Реферат по предмету "Психология"


Этапы решения мыслительной задачи

Этапы решения мыслительной задачи



При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как
гипотеза. Осозна­ние гипотезы порождает потребность в проверке. Критич­ность — признак зрелого ума. Некритический ум легко при­нимает любое
совпадение за объяснение, первое подвер­нувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс

переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (усло­вия
задачи), который является сознательным и целена­правленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление си­туации,
нахождение решения, формирование суждения, и т. п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

• подготовка;

• созревание решения;

• вдохновение;

• проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение “что дано”, “что требу­ется найти”, какие недостающие или избыточные данные, и
т.д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алго­ритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений

(анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключе­ние и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.        

В случае неудачи:     

 3.5. Отчаяние, переключение на вдутую деятельность:

“период инкубационного отдыха” — “созревание идей”, оза­рение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения
некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие “озарению”:

 а) высокая увлеченность проблемой; 

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накоплен­ный опыт; 

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке
при .эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности
решения.

5. Реализация решения.            

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на
уровне сознания” так и на уровне бессознательного, характеризу­ется сложными переходами и взаимодействиями этих уров­ней. В результате успешного (целенаправленного)
действия достигается результат, соответствующий предварительно по­ставленной цели, а результат, который не был предусмот­рен в сознательной цели, является
по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в, проблему взаимоотношения прямого
(осознаваемого), и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение мо­жет участвовать в
последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт “складывается под влиянием тех конкретных
свойств вещей и явлений, которые вклю­чены в действие, но не существенны с точки зрения цели”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Механізм охорони навколишнього природного середовища Російської федерації
Реферат Международно-правовая охрана прав на Промышленную собственность (Контрольная)
Реферат Этика в психиатрии
Реферат Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Реферат О социальных функциях церкви на материалах русской православной церкви
Реферат The English Language Essay Research Paper This
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины. Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» цели и задачи освоения дисциплины
Реферат Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь
Реферат Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Реферат Dysfunctional Relationships Essay Research Paper Dysfunctional Relationships
Реферат «Управління потенціалом підприємства Тзов «Укрмолпродукт»
Реферат Локализация функций в коре больших полушарий Электрическая активность головного мозга
Реферат Отчет по учебной практике в ФЭО управления Судебного департамента в Мурманской области
Реферат Розвиток логіки в України
Реферат Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях