Социальные стереотипы
Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения
образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в
голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более
узком смысле - как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической)
группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей
инаковыглядящих, - мыслящих, - действующих и других подобных групп.
“Соцальный стереотип” стал синонимом этнического предрассудка
с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей
фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному,
предубежденному сознанию.
Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем
эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип
акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью,
а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е.
закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования
стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие
конструктивные процессы, прежде всего кауз. атрибуция, или объяснение человеком
причин своего и чужого поведения.
Функции социальных стереотипов (Тажфел)
Индивидуальный уровень
1) когнитивная (схематизация, упрощение)
2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного
“Я-образа”).
Социальный уровень
3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой
идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)
4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр.
“Мы-образа”).
4 уровня стереотипов, Дуаз
1) индивидуальные психологические особенности формирования
представлений человека о своей социальной среде.
2) представления, социальное образование, складывающиеся в
ситуации МЛ взаимодействия.
3) коллективные представления - социальные образования,
формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует
именно на этом уровне.
4) высший уровень - идеология, который складывается под
влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень
детерминирует нижележащие.
Социальный стереотип - упрощенный, схематизированный,
эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной
группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Искажает видение “ошибочный компонент” .
Социальная реальность -> препятствует адекватному
взаимопониманию людей.
Тэджфел - в положении относительно стереотипа:
1) люди с легкостью готовы характеризовать общинные
человеческие группы грубыми и пристрастными признаками
2) такая категоризация стремится оставаться стабильной в
течении длительного периода времени.
3) социальные стереотипы могут изменяться, но медленно, в
сопротивлении от социально политических и экономическим изменениям.
4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми,
“произносимыми” и враждебными, когда возникает социальная напряженность между
группами.
5) усваиваются рано и используются детьми задолго до
возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
6) не представляют проблемы, когда нет враждебности в
отношениях групп. И их в высшей степени трудно модифицировать в условиях
значительной напряженности и конфликта.
Признаком истинности стереотипа предлагается считать меру
согласованности между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом.
Согласно “гипотезам контакта”, чем больше, дольше и глубже
контактируют между собой группы, тем выше истинность стереотипов.
Список литературы
Шихиреев П.Н. Современная социальная психология в Западной
Европе. 1922. Наука, 85.