
тенденцию отрицания реальности.
Интересна проработка возникающего у некоторых пациентов
мотива водопада. Чем причудливее, необыкновеннее его образ, тем значительнее
невротические нарушения - вода, например, может не доходить донизу, так как
она, в представлении пациента, испаряется.
Сеанс, на котором пациент прослеживает течение ручья до
впадения в море, требует много времени. Путь к морю можно сократить, предложив
пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки.
Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться
(кому-либо, элементу или человеку). На море, к которому выплывает пациент, ему
можно предложить искупаться и поплавать.
Лейнер, в отличие от Томаса, занимающегося высшей ступенью
аутотренинга, не рекомендует погружать пациента в глубину моря. Он объясняет
это тем, что существует опасность встретить там монстрообразных архаических символических
существ, а у психотерапевта не будет ни достаточного опыта, ни необходимых
знаний, чтобы путем соответствующих режиссерских указаний сделать встречу с
ними терапевтически эффективной.
Также техники, направленные на проникновение в глубину психических
переживаний, могут столкнуться с опасностью, что будут активизированы не только
страхи, но и разнообразные защитные механизмы и тенденции вытеснения, при
помощи которых пациент, прежде всего, должен себя защищать. В особо выраженных
случаях это может привести к долго сохраняющимся сопротивлениям переноса,
которые подрывают доверие пациента к психотерапевту или навязывают пациенту
зависимую позицию, потому что он чувствует, что психотерапевт им манипулирует.
Если пациент с невротическим нетерпением настаивает на том,
чтобы погрузиться в море, следует помнить, что его желание может определяться
явной аутоагрессией и мазохистским угнетением. Поэтому пациент не может быть
наилучшим советчиком самому себе относительно режиссерского ведения сновидений
наяву. Психотерапевт, работающий по методу символдрамы, должен учитывать и
контролировать спонтанные тенденции поведения пациента.
Гора
Мотив горы можно направить двумя различными способами:
первая и более короткая установка - рассматривание и точное описание вида горы
издалека. Вторая установка включает подъем в гору, который начинается
непосредственно с дороги на лугу и должен привести на вершину.
При описании важно подробно охарактеризовать форму, высоту
(сколько примерно метров может быть в этой горе?), какие деревья на ней растут
и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и
т.д. В конце задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту
гору?
Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный
пациент в Средней Европе описывает гору средней высоты не более 1000 метров,
поросшую лесом, возможно, со скалистой вершиной, на которую, как ему кажется,
он мог бы подняться, хотя , может быть, и с трудом.
Формы гор у невротиков могут быть примерно такими: гора -
это только холм, иногда - куча песка, груда снега или, наоборот, гора очень
высока, огромна, покрытая снегом и ледниками. Она может быть из папье-маше, из
гладких скал, из зеркально-гладкого мрамора. Она может иметь форму сахарной
головы с крутыми неприступными стенами, как это часто бывает у подростков и
незрелых личностей.
Пациента просят рассмотреть и описать эмоциональные
впечатления и качества горы, ее "излучение". Важно замечать, какими
признаками описывается гора, так как перечисленные ее качества можно перенести
на людей. Пациенты наделяют гору качественными понятиями, которые принято
использовать при характеристике людей.
Мотив горы в первом способе - особенно хорошая модель для
того, чтобы четко показать объекты репрезентаций, то есть отражение самых близких
людей из раннего детства, так называемых эмоционально значимых лиц или лиц
отношения.
Следующий шаг - это подъем в гору. После того, как четко
установится образ луга, терапевт просит пациента: "Оглянитесь, пожалуйста,
кругом. Может быть, Вы где-то поблизости увидите дорогу или хотя бы маленькую
тропинку?" Как правило, это быстро получается. Терапевт далее просит
пациента пойти по той дороге и заранее предупреждает, что она поведет его через
лес, а потом в гору. С горы он увидит панораму окрестностей.
Это предсказание определяет все сценическое развитие. Но в
деталях оно определяется индивидуально самим пациентом.
Идеально здоровый человек обычно без труда может подняться
по этой дороге. Он проходит через лес, взбирается по внушительному подъему на
гору средней величины. На ее вершине он находит место, откуда открывается
панорама во все стороны. Погода хорошая, пациент видит далеко.
Как правило, ему открывается панорама привычного
среднеевропейского ландшафта, с ухоженными полями и деревьями, дорогами и
людьми, занятыми каким-либо делом. Вдали он может увидеть город, реку или
озеро, может, появится море или горы на горизонте.
Мотив горы делится на 3 компонента - восхождение, панорама
и спуск.
- В обычной жизни в слова "подъем",
"восхождение" мы вкладываем смысл движения вверх по служебной
лестнице, карьеру, профессиональный рост и образование. Некоторые люди ставят
перед собой высокие или даже крайне высокие цели, другие довольствуются средним
уровнем и испытывают при этом меньше сложностей. Психолог Конрадт показал в
своем исследовании высокую корреляцию между высотой горы и уровнем притязаний
представляющего образы человека. Люди с высоким уровнем притязаний,
отличающиеся непомерным тщеславием, представляют высокую гору, подняться на
которую сложно и тяжело.
Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну
отдельных участков, необходимость карабкаться, использовать альпинистское
снаряжение. Это показывает, каким образом данный человек привык решать задачи и
добиваться своих целей. Усердные и всегда готовые работать люди без каких-либо
указаний начинают подниматься в гору, как только перед ними возникает ее образ.
Люди, привыкшие к удобствам и избегающие проблем, выбирают прогулочный путь,
утомляются, часто отдыхают в пути.
При тяжелых невротических нарушениях тропа становится
скользкой и пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а
спускается все ниже и ниже в темный лес.
Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой
личности имеют достаточно фантазии, чтобы в своем воображении перепрыгнуть
через тяжелое восхождение. Они поражают психотерапевта, сообщая: "А я уже
наверху!"
- Панорама, открывающаяся с горы, - это второй компонент
мотива горы. Панорама - это вознаграждение за затраченное напряжение. Пациент
наблюдает мир в совершенно иной перспективе, чем он привык. Он отдален от
земли, все уменьшено, но вид, распростертый до горизонта, великолепен.
Важно уточнение - не нарушается ли обозрение в каком-то из
четырех направлений. Терапевт просит пациента описать, что он может разглядеть
позади себя, вперед, справа и слева. Вид сзади - это, как правило, взгляд в
прошлое, впереди - ожидание будущего, справа - акцентируется когнитивная,
рациональная, мужская установка, слева - эмоциональная, женская.
На первых этапах психотерапии панорама часто открывается на
образы ландшафта ранней весны - марта или апреля. По мере занятий символдрамой
ландшафт делается плодороднее, происходит преобразование от весны к лету,
вплоть до времени сбора урожая. Появляются реки и озера, может появиться море.
Горные цепи становятся ниже. Это развитие кататимной панорамы указывает на
бессознательную самооценку развивающегося терапевтического процесса. Повышенная
оживленность явно указывает на растущее развитие и обогащение "Я" с
одновременным разрушением закостенелых структур.
Оценивая признаки нарушения психики, прежде всего, следует
обратить внимание на ландшафт. Экзотические ландшафты - бесконечные саванны,
пустыни, невозделанные территории - сигнализируют о существующих проблемах.
- Третья часть мотива горы - спуск.
Если пациент достаточно побыл на вершине горы, увидел
панораму и описал ее, ему дается на выбор возможность спуска вниз - либо по той
же дороге, по которой он поднимался, либо - по какой-нибудь другой.
Нежелательно заканчивать сеанс прежде, чем пациент доберется опять до подножия
горы.
Спуск не всегда происходит беспроблемно. Иногда пациенты
неохотно спускаются вниз, особенно те, у которых высокий уровень притязаний. В
культурно-лингвистическом контексте слово "опускаться" часто используется,
как отказ от важного положения, социальный спуск, снижение, моральное падение.
Некоторые пациенты уход с вершины горы воспринимают как
возвращение в серые будни повседневной жизни. Обозрение панорамы они
восприняли, как облегчение, а возвращение, соответственно, - прямо
противоположно.
Другие, напротив, чувствовали себя на вершине неуютно,
одиноко, отрезанными от мира людей. Для них возвращение вниз, к людям, к
человеческим жилищам - приятно и желанно.
Опять-таки терапевт просит описывать детали ландшафта, по
которому пролегает путь, окружение, эмоциональный тон.
Мотив горы чрезвычайно важен. Восхождение на гору следует
постоянно повторять через определенные промежутки времени.
Если этого не делать, то может остаться вне поля зрения
пациента проблема соперничества и достижения, которую необходимо прорабатывать.
Внутреннее смирение или депрессивная пассивность останутся вытесненными.
Дом.
Дом - очень многоплановый мотив. На его прорабатывание
требуется много времени. Мотив дома следует предлагать только тем пациентам,
которые уже хорошо освоились с символдрамой и которые способны, по мнению,
терапевта, выдержать определенную нагрузку.
Согласно существующему опыту, дом переживается прежде
всего, как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома
выражается структура, в которой пациент проецирует себя и свои желания,
пристрастия, защитные установки и страхи.
Пациента просят представить себе дом. Потом он должен
описать его - сначала снаружи, включая окружение, потом - изнутри. При внешнем
осмотре дома следует спросить, что он напоминает пациенту? В некоторых случаях
бывают сходства с родительским домом, с домом бабушки и дедушки, или других
важных значимых лиц. То же относится и к внутренним частям дома.
Дверь дома редко бывает закрытой. Правда, для некоторых
пациентов характерно возражать, что дом - чужой и в него просто так заходить
нельзя. Рекомендуется обсудить с ними в таком случае причины их
нерешительности, которые, возможно, часто проявляются и в обычной жизни.
При осмотре внутри обращается внимание на то, каких
помещений пациент избегает, какие - хочет осмотреть в первую очередь, какой
интерьер он видит. Вытесненные проблемы дают о себе знать в моментах избегания.
Особое значение имеет кухня, как место, где хранится и
готовится еда. Она может быть сверкающе-чистая, с мебелью из новых материалов,
или покинутая, полная тарелок и грязной посуды, мусора и объедков.
Есть ли запасы продуктов? Что именно находится в кладовой
или в холодильнике, как кладовой меньшего формата?
Состояние кухни и хозяйственные запасы позволяют делать
прямые выводы об установке пациент относительно орального мира наслаждения.
Как дополнение к мотиву кухни следует обратить внимание на
хозяйственные запасы в подвале, в погребе. Вполне может быть, что запасы вместо
того, чтобы быть в кухне, в изобилии сложены в подвале (вытеснение оральных
наслаждений).
Далее описываются жилые помещения, обстановка, царящая в
них атмосфера. Хотел бы пациент тут жить? Следует спрашивать о чистоте
помещений. Чрезмерная чистота и порядок являются противовесом к уютной жилой
атмосфере.
Особое значение придается также спальне, как интимной
области, различные детали которой выражают партнерские отношения вплоть до
эротически-сексуальных связей. Задаются вопросы относительно количества кроватей,
спали ли уже на этих постелях, что в шкафах и на ночных столиках? Если молодые
пациенты или подростки находят там старомодные платья, которые пошли бы разве
что их родителям, они как бы сигнализируют тем самым, что вытесняют для себя
сексуальные или похожие на брак отношения.
В качестве последних пунктов осмотра следует наконец
назвать чердак и подвал. В обоих помещениях психотерапевт может предположить
наличие старых сундуков, ящиков и шкафов. можно попросить пациента исследовать
их содержимое. осмотр старых вещей, игрушек, семейных альбомов может натолкнуть
на важные реминисценции, воспоминания.
В случае с беспроблемными людьми появляется образ дома,
предназначенного в основном только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение,
гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера
пациента явно пренебрегается. Маленькая хижина вызывает вопрос, насколько
развито у данного человека самосознание. Отсутствие окон позволяет сделать
вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Замок, часто
имеющий тронный зал с троном, указывает на грандиозные ожидания и завышенную
нарциссическую самооценку.
Важно удостовериться, не представляет ли один и тот же
пациент в определенных условиях совершенно различные мотивы дома в различные
периоды времени. Если контрастов и различий в образах разных домов слишком
много, то можно предположить, что пациент привык жить, опираясь на разные роли
или ядра "Я", а консолидирующая идентичность Я у него еще не
развилась. Если контрастов меньше, то в этом можно увидеть некоторую долю
эластичности, гибкости и многосторонности личности.
В случае повторения мотива дома структуры образа будут тем
более закостенелыми, чем более невротично фиксирован пациент.
С использованием мотива дома стоит быть очень осторожным. В
процессе психотерапии не следует вводить его слишком рано. Мотив дома
изменяется в ходе продвижения процесса психотерапии или под влиянием сильных
переживаний, к примеру, влюбленности. При благоприятном развитии он
гармонизируется и совершенствуется.
Заглянуть во мрак леса.
Лес - темная область земного ландшафта, которую нельзя
видеть насквозь и где может скрываться все или ничего. В лесу безмятежно и
свободно живут дикие звери; в лесу могут обитать злые и добрые существа, вроде
фей, гномов, ведьм, разбойников и т.п. Лес часто внушает нам неопределенный
страх.
В глубинной психологии лес является символом
бессознательного. Никакой другой мотив основной ступени символдрамы не
переживается так противоречиво, как лес. На этот мотив могут проецироваться
очень амбивалентные, эмоциональные переживания. Здесь одновременно смешиваются
чувства страха и удовольствия.
На основной ступени символдрамы терапевт принципиально
удерживает пациента от вхождения в лес. Это относится и к тем случаям, когда
пациент хочет туда пойти по собственному побуждению. Опять-таки необходимо
помнить о том, что в работе с образами и символами пациент ни в коей мере не
может быть для себя все время лучшим советчиком.
На основной ступени задача психотерапевта - сохранение
покровительственной позиции и избегание опасных ситуаций. Необходимо следовать
старой психотерапевтической рекомендации - не освобождать на сеансе больше
бессознательного материала, чем психика пациента сама спонтанно готова открыть.
Работа с мотивом опушки леса означает осуществление этой возможности. Здесь
речь идет об области бессознательного, которая находится непосредственно на
земле, то есть поблизости от сознания.
Представляющиеся символические образы должны выходить из
леса на луг, в известной степени из бессознательного на свет сознания. Цель
терапии - в том, чтобы путем выхода из леса на луг вывести на свет сознания
отщепленные и вытесненные пациентом тенденции. Занимаясь с ними, пациент
принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, позднее, возможно,
даже сможет дотрагиваться и гладить их, как обычно поступают с животными. Часто
пациенты к этому не готовы. И тогда психотерапевт должен помочь им, применяя
специальные режиссерские принципы работы с образами, о которых мы поговорим
чуть позднее.
В объяснении символических образов необходимо учитывать два
дополняющих друг друга аспекта.
На первом уровне интерпретации образ можно рассматривать в
контексте объектных отношений, то есть как воплощение отношений близких людей,
т. н. значимых лиц, оказавших особо важное влияние на пациента. При неврозе они
могут оказаться недооцененными, непризнанными или появляться в искаженной
форме, т.е. так, как они эмоционально переживались ребенком в детстве.
Второй уровень интерпретации образов - субъективный, т.е.
образы могут воплощать бессознательные тенденции поведения и установки; иными
словами, - аффективные и инстинктивные желания пациента, которые он отщепляет
от своего реального поведения. часто пациенты воплощают в образах часть
"непрожитой жизни".
5. Режиссерские принципы основной ступени.
Под режиссерскими принципами имеются в виду технические
указания, касающиеся обращения с символическими образами. Они практически те
же, что и у Стюарта, и они подробно рассмотрены в главе 2.3 "Работа с
образами в психологическом консультировании".
Лейнер предлагает для работы на основной ступени
символдрамы использовать прежде всего принципы - кормления, насыщения,
примирения и принцип нежного объятия. Они выбраны им для исходной работы с
символами потому, что их сравнительно легко освоить и они практически не
вызывают у пациентов никаких тревожных реакций. Тем не менее, при
целенаправленном применении они оказывают терапевтическое воздействие в четко
определенных пределах.
Принцип кормления и насыщения дают психотерапевту
возможность показать на примере ситуаций с враждебными образами, как следует
себя вести в агрессивной или недружелюбной ситуации. При этом следует избегать
бегства или враждебных действий ради защиты.
Нападение пациента на враждебный символический образ
показывает агрессию, направленную против него самого, вернее, против
затрагиваемой при этом части собственного его "Я".
Это подавление собственных напирающих импульсов пациент уже
достаточно долго нарабатывал в своем невротическом поведении. Плодотворная психотерапевтическая
интеграция происходит аналогично действиям укротителей диких животных.
Укротитель пытается расположить и привязать к себе животных. при этом он их
кормит прежде всего. Насколько это получится - зависит от вида предлагаемой
каждый раз пищи. Например, змее в имагинации можно поставить блюдце молока, а
льву лучше предложить миску свеженарезанного мяса.
Предложив пациенту накормить животное, психотерапевт
обсуждает с пациентом, какой корм лучше предложить. Цель заключается не в том,
чтобы просто "кормить", а в том, чтобы предложить избыток пищи, - ее
должно быть значительно больше, чем невротический пациент может себе
представить в своей оральной зажатости. момент наступления
"пресыщения", когда животное перекормят, имеет большое значение.
