Реферат по предмету "Психология"


Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности
какой-либо вещи. Психика — это сущ­ность, где внеположность и многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие при­роды, это
отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с
поиском, выбором, в пси­хическом отражении поступающая информация подверга­ется специфической обработке, т.е. психическое отраже­ние— это активное отражение
мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как при­надлежит всегда субъекту, вне субъекта
не существует, за­висит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Пси­хические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако
содержат в себе харак­теристики внешних объектов/а ее внутренних физиологи­ческих процессов, при помощи которых психическое воз­никает. Преобразования сигналов,
совершающиеся в моз­гу, воспринимаются человеком как события, разыгрываю­щиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг вы­деляет психику, мысль подобно
тому, как печень выде­ляет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождеств­ляют психику с нервными процессами, не видят качествен­ных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких
процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в
процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом,
специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им
культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир,
природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих
способностей.



Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;   

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлени­ям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции. При этом
нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии
бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление
и воображение; эмоциональ­ные— активные и пассивные переживания; волевые— ре­шение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение
действительности и осуществление различных видов деятельности. Психичес­кие процессы протекают с различной быстротой и интен­сивностью в зависимости от
особенностей внешних воз­действий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа
протекает легко и про­дуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и
т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной
сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раз­дражительное
и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое на­зывают вдохновением.         

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный
уровень деятель­ности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепен­но в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является
результатом отражательной и прак­тической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно класси­фицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они
формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свой­ства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — реши­тельность, настойчивость;
эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они син­тезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо
отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребнос­тей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из­бирательность и уровень
активности человека); 2) темпе­рамент (систему природных свойств личности — подвиж­ность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую
динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возмож­ности личности) и, наконец, 4) характер
как систему от­ношений и способов поведения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.