Реферат по предмету "Психология"


Структурный психоанализ (Ж.Лакан)

Структурный
психоанализ (Ж.Лакан)

Теория
базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в
расшифровке и понимании бессознательных процессов. Кардинально пересмотрев теорию
3. Фрейда с позиций структурной лингвистики и семиотики. Лакан отождествил
бессознательное со структурой языка.

В основе
психоаналитической концепции Лакана лежат два тезиса: 1) бессознательное
структурировано, подобно языку; 2) бессознательное есть речь
"Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только
лингвистический анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть
структуру бессознательных процессов. Структурированность бессознательного,
подобно языку, с точки зрения Лакана, означает, что в нем имеются особые
бессознательные речевые элементы, которые не осознаются человеком, но играют
важную роль в протекании и развертывании психических процессов. Сведение
бессознательного к языку, речевым структурам лежит и в основе понимания Лаканом
психических заболевания. Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто
совершенно отличное от нормы. Болезнь – это просто иной способ существования,
точнее, иное символическое языковое измерение. С точки зрения Лакана, чистое
доязыковое бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании
рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и анализа речи
пациента аналитиком – с другой. Бессознательное – это речь "Другого".
Понятие "Другой" у Лакана многозначно: это и отец, имя которого
связывается с законом и порядком, и место культуры, в котором распутываются все
"приключения индивид, желаний".

Личность Лакан
понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал,
рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида , т. е. с
позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной
диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его
мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его
"Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в
поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через
"Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не
может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью
войти в сознание др. человека.

Структура
человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого
взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.

Воображаемое –
это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе
и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты.
Воображаемое подчиняется не "принципу реальности", а логике иллюзии:
оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую
роль как по отношению к объект, действительности, так и по отношению к тем
образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по
коммуникации – "других"; в этом смысле Воображаемое есть область
"незнания", заблуждения человека относительно самого себя.
Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев –
на стадии, которую Лакан назвал "стадией зеркала": именно в этот
период ребенок, воспринимавший ранее собственное отражение как др. живое
существо, начинает отождествлять себя с ним, узнавать себя в зеркале.

Символическое –
это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в
основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность
нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих
смыслов, задаваемых индивиду обществом. Если в "порядке
Воображаемого" отношения ребенка с матерью характеризуются слитностью и
непосредственностью, то, вступая в царство Символического, он обретает в виде
отца с его именем и запретами того "Другого", который знаменует для
него встречу с культурой как с социальным, языковым интеллектом человеческого
существования.

Реальное –
самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненной
функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически
сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в
какой-либо доступной для него рационализированной форме.

Отсюда –
радикальный пересмотр Лаканом классич. понятия "субъекта". Если в рамках
картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая
субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и
как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект
предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических
структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является
атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры,
говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто",
некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда
– постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и
"Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и
Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда
как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры,
создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив
"Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем
самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это
"речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется
Воображаемым.

Практикуемая
Структурным психоанализом терапия ориентирована преимущественно на языковую
проработку словесных выражений. Лакан сравнивал психотерапевтическую ситуацию с
ситуацией восприятия незнакомого языка – и в том и в др. случае человек имеет
дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего, никак не
соотнесенного с означаемым. Однако в психотерапевтической ситуации речь идет о
двоякой интерпретации означаемого – как "объективной реальности", так
и содержания психики пациента. В последнем случае означаемое, т. е. содержание
психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по
случайным деталям речи и поведения. Доступная психоаналитику задача не может
состоять лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешн. по
отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний его сознания.
Его цель – реконструировать на основе протекающего перед ним потока означающих
структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как
структура бессознательного.
Список
литературы

Н. В. Чепелева.
Структурный психоанализ (Ж.Лакан)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.