Что же происходит потом? Символический образ, как и живое
существо, становится по-настоящему сытым и тем самым усталым и ложится
отдохнуть. В дальнейшем поведение символического существа изменяется коренным
образом. Оно утрачивает свою опасность, становится приветливым и
доброжелательным. Пациент уже может приблизиться к нему, и даже прикоснуться
или погладить. Принцип кормления и насыщения сам собою переходит в следующий
принцип символдрамы - принцип примирения. Возможно, здесь пациенту еще придется
при помощи психотерапевта преодолеть остатки своего страха, но работать с ним
будет уже гораздо проще.
6. Показания и противопоказания для
применения методов основой ступени символдрамы.
Плохими прогностическими признаками для основной ступени
символдрамы являются следующие клинические моменты и диагнозы:
1) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;
2) острые или хронические психозы или близкие к психозу
состояния;
3) церебрально-органические синдромы;
4) тяжелые депрессивные расстройства;
5) недостаточная мотивация;
6) явно выраженные истерические неврозы;
7) нарциссические синдромы.
Важную роль играет "возраст" симптомов. Если они
существуют более 3 лет, прогноз осложнен.
Также нужно, чтобы пациент испытывал определенный гнет
страданий. Если его нет, прогноз может быть неблагоприятен. Чем дольше человек
выдерживает превратности судьбы без появления симптомов, тем благоприятнее
прогноз.
Пассивная выжидательная позиция по отношению к врачу,
склонность к вялости, инертности, комфортности уже при первом обследовании или
мгновенное, некритическое соглашательство, покорность неблагоприятны.
Симптомы изнеженности и пассивной зависимости,
невротическая лживость и склонность к мошенничеству и авантюрам являются
признаками "невротической запущенности". Неблагоприятны невротическое
нетерпение и педантизм.
Предпосылкой для успешной психотерапии является абсолютная
добровольность, при которой на пациента можно перенести часть ответственности
за успех лечения. Благоприятно понимание и предвидение у вполне откровенных,
привыкших к активной работе пациентов.
Важен уровень образования психотерапевта, его умение и
опытность, потому что именно от его установки и искусства ведения, от его
клинического и собственного опыта, от чувствительности и владения эмпатией
зависит успех психотерапии по методу символдрамы.
Какими нозологическими заболеваниями можно заниматься по
методу символдрамы?
1) нейро- и психовегетативные нарушения и психосоматические
заболевания средней тяжести;
2) состояния страха и фобии;
3) депрессивные неврозы;
4) неврозы с преимущественно психической манифестацией
(кроме неврозов навязчивых состояний);
5) обусловленные невротическим развитием личности нарушения
адаптационной способности;
6) психоневротические нарушения и невротическое развитие
личности в детском возрасте;
7) нарушение адаптационной способности в подростковом и
юношеском возрасте.
На основной ступени символдрамы следует довольствоваться
ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений
поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т.е.
после 45 лет.
7. Стандартные мотивы и
психотерапевтические техники средней ступени.
- Представление значимого лица.
Отца, мать, братьев, сестер, начальника, супруга, детей
можно представить либо в реальном, либо в символическом облачении. Личное
появление таких фигур может вызывать сопротивления, которые смягчаются
символическим облачением. Местом встречи могут быть реальные места или луг.
Символическое облачение может раскрываться в ландшафтных мотивах ( как это часто
бывает спонтанно), в мотиве горы. источника, ручья или в форме деревьев, как
отдельно стоящее дерево, как два дерева или в соответствии с тестом трех
деревьев. Положение деревьев друг относительно друга точно так же отражает
семейную динамику, как и положение в семье животного. Облачение в фигуру
животного можно интерпретировать как отцовскую (например, фигура слона) или
материнскую (корова) интерпретацию. Поведение животных при попытках пациента
приблизиться к ним, прикоснуться и заговорить с ними дает содержательную
информацию о бессознательной установке по отношению к ним.
- Мотив для исследования установки на сексуальность
(розовый куст/поездка на машине).
При работе с женщинами предлагается поездка на повозке,
запряженной лошадьми, или на машине. Тема такова: пациентка идет по пустой
дороге в сельской местности и устала. Появляется машина или повозка, она сама
останавливается, и водитель (кучер) предлагает подвезти пациентку. Множество
различных форм защиты проявляются в искажении ситуации и отражают проблемы,
возникающие у пациентки в партнерских отношениях.
Для работы с мужчинами используется символ куста розы на
краю луга. После того, как пациент рассмотрит этот куст, его просят сорвать
одну розу. Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента, его
страх уколоться и т.п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения
сексуальных расстройств.
- Мотив для исследования установки на агрессивные импульсы
(лев).
В качестве выражения способности к экспансивному и
агрессивному поведению представляется дикая кошка (лев).
Она может сидеть в клетке, выступать с трюками в цирке,
свободно двигаться на природе. Животное может быть мягким, кротким,
приветливым, как плюшевый мишка, выражая явную заторможенность агрессии
какого-то особого человека.
- Мотив для определения идеала "Я" как инстанции
"Сверх-Я", идеализация "Я" или какой-то контрастной
персоны. Это попытка понять ранние идеальные образования. С этим связана
проблема идентичности. Пациента просят выбрать себе какое-нибудь имя того же
пола, чтобы представить себе потом такого человека.
В противоположность относительно структурированному методу
основной ступени символдрамы здесь, на средней ступени, кататимные образы
предоставлены свободному развертыванию. Частично отправляясь от какого-либо стандартного
мотива, частично полностью от него независимо психотерапевт предлагает в
свободно ассоциативной форме развертывать последовательно как бы нанизывая друг
на друга, образно представляемые сцены. Это удается только с пациентами с
достаточно продуктивной фантазией. Нередко при этом свободно ассоциированные
образы сходятся со сценами воспоминаний из раннего детства, имеющих
травматический характер. Под покровительством психотерапевта спонтанно
переживаются и испытываются во всей полноте драматические сцены. часто с
освобождением страхов и других негативных аффектов.
Для высвобождения соответствующих эмоций и аффектов Лейнер
рекомендует использовать метод фокусирования острых конфликтов. В начале сеанса
пациент вербализует насущный конфликт и когда тема достигает кульминации, ему
предлагается подходящий мотив символдрамы, чтобы представить конкретную
насущную проблему в сновидении наяву. Тогда она проявляется в образной форме
очень пластично, по-новому, приоткрывая на воображаемом уровне совершенно новые
аспекты. В дополнение в ходе пробного действия может быть проиграно решение или
попытка решения проблемы пациента.
При работе с пациентами, страдающими психовегетативными и
психосоматическими расстройствами, оправдало себя образное представление
больного органа или соответствующей части тела с указанием, что там должно
обнаружиться какое-то изменение. В распоряжении психотерапевта есть две техники
- индукция (внушение) рассматривать извне какой-то орган, как если бы он был
открыт и его можно было бы наблюдать сквозь стекло и техника уменьшения
пациента до размеров сказочного мальчика с пальчик, который опускается через
рот по естественным путям в больной орган.
8. Значение терапевтического воздействия
символдрамы.
Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы
опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных
конфликтов и проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу.
Символдрама позволяет работать с ними именно эмоциональными средствами. Само
название метода - "символдрама" или "кататимное переживание
образов" - указывает на связь с эмоциями и происходит от греческих слов
"ката" ("соответствующий", "зависящий") и
"тимос" (одно из обозначений "души",
"эмоциональности"). "Кататимное переживание образов" на русский
язык можно было бы перевести как "эмоционально обусловленное переживание
образов" или "переживание образов, идущих из души". В
символдраме терапевт имеет дело с наиболее глубокими и подлинными
переживаниями. Благодаря этому даже негативные переживания в образе могут иметь
мощный психотерапевтический эффект. Символдрама дает возможность глубоко
пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных
техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.
Исследования немецких и российских психотерапевтов и
психиатров, использующих символдраму, позволяют рекомендовать этот метод как
адекватное средство диагностики и лечения самых разных психических,
психосоматических расстройств и заболеваний, таких как гинекологические
заболевания и сексуальные нарушения, мастопатии, онкологические заболевания,
эндогенные депрессии, страхи и фобии и пр.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л.
Воображение.// Основы общей психологии. – М., 1998г.
2.Стюарт В. Работа с образами
и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998г.
3. Бурно М.Е. Терапия
творческим самовыражением. – М., Академический проект, 1999г.
4. Юнг К.Г. «Человек и его
символы». – М., 1998г.
5.Личко А.Е. Психопатии и
акцентуации характера у подростков. –
Л., Медицина, 1977г.
6. Карвасарский Б.Д.
Психотерапия. –М., Медицина, 1985г.
7. Хайкин Р. Художественное
творчество глазами врача. – СПб., - 1992г.
8. Назарова
Л.А. Метод кататимного переживания
образов (символдрама) Х.Лейнера